Доклад на тему «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе».
В методическую копилку
«Использование элементов здоровьесберегающих
технологий на уроках в начальной школе».
Ондар Аюхан Оттук-ооловна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1Чадана
Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» воспитать, начиная с самого раннего детства. Причем здоровье детей мы должны рассматривать с разных сторон:
1.В физическом плане (ребенок умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме);
2. В интеллектуальном плане (проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение);
3. В нравственном плане (честен, эмпатичен, самокритичен);
4. В социальном плане (коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить);
5.В эмоциональном плане (уравновешен, способен удивляться и восхищаться).
Одной из причин роста численности заболеваний является тот факт, что дети, поступающие в 1 класс, имеют ряд серьезных хронических заболеваний; другая причина – в школе недостаточно условий для коррекции и сохранения здоровья. Опыт нашей начальной школы, работающей над проблемой сохранения здоровья, показывает, что общеобразовательное учреждение при привлечении всех заинтересованных лиц (медики, психологи, социальные педагоги, родители, учителя, дети) может создать условия, которые частично обеспечат сохранения здоровья нашим детям.
Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и здоровьесберегающие. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям. Исходя из вышесказанного цель моей работы: создание условий благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты; воспитание культуры здоровья, воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей. Задачи: Создание благоприятного нравственно-психологического климата в классе; развитие способности к самостоятельности; формирование и поддержка творческой активности учащихся; организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей как модели, в ходе которой осуществляется развитие и воспитание учащихся.
Какие приемы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроке?
На уроках у нас присутствуют валеологические паузы, комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой, минутки психологической разгрузки, релаксации. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости.
Напряжение улетело
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело
Будто мы лежим на травке
На зеленой мягкой травке
Греет солнышко сейчас
Руки теплые у нас
Дышится легко ровно глубоко
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!
«Подари тепло другу»
Ученики за партами поворачиваются лицом друг другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплелиВы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше»
Освоить технику релаксации помогают такие приемы:1) метод подражания; 2) метод удобного положения; 3)метод смены напряжения и расслабления мышц; 4)дыхание; 5)словесный метод.
Эти приемы можно применять раздельно либо в комплексе, в зависимости от индивидуальных особенностей, что способствует быстрому освоению техники релаксации мышц.
1.Метод подражания – «поза дремлющего кучера». Продолжительность позы определяется общим состояние организма. Упражнение сопровождается словесным самовнушением: «Я отдохнул, я спокоен».
2.Метод удобного положения. Выбор положения тела зависит от привычки удобной позе. Дыхание неглубокое и гармоничное. Мысленно произносим «а-о-ум». Выдох через рот, как бы «спиралью» с ног до головы. При этом глаза закрыты.
3.Дыхание.
Можно урок начать с успокаивающего дыхания, а во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Успокаивающее дыхание:
вдох - выдох - пауза
4с - 4с - 2с
4с - 5с - 2с
4с - 6с - 2с
Мобилизующее дыхание:
Вдох - пауза - выдох
4с - 2с - 4с
5с - 2с - 4с
6с - 2с - 4с
Упражнения для дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха:
Вдох носом, выдох носом.
Вдох ртом, выдох ртом.
Вдох носом, выдох ртом.
Упражнения на изменение силы голоса:
Обыгрывание стихотворений:
1.Са-са-са, летит оса (говорить тихо, медленно, спокойно, имитируя пальчиками рук и трепет крыльев).
Сы-сы-сы боюсь осы (говорить громче, чуть быстрее, испуганно, плаксивым тоном).
Су-су-су не тронь осу! (говорить быстрее, громче, строго грозя пальчиком).
2.Бежал ручей по камешкам (средний темп речи)
Бежал, бежал, бежал. (быстрый темп речи)
Потом в глубокой лужице, (средний темп речи)
Лежал, лежал, лежал (медленный темп речи).
«Лесенка» гласных: припевание различных гласных звуков с повышением и понижением силы голоса (при этом ребенок дирижирует себе рукой).
Проговаривание речевого материала (шепотом, тихо, нормальным голосом, громко): слоги, слова, предложения с определенными гласными звуками, акцентируя на них внимание (например: Оля охала, Элла пела).
Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Три медведя», «Колобок» и имитацией голосов животных.
Упражнения для языка
Статические упражнения
1.«Лопатка» (широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу; следить за тем, чтобы язык не дрожал; держать 10-15 сек).
2.«Чашечка» (рот широко раскрыть; широкий язык поднять к верху; потянуться к верхним зубам, не касаясь их, удержать язык в таком положении 10-15 сек).
3.«Иголочка» (рот открыть; узкий язык высунуть далеко вперед; удержать его 15 сек).
4.«Трубочка» (высунуть язык; боковые края языка загнуть вверх, подуть в получившуюся трубочку; выполнять в медленном темпе 10-15 раз).
Динамические упражнения
1.«Часики» (высунуть узкий язык; тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому; двигать языком медленно под счет взрослого, выполнять 15-20 раз).
2. «Лошадка» (присосать язык к небу, сильно щелкнуть языком, потягивая подъязычную связку; выполнить 10-15 раз).
3.«Вкусное варенье» (высунуть широкий язык; облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта; выполнить 15 раз).
4.«Змейка» (рот широко открыть; язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким; узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта; выполнять медленно 15 раз).
Пение полезно для здоровья (особенно если проблемы с легкими или частые бронхиты). Я люблю петь, и мои дети много поют, наверно поэтому в классе редко болеют бронхитом. Во время урока я иногда использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение. Музыка стимулирует интеллектуальную деятельность, поддерживает вдохновение, расслабляет и успокаивает, дарит чувство покоя, возвышает. Также не забываю о том, что дети должны двигаться для снятия напряжения с плечевого пояса, с позвоночника – то есть не забываю о подвижных физминутках. Самую большую физминутку провожу на 20 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления.
Для профилактики близорукости я использую упражнения для глазодвигательных мышц:
- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5-6 раз)
- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.
Упражнения, снимающие утомление глаз:
- сидя крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5секунд. Повторить 6-8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);
- сидя быстро моргать в течение 1-2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения);
- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение);
- стоя глазами рисовать радугу, круг в одну сторону и в другую;
- пробежаться глазами по фигурам. (треугольник, круг, зигзаги). Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движения пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Представляю основные из них, которые использую на уроках.
1. Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
, Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я,
Вот и вся моя семья!
2.Пальцы делают зарядку, 3. Наши пальчики согнем
Чтобы меньше уставать. И другой рукой возьмем.
А потом они в тетрадке Раз, два, три, четыре, пять-
Будут буковки писать. Будем сверху нажимать.
4.Чтобы нам добыть огонь, 5. Идет по парте человек,
Трем ладонью о ладонь. Переставляет ножки.
Вдруг ладошка заискрится, А если ножки смотрят вверх,
И бумажка загорится. Что получилось? Рожки!
6.Наши пальчики сцепились 7. « Я сильней наверняка!»-
И тянулись, и крутились. Молвит правая рука.
Каждый хочет победить « Почему же? Вот и нет!»-
И награду получить. Спорит левая рука.
В 1-2 классах я использовала тренажеры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, рисом). При их использовании происходит развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям.
Один из методических приемов: вставки о здоровье на уроках.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски, написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами и продолжат список.
Подводя итог этой части, учитель может сделать следующий вывод:
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые ласковые. Такими становятся и люди, которые их произносят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем: - Я хочу быть здоровым.
- Я могу быть здоровым.
- Я буду здоровым.
Математика
Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).
Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу : «Вставай в 5, завтракай 9, обедай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 проживешь 99».
Вопрос 1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать?
Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать?
Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?
Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т.е. ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7. Если выспался не надо залеживаться в постели.
Данная вставка в урок напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях здоровья, соблюдению которых нужно стремиться.
Так как одно из направлений моей работы воспитание и формирование здорового образа жизни, я ввела свою работув 3-4 классах:
- «Дерево здоровья» для наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это «Дерево» заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение.
- сочинения о важности здоровья;
- рисунки по теме здоровья;
- проекты по теме здоровья;
цђЗаголовок 115