Проект на темуСовременный урок химии в реализации ФГОС общего образования


ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»
Кафедра естественно-математического образования и информационных технологий»
Современный урок химии в реализации ФГОС общего образования
(технология развития критического мышления)
Выполнил:
Костылева Наталья Федоровна, слушатель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии (группа 161 – 15),
МОУ Иловская СОШ им. Героя России В. Бурцева Алексеевского района
Проверил:
Раевская Мария Викторовна, старший преподаватель кафедры ЕМОИТ ОГАОУ ДПО «БелИРО»
Белгород
2015
Содержание
Содержание
2
Введение
3
Глава 1. Теоретическая часть
4
1.1. Современный урок химии в условиях реализации ФГОС ОО 4
1.2. Актуальные технологии на уроке химии в условиях реализации ФГОС ОО (технология развития критического мышления)
9
Глава 2. Практическая часть
14
2.1. Технологическая карта урока « Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах».
17
Список литературы
24
Приложения 25
Введение
Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:
“Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции”.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Современный урок химии в условиях реализации ФГОС ОО
Принятие нового ФГОС - признание системно - деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в систе-ме образования на основе разработки содержания и технологий образования;-ориентацию на результаты образования ( развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного при-своения нового социального опыта.
Системно - деятельнотстный подход обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Системно - деятельностный подход предполагает:-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности. В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:-действие связано с принятием цели и принятием решения;-эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия;-сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе. Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий,
инициирующих детское действие. Что важно знать и уметь учителю: 1) знать принципы деятельностного подхода;2) уметь реализовывать его на практике;3) освоить новую систему оценивания – критериальную;4) освоить принципы организации диалога на уроке.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Это значит, что при изучении содержания химии важно не формировать готовые факты , не навешивать новые знания, а создавать условия , при которых ученик с помощью своих одноклассников и учителя разворачивали бы учебный материал, прогнозировали направление его развития , формировали ту учебную задачу, которую им надо решить. Ребенок должен научиться умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетно целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Современный урок – это конструирование активного взаимодействия ученика и учителя.
Проектирование урока химии означает:
-определение цели как ожидаемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), решаемых на данном этапе учебного процесса;
-определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, способов взаимодействия учащихся);
-прогнозирование возможных действий учеников.
Роль учителя отличается тем, что:
-на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
-учитель должен научить ученика учиться– уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
Роль учителя в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.
Целью современного урока и является создание условия для формирования и воспитания такой личности, способной к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
Педагогическая цель в определённых условиях превращается в педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая учеником, выступает мотивом его деятельности. Когда учитель формулирует педагогическую задачу конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала. Поэтому очень часто не осознаётся важность работы по постановке целей, а ведь цели и содержание взаимосвязаны.
Педагогическая задача (цель) конкретного урока складывается из:
-познавательной составляющей (предметной, содержательной, ложащейся на поле деятельности);
-воспитательной составляющей, являющейся главной в современном уроке;
-развивающей составляющей (развитие интеллекта и эмоциональной сферы, формирование воли).
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:1)цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;2)учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);3)используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;4)учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;5)учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;6)на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);7)учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;8)учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;9)учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;10)учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;11)стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;12)на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.). Системно-деятельный подход сегодня реально приходит в образование. В связи с этим большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
-анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
-отличаться мобильностью;
-быть способны к сотрудничеству;
-обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
-урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
-вывод делают сами учащиеся;
-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-время-сбережение и здоровье-сбережение;
-в центре внимания урока – дети;
-учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как -профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
-умение демонстрировать методическое искусство учителя;
-планирование обратной связи;
-урок должен быть добрым.
Принципы педагогической техники на уроках:
-свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
-открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
-деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
-идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
-обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Основные типы уроков. Урок изучения нового– это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний– это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний– это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний– это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний– это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
-развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
-были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Методы и формы современного урока:
-метод проектов;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии (интеграция);
-портфолио.
Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”.
Без применения ИКТ не может быть современного урока.
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
-создание презентаций к урокам;
-работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
-использование готовых обучающих программ;
-разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
-создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
-создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
-создание текстовых работ;
-обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
1.2. Актуальные технологии на уроке химии в условиях реализации
ФГОС ОО (технология развития критического мышления)
Технология развития критического мышления - разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным.
Технология развития критического мышления - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Особенности этой технологии заключаются в следующем:
-не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
-не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
-коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
-объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной системе, данный термин связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но и со стороны ученика.
По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление — это:
-способность ставить новые, полные смысла вопросы;-вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;- принимать независимые продуманные решения.
Дж. Барелл выделяет следующие характеристики критически мыслящего человека:
-проявляет настойчивость в решении проблем;
-открыт для других идей;
-слушает собеседника;
-рассматривает проблему с разных точек зрения;
-устанавливает множество связей между явлениями;
-умеет строить различные выводы;
-применяет свои навыки и знания в различных ситуациях;
-активно воспринимает информацию;
-любознателен.
