«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Одна из основных задач ФГОС ДО, которую призвана решить система образования: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Мы все понимаем, что только здоровые дети смогут полноценно освоить образовательные программы, а также соответствовать всем целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые определяет стандарт.
Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей
была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения.
Ведь дошкольный возраст -это уникальный возраст для развития
личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие.
Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что простудная заболеваемость детей «приобретает характер стихийного бедствия», с которым практически не справляются специалисты.
На состояние здоровья наших детей существенное влияние оказывают неблагоприятные факторы, а именно: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; химические добавки в продуктах питания, некачественная вода; облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка); образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья); гиподинамия.
Может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек, спокойно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность использования здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии – это разнообразные формы и виды, способы деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольника.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесбережения:
- сохранить здоровье детей;
- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Для эффективного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья в детском саду мы  используем следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Физкультурно-оздоровительные;
Образовательные;
Сохранения и стимулирования здоровья;
Коррекционные;
Учебно-воспитательные.
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают исследования ученых Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни.
В настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета.
Я пришла к выводу, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями?Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Поэтому приоритетным направлением в моей деятельности стала подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.
В своей работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия:
- утреннюю гимнастику;
- прогулки с включением подвижных игр;
- бодрящую гимнастику после дневного сна;
- ходьбу по массажным коврикам (босохождение);
- закаливание;
- физкультминутки;
- физкультурные досуги или развлечения;
-артикуляционную гимнастику;
- пальчиковую гимнастику;
- дыхательную гимнастику;
- гимнастику для глаз;
- корригирующую гимнастику;
- игры на развитие мелкой моторики;
- релаксацию;
- подвижные игры;
- культурно – гигиенические навыки.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Остановимся более подробно на видах гимнастики.
Артикуляционная гимнастика (слайд №6-7)
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. (слайд 8-9)
Дыхательная гимнастика (слайд №10- 11) проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое лечение.
Гимнастика для глаз (слайд №12-13) проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Она способствует снятию напряжения мышц глаз, кровообращению.Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него. Гимнастика для глаз в нашей группе используется постоянно.В группе имеются различные зрительные ориентиры, изготовленные своими руками.
Корригирующая гимнастика ( слайд № 14-15)
Игра ( сл.№ 16-17)
Физкультурные, музыкальные занятия также проходят в движении, в игровой форме. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. ( сл. №18-19)
Подвижные игры ( сл.№20)
Прогулка ( сл. №21)
После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.Для этих целей малышам включают звуки природы или спокойную классическую музыку. Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС. Расслабление необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости, которую можно даже назвать апатией. Ряд упражнений на релаксацию способен снять напряжение, улучшить самочувствие, повысить внимание и помочь лучше концентрироваться. ( сл. № 22)
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия(хождение по ребристой доске, различные игровые упражнения для ног) воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей родителями были изготовлены коврики - дорожки с пуговицами, дети с удовольствием ходят по ним.( сл. № 23)
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.( сл. № 24)
Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на физкультурных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем детском саду проходят «Дни здоровья», физкультурные развлечения, игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Им нравится, когда в развлечениях и досугах активное участие принимают родители.
Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.
Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках
Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.
Для эффективности работы по оздоравливанию детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.
Опыт работы по данным здоровьесберегающим технологиям показал ее эффективность и вызвал большой интерес детей.
В процессе работы я пришла к выводу, что детям мало только выполнять упражнения, осваивать основные виды движений и играть в подвижные игры, им важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности
Представленный опыт применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми позволил повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит улучшение общего эмоционального состояния; стимулируются двигательные функции; развивается дыхательный аппарат.
Сформировавшиеся у детей знания о том, что крепкое здоровье, сила, ловкость необходимы человеку для полноценного труда, безусловно, скажутся на их отношении к здоровью, появится желание укреплять его. Реализовать свои стремления детям помогут хорошо развитые двигательные навыки, приобретенные в нашем детском саду.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века, и я буду продолжать применять их на практике.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения: ( сл. № 25)1. Соблюдайте режим дня!2. Обращайте больше внимания на питание!3. Больше двигайтесь!4. Спите в прохладной комнате!5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!7. Гоните прочь уныние и хандру!8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!10. Желайте себе и окружающим только добра!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение В – Талызинскийдетский сад «Колосок»
Описание педагогического опыта работы
Тема:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»
Выполнила: воспитатель
Маслова Н.Н.
с.В – Талызино - 2017 г.