Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»









Мастер – класс на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»



















Конспект мастер-класса
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Цель: Ознакомление и распространение опыта работы
Задачи:
раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;
познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, карточки с записанными понятиями.
Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, работа в группах КО, работа в группах, практикум.
1. Вступление:
-Здравствуйте! Сегодня мастер-класс проведу я, учитель начальных классов Макеева Нина Михайловна.
Девиз моей работы: «Помочь ребенку учиться легко и с удовольствием».(Слайд 2)
И начнем мы с вами с игры. Игра “Подари тепло другу” (Слайд 3)
Содержание: участники поворачиваются лицом друг к другу. Ведущий говорит: «Посмотрите так ласково в глаза друг дружке. А теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, пожелайте друг дружке чего-нибудь»
-Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей). -Настроение улучшилось?
2. Основная часть. ( Погружение в тему).
2.1. Обоснование проблемы.
Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.
Ответы педагогов.
- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
- Я вам предлагаю работу в группах кооперативного обучения..
Слайд 4
2.2 «Работа в группах кооперативного обучения» ( см. Приложение 1)
Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.
(Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)
1 группа . Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых все резко изменится и обосновать своё решение.
(Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)
-Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
2 группа. Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
- Вы заметили, что группы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные.
- К какому выводу мы пришли? (Слайд 5 «Здоровье»)
2.3. Работа на карточках.
Попробуйте предположить на сколько процентов от какого фактора зависит наше здоровье. (используют Приложение2)
( Слайд 6) Давайте сравним с данными Всемирной организации здравоохранения.
(Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17 – 20 % – экологическими, на 8 – 10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8 – 10 % – состоянием медицины и на 45 – 55% образом жизни. ) 
2.4. Мозговой штурм.
Вопрос: Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока.
Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии
Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов:
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат- получение учащимися образования без ущерба для здоровья.
Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Вопрос: Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?
Ответы педагогов:
технологии развивающего обучения;
технологии развития критического мышления;
интерактивные методы обучения;
тренинговые технологии.
(Слайд 7,8,9)
2.5. Работа в парах. Составление кластера.
Вопрос. Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? (см. Приложение 2)(Слайд 10)
Работая в этом направлении , я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
- двигательная активность
- психологическое здоровье школьника
- творческий характер процесса обучения
- использование оздоровительной силы природы
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
2. 6. Практикум
Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на практике с работай по данным направлениям.
Двигательная активность. (Слайд 11,12,13,14,15,16,17)
В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая), самомассаж.
Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.
Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам. Их дети любят называть оживлялками т.к они мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий.
Психологическое здоровье школьника (Слайд 18)
Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души».
Оздоровительная минутка «Солнышко»
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.
Разновидностью психотерапии и аутотренинга является психофизическая тренировка. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений.
Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм. Проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья, эмоционального настроения)
Можно применять видеогимнастики.
Атмосфера становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.
Творческий характер процесса обучения (Слайд 19)
Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
Использование оздоровительной силы природы.
- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);
- экскурсии;
- подвижные игры на свежем воздухе и т.д.

5.Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
(Слайд 20)
Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике работы использую разноуровневые разъяснительные инструкции.
Задание на группировку слов по одному общему признаку.
Сон, сын, рот, дом, сад, вол, рак, дым, выл, рыл, вал, дал.
1 РИ. Раздели слова на три равные группы. Запиши.
2 РИ. Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки. Запиши каждую группу слов в отдельный столбик.
3 РИ. В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой с буквой – Ы, а в третий - с буквой А.
Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют вопросам здоровья.
При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

3. Подведение итогов. Рефлексия:
Сегодня на занятии мы с вами:
1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.
2. Метод «Работа в группе кооперативного обучения» помог определить ценность здоровья для каждого из вас.

3. Метод «мозговой штурм» помог поделиться педагогам опытом работы в использовании здоровьесберегающих технологий в своей практической деятельности.
5. Мы освоили методику проведения тренинговых технологий и интерактивных методов «составление кластера», «работа в группах КО». Более подробно о методике вы можете прочитать в раздаточном материале (Приложение ).

Вы вернетесь в свои классы. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня. (педагоги высказываются по кругу)

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.

Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.





Литература:
Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005.
Базарный В.Ф. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях/ В.Ф. Базарный, Л.П Уфимцева, - М., 1983.- 232 с.
Гоникман, Э.И. Как вытащить себя из стресса/ Э.И. Гоникман,– М., 1996.
Журавлева, Е.Л. Целительные пальчики/ Е.Л. Журавлева,- Кемерово, 1996.
Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе/ С.А. Исаева,- Айрис пресс, М., 2003



















Приложение 1
1. Тренинговые технологии.
Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе. Расположение: дети сидят в кругу и хорошо видят глаза своих одноклассников, здесь не спрячешься, не займешься своим делом. Здесь идет активное общение и взаимодействие. Работа в такой группе помогает сформировать навыки позитивного общения, самостоятельного принятия решения, формирование собственного «я» в обществе, адекватной самооценки. Основные правила группы:
Конфиденциальность.
Взаимоуважение.
Пунктуальность.
«Не давать оценок, не критиковать».
2. Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:
усадить участников лицом друг к другу;
поставить перед ними общую задачу;
наделить каждого участника определенной ролью.
Например, ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).
Интерактивные методы обучения.
Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. 1. Мозговой штурм. Это хороший метод включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. В группе действуют правила работы «Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!» Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу.
2.Метод «Групповая дискуссия»- форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Этот позволяет увидеть проблему со всех сторон, услышать личные точки зрения участников, повысить интерес к проблеме.
Техника дискуссии:
Деление участников на группы.
Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
Решение проблемы.
3. Ролевая игра- это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для  него  роль, поступает непривычным образом. Ребенок в процессе ролевой игры разыгрывает определенную модель поведения, при этом запоминание модели поведения и информации составляет 70 %. Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации. Этапы ролевой игры:
Постановка задачи- определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной  ситуации.
Разыгрывание ситуации.
Моделирование желательного поведения.
Отработка оптимального поведения.
Получение обратной связи.   
4. Метод «Энергизаторы».
На протяжении любой совместной деятельности и тренинга группа испытывает снижение энергии, дети устают. Поэтому необходимы такие короткие небольшие упражнения, которые позволяют восстановить и мобилизовать энергию группы. Иногда они могут нести определенный смысл, а часто можно использовать и вместо физпауз. Они снимают физическое и психическое напряжение, помогают получить удовольствие от учебы, сплачивают в игре коллектив.
















Приложение 2
На сколько процентов влияют данные факторы на наше здоровье?

Моё мнение
Данные ВОЗ

Экологические факторы



Биологические факторы



Состояние медицины



Образ жизни




Приложение 3

Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?




13 EMBED CorelDRAW.Graphic.13 1415













Root Entry