Что даёт ТРКМ ученику:
-повышение эффективности восприятия информации;
-повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение ответственно относиться к собственному образованию;
-умение работать в сотрудничестве с другими;
-повышение качества образования;
-желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что даёт ТРКМ учителю:
-умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
-возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
-стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
-стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Технология критического мышления по И.В. МуштавинскойОсновы методики развития критического мышления включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания.
Стадия вызова. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.
Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.
Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались ежеурочно.
В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные методы и приёмы технологии развития критического мышления.
1. Кластер – это способ графической организации материала.
2. Инсерт – в дословном переводе означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления.
3. Синквейн от французского слова «cing» – пять. Используется как способ синтеза материала. Он может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

План
1 строка – 1 слово- существительное- название темы
2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы
3 строка – 2-3 слова – глаголы - действия темы
4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме
5 строка – 1 –2 слова – философское понятие данной темы, синоним первой строки
4. Мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
5. Верные и неверные утверждения
Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо высказать своё мнение: (+ ) верно или (–) неверно. Можно использовать на стадии вызова, как проверка подготовки к уроку. Или же на стадии вызова для настраивания на изучение новой темы. Тогда предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. А затем по ходу урока формулируются правильные высказывания. Данный приём можно использовать и на стадии рефлексии для проверки усвоенного за урок материала.
6. Концептуальная таблица. Приём используется, когда необходимо сравнить несколько объектов по нескольким позициям.
7. Таблица З-Х («Знаю – Хочу знать»)
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Такие таблицы я использую на первом уроке в четверти, чтобы ученики вспомнили пройденный материал. А также такие таблицы помогают при подготовке к контрольным и проверочным работам.
8. Чтение с остановками. Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов. Данный приём целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.
9. Групповая дискуссия. Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
10. «Продвинутая лекция».
Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.
11.Эссе.
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание на стадии рефлексии.
12.Ключевые термины.
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а». Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б». Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия.
13. Перепутанные логические цепочки.
На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно- научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. 14. «Толстые» и «тонкие» вопросы. Толстый. Тонкий.
Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
15. Ромашка Блума
Вопросы по Блуму.
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала , ориентированы на работу памяти.
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…».
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?).
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?».
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?».
   16. Бортовой журнал.
Что я знаю по теме Что нового узнал Что не понял
     
17.   «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Все эти методы и приёмы технологии развития критического мышления позволяют не только ученикам, но и учителю работать творчески.
Глава 1. Практическая часть
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
С.И. Гессен.
То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Структура технологической карты включает:
-название темы;
-цель освоения учебного содержания;
-планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
-основные понятия темы;
-метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
-осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
-определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
-соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
-использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
-освобождается время для творчества учителя;
-обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
-снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
-обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
-учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
-используются эффективные методы работы с информацией;
-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
-обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практическойдеятельности . При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
-реализацию учителем целей урока;
-использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
-осуществление оценивания и контроля.
2.1. Технологическая карта урока «Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах».
Предмет: химияКласс: 8 классАвтор УМК: Габриелян О. С.
Тема урока: «Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Технология: развития критического мышления
Цель: формирование представлений о классификации оксидов, их химических свойствах в свете теории электролитической диссоциации.
Задачи: - организовать деятельность обучающихся для овладения новыми знаниями;
- закрепить приобретенные знания, умения, навыки по изученной теме;
- стимулировать интерес к новым знаниям;
- способствовать развитию навыков составления уравнений реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
- способствовать воспитанию взаимоподдержки.
Дидактические средства обучения: Учебник «Химия» 8 класс. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010; Химия 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О. С. Габриелян, С. А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013
Учитель: Костылева Н.Ф.
Интернет - ресурсы:
Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
-Интерактив. Классификация оксидов. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_40_01.swf-Интерактив. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_40_02.swf Ресурсы образовательного пространства: мультимедийный проектор (интерактивная доска), химические реактивы и химическая посуда для выполнения лабораторного опыта.
Формируемые УДД
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1. Мотивация к общению.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Развитие познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения.
4. Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
1. Умение оценивать результаты деятельности (своей и чужой).
2. Анализировать собственную работу.
3. Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
4. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. 1. Поиск и выделение необходимой информации.
2. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
3. Контроль и оценка результатов деятельности.
4. Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. 1.Умение определять цель учебной деятельности.
2. Умение слушать учителя и товарищей.
3. Умение формулировать собственное мнение и выражать его.
4. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Стадии Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Средства обучения Формируемые УДД
1.Организацион
ный этап Проверяет готовность к уроку: наличие учебников, рабочих тетрадей. Слушают учителя. Готовятся к уроку. Л-1
К-2
В
ЫЗО
В
2.Мотивация учебной деятельности Называет тему, цели и задачи урока Записывают дату, тему урока. Л-2
К-2
3.Актуализа
ция знаний Задание 1. Из предложенного перечня выпишите формулы известных вам оксидов. Дайте им названия(ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Проверьте друг друга, помогите друг другу исправить возникшие ошибки. Ответьте друг другу на вопрос: 1 вариант – «Что такое оксид?» 2 вариант – «Какие формулы имеют оксид водорода и диоксид углерода?»
