Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе.


Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе.
(доклад для выступления на МО учителей английского языка)
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам.
Английский язык - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
За годы работы в школе я заметила, что существуют противоречия между необходимостью разносторонне обучать детей, с одной стороны, и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Поэтому я стараюсь организовывать такую учебную деятельность, которая помогает ученику сохранить здоровье. На мой взгляд, это возможно лишь тогда, когда в урок включены элементы здоровьесберегающих технологий. Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей).
Одним из самых важных здоровьесберегающих действий считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Урок всегда начинаю с веселых и позитивных песенок (см. Приложение).
Урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть как вербальной, так и невербальной, заключающейся в следующих методах поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Большое внимание стараюсь уделять и двигательной активности на уроке. Это особенно актуально для начальной школы, поскольку дети еще не успели влиться в нужный режим работы и часто устают. Ко всему этому добавляется и тот фактор, что они начинают изучение нового предмета и кого-то это немного пугает. Введение двигательной активности учащихся на уроках английского языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку.
Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет проведения музыкальных физкультминуток (см. Приложение): на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
Песня на уроке - хороший вид релаксации, так как она предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.
Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер педагогического процесса. Включение школьника в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта неинтересно, а значит, в какой-то мере является насилием. Насилие разрушительно для здоровья. Возможности для решения творческих задач в учебном процессе достигается через использование активных форм и методов обучения, о которых упоминалось выше.
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а небольшие лексические или грамматические игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие:
На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.
Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием. Часто я заканчиваю свои уроки песней (см. Приложение).
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Не нужно проводить глубокие научные исследования, чтобы понять насколько эффективным и гораздо более привлекательным становится обучение для учащихся при использовании на уроках английского языка элементов здоровьесберегающих технологий.
Использование элементов здоровьесберегающих технологий позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в обучении иностранному языку. Более того, снижается процент быстро утомляющихся учащихся. Интерес детей поддерживается на протяжении всего урока, они находятся в ожидании чего-то нового и не менее интересного.
Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если Ваши уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного, если эмоциональная атмосфера на Ваших уроках будет атмосферой доброжелательности и сотрудничества, если ваши ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, - безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на психофизическом здоровье Ваших учеников.












Приложение

Песни для начала урока:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
https://www.youtube.com/watch?v=pHmsE1mnhgg&list=RDE_VcSQn73do&index=32

Песни для музыкальных физкультминуток:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
https://www.youtube.com/watch?v=RNUZBHlRH4Y


Песни для завершения урока:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
https://www.youtube.com/watch?v=ZQYPy50MbU8







Список литературы:
1. Бродкина Г.В., Зубарева И.И. Здоровьесберегающие технологии вобразовании.АПКРО,2002
2. Зарипова Л., Березникова Е. Полезные уроки английского ж. Здоровье детей,2010,№10
3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.М,2004
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии ВАКО,2004
5. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов,2004
6. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе М.,АПКРО,2002
7. ФГОС НОО Стандарты второго поколения М.,Просвещение,2011


Пожалуйста, подождите

15