Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.


Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.


Один из признаков нежелательного влияния школы на здоровье ученика-утрата интереса ребенка к учебе. Ведь ученик, для которого посещение школы тяжелое неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.
Принимая во внимание , что работоспособность учащихся младших классов в течении урока снижается, учителю приходиться продумывать методы и приемы.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях применяются две группы методов: специфические и общепедагогические. В структуре метода выделяют приемы, как составную часть , отдельный шаг в реализации метода.
Подробно рассмотрим специфические приемы и методы.
Компенсаторно-нейтролизующие (влияют на состояние соматического здоровья)
1.Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика выполняется с одновременным движением кистей рук, имитирующим движение челюсти.(Использую на уроках литературного чтения перед проговариванием чистоговорок, скороговорок.)
2.Дыхательная гимнастика.
После артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения на развитие речевого дыхания .Использую звуковую волну.
3.Пальчиковая гимнастика.
Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Таким образом уровень развитие речи детей дошкольного и школьного возраста находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук.
4. Точечный массаж.
Эффект воздействия на определенные точки тела был замечен еще в древности. В восточной медицине была разработана технология точечного массажа. При углубленном изучении БАТ было установлено, что воздействие на точку стимулирует и успокаивает нервную систему.
Приемы, влияющие на сохранение психологического здоровья
Психологическому здоровью на уроках уделяю особое внимание. Остановимся на приемах , наиболее часто используемых в своей работе:
1.Сказкотерапия.
Современный образ жизни не всегда положительно влияет на развитие ребенка .Чрезмерное увлечение компьютером, телевидением приводит к угнетению нервной системы ребенка. Использование на уроках сюжетов из народных сказок помогает не только организовать детей в интересной форме, но и провести его в благоприятной психологической атмосфере.
2.Хромотерапия .
Одним только цветом можно вылечиться , ибо цвет-целительная энергия. Созерцая правильные цвета вокруг себя, использую в пищу предметы питания «нужных» цветов в «нужных» сочетаниях можно избавиться от болезней.В работе я использую статичный цветотренажер, медитация определенным цветом, изготавливаю карточки и опоры на цыетном (оранжевом , желтом )фоне, что способствует лучшему запоминанию и действует успокаивающе.
3.Музыкотерапия .
Музыка- «Это лекарство , которое слушают».Музыка Баха , Бетховена, Моцарта оказывает удивительное антистрессовое воздействие. На уроках можно включить спокойную музыку перед контрольной работой, во время самостоятельной работы; она снимает психическое напряжение, успокаивает.
4.Самооценка
1.Цветовое самооценивание
Детям вы первом классе предлагается закрасить какую-либо фигуру в определенный цвет(если на уроке вам было трудно-закрасьте фигуру красным цветом; если не очень трудно-зеленым цветом; если занятие было легким -желтым цветом).

2.Эмоциональное самооценивание
Ребенку в конце урока предлагается выбрать «мордашку», соответствующую его участия на уроке: «доволен», « не доволен», «затрудняюсь ответить».
3.Учитывая особенности лексического запаса младших школьников, обращаем внимание на построение самооценочного суждения:
мнения , позиции( я считаю, я думаю, я уверен...);
эмоций, настроения (было приятно ,меня порадовало)
перспективы(надо будет, надеюсь...)
4.Приоритет позитивных подкреплений
«Я молодец!», « У меня все получится!»

Следует отметить, что эффективность названных приемов усиливается при комплексном использовании в разумном сочетании. Именно комплексное сочетание этих приемов гарантирует формирование здоровьесберегающего пространства.

Литература
1.Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции/О. А. Новиковская. – М. : АСТ: Полиграфиздат; СПб. : Сова, 2011г.
2.Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
3.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.