Дополнительное задание:
С какими классами веществ уже знакомы? Выбирают известные оксиды и называют формулы оксида водорода и диоксида углерода. Индивидуальная работа Л-2
Л-3
К-1
О
С
М
ЫС
Л
Е
Н
И
Е 4. Первичное усвоение На экране высвечиваются слова: КЛАССИФИКАЦИЯ ОКСИДОВ.
Задает вопросы: «Что вам известно об этом?»
«Какие химические элементы могут входить в состав оксидов?»
Предлагает схему классификации оксидов (заполнение схемы в рабочей тетради).
Из формул CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2,H2O,CuSO4 выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре(ПРИЛОЖЕНИЕ2)
Предлагает виды солеобразующих оксидов: основные, кислотные, амфотерные.
Ставит вопрос: «Какие химические элементы образуют основные оксиды?»
«Какие химические элементы образуют кислотные оксиды?»
Задание 2. Изучите классификацию оксидов.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_40_01.swfПроблема: существует три вида оксидов. Какие свойства характерны для этих веществ?
Задание 3. Рассмотрите химические свойства основных и кислотных оксидов.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_40_02.swfОтвечают на вопросы.
Выражают мнение, что это элементы металлы и неметаллы.
Работают под руководством учителя и отвечают на его вопросы.
Предлагают варианты ответов
Работа с формулами кислотных оксидов и кислотами, основных оксидов и основаниями.
Формулируют вывод о химических свойствах основных и кислотных оксидов. Фронтальная работа
Интернет – ресурсы
Интернет – ресурсы
П-1
Л-3
5.Первичная проверка понимания 1. Обращает внимание на взаимодействие кислотных и основных оксидов с водой (реакции не идут, если образуется нерастворимые основания и кислоты)
2. Предлагает выполнить зад. №3 стр. 174 (рабочая тетрадь): записать уравнения реакций, характеризующих химические свойства основных и кислотных оксидов. 1. Делают вывод: реакции не идут, если образуется нерастворимые основания и кислоты.
2. Выполняют зад. № 3, составляя молекулярные и ионные уравнения.
Диагностическое задание.
Л-4
Р-1
Р-2
Р-4
П-2
П-3
П-4
К-2
К-3
6.Первичное закрепление ЛО №12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).
ЛО №13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа). Выполняют ЛО №12, 13 Работа в парах Л-3
Р-3
РЕ
Ф
Л
Е
К
И
Я 7. Контроль усвоения, коррекция Организует взаимопроверку. Выполнение заданий: 1 вариант – зад. 2 стр. 175, 2 вариант – зад. 3 стр. 176 в рабочей тетради (на доске варианты для контроля). Обучающиеся работают в парах, проверяя выполнение упражнения Интерактивная доска Л-4
Р-1
Р-4
П-3
8.Информация о домашнем задании Дает д/з разного уровня сложности: зад. № 1,3 стр.221 (учебник), запишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида марганца (VII). Записывают задание. Задают вопросы по выполнению. Л-3
Р-3
К-4
9.Рефлексия Самоанализ
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
1. Я смогу привести черты сходства и отличия основных и кислотных оксидов, они таковы: …
2. Я понял(ла), что основные и кислотные оксиды имеют следующие химические свойства: …
Самооценка
II. Задание на самооценку. Закончите предложения:
Я доволен(льна) результатом своей учебной деятельности, так как я выполнил(ла) цели и задачи, поставленные мною в начале урока:
- научился(лась)…, выполнил(ла)..., понял(ла), запомнил(ла)…
Возможен другой вариант(см.ПРИЛОЖЕНИЕ 3) 1. Завершают предложения.
Л-3
Р-1
П-3
Заключение.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
-урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
-урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
-урок, содержащий разные виды деятельности;
-урок, на котором ученику должно быть комфортно;
-урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
-современный урок развивает у детей креативное мышление;
-современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
-урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке .Список литературы
1. Габриелян, О.С. Настольная книга учителя [Текст]: 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2002. - 416 с. - ISBN: 978-5-358-03055-8.
2.Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2009. – 208 с.
3.Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек.- СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
Интернет - ресурсы:
1. Интерактив. Классификация оксидов. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_40_01.swf2. Интерактив. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_40_02.swf3.Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
4. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]:официальныйсайт/URL:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
5.Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
6.Uroki.net[Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:  http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

Приложение 1
Из предложенного перечня выпишите формулы известных вам оксидов. Дайте им названия.
K2O, SO2, P2O5, SO3, Cu2O, Mn2O7 ,CO, CO2.
Приложение 2
1.Базовый уровень
Из формул CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2,H2O,CuSO4 выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре.
2. (Повышенный уровень)
Составьте формулы названных в тексте оксидов:
«В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III)(содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Распределите вещества по группам.
Приложение 3
Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3.Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/не интересным