Урок по математике Однозначные и двузначные числа
Конспект урока по математике во 2 классе.
Тема: «Однозначные и двузначные числа».
Цель: познакомить учащихся с понятиями «однозначные» и «двузначные» числа.
Задачи:
организация принятия цели;
сравнение чисел и именованных чисел;
решение задач;
самооценка.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Методические приемы:
• рассказ учителя;
• проблемные вопросы;
• работа над новыми понятиями;
• практические упражнения.
Педагогические технологии:
• технология проблемного обучения;
• игровая технология;
• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки? (проверка готовности к уроку)
- Ребята, хотели бы вы научиться новому?
- Мне очень приятно это слышать.
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут! (психологический и эмоциональный настрой)
Под таким девизом и проведем наш урок.
- Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
II. Каллиграфическая минутка.
Послушайте 2 стихотворения и запишите те цифры, о которых в них говорится.
Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора,
Красных глаз у светофора,
Знает и собой гордится
Цифра-столбик… (единица)
Круглый ноль такой хорошенький.
Но не стоит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим
Он побольше станет весить.
Потому что это - ... (десять).
-Что можете сказать о числе 1? А о числе 10?
-Как записать каждое из чисел? Прописывает образец на доске:
11111 /... 10 10 10 10 10 10III. Устный счёт.
А сейчас нас ждет интересная работа – устный счёт.
Игра «Найди пару»
- Найдите примеры с одинаковыми ответами.
15 – 1 13 – 4 5 + 8 14 – 9
12 + 1 11 – 6 7 + 7 17 – 8
- Посмотрите на доску. Что вы увидели? Назовите верные равенства.
9 – 2 = 8 2 + 0 = 3 7 – 3 = 4 5 + 4 = 9
5 + 3 = 8 0 + 0 = 0 9 – 5 = 4 7 – 1 = 5
- Неверные равенства измените так, чтобы они стали верными. Постарайтесь сделать это несколькими способами
(напр.: 9 – 2 = 8 10 – 2 = 8, 9 – 1 = 8, 9 – 2 = 7)
IV. Самоопределение к деятельности.
Образуйте пары
6 дес., 4 ед 65
5 десятков 6 единиц 47
7 единиц 70
1 десяток 7 единиц 6
6 десятков 5 единиц 7
4 десятка 7 единиц 64
7 десятков 17
6 единиц 56
- Что показывает первое справа число?
- На каком месте стоит число, обозначающее десятки?
- В записи каких чисел цифра 7 обозначает количество единиц?
- В каком числе 7 десятков?
- На какие группы можно разделить все числа?
- Кто знает, как называются числа, в записи которых одна цифра?
-Две цифры?
- Назовите тему урока.
- Откройте учебник на с. 9. Посмотрите, верно ли мы определили тему урока?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Верно, вы будете выполнять арифметические
действия с однозначными и двузначными числами.
сравнивать их, находить место числа в числовом ряду.
Готовы к такой деятельности?V. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- Чем похожи все однозначные числа?
- Чем похожи все двузначные числа?
- Выполним № 1 на с. 9
- Прочитайте задание. Как вы будете его выполнять?
(Числа в записи которых одна цифра, запишем в первую строку, а числа, в записи которых две цифры, - во вторую)
- Выполните задание самостоятельно.
- Самопроверка. (Один ученик читает однозначные числа, затем другой двузначные, остальные проверяют и исправляют. Самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее других предложить дописать в каждую строку еще по два числа).Задание 2 (с. 9 учебника)
Работа в парах. Учащиеся называют друг другу пропущенные числа: вариант 1 – в первой строке, вариант 2 – во второй строке. Взаимооценка.
Задание 3 (с. 9 учебника).
- Что вы увидели (задание 3 записано на доске)?
(Числа и именованные числа.)
- Какую работу предстоит выполнить?
- Что значит «сравнить числа»?
- Чем отличаются числа последнего столбика от чисел, записанных в других столбиках?
- Как сравнить именованные числа, если их единицы измерения разные? Выполните данное задание с подробным объяснением. При сравнении чисел важно, чтобы вы объясняли состав каждого из сравниваемых чисел.
1) 16*60.
16 - это 1 десяток и 6 единиц.
60 - это 6 десятков.
1 десяток 6 единиц меньше 6 десятков.
значит, 16 < 60.
2) 7 дм* 70 см.
7 дм - это 70 см (или: 70 см - это 7 дм).
значит, 7 дм = 70 см.
VI. Физкультминутка
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Покрутили головой, -
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд.
А потом мы приседаем.
Это важно сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
А теперь на место сели,
Принимаемся за дело.
VII. Решение задач.
Выполним задание № 5.
1) У Коли было 6 книг. В день рождения ему подарили ещё 4 книги. Сколько книг стало у Коли?
2) У Коли 10 книг. Он отнёс 2 книги в классную библиотеку. Сколько книг у него осталось?
- Прочитайте задачи из задания 5.
- Как вы думаете, связаны ли задачи между собой?
- Каким образом? (Ответ первой задачи во второй стал условием).
- Как проверить справедливость вашего мнения?
(Решить первую задачу.)
- Какое действие выберете для решения первой задачи? (Сложение). Почему?
- Запишите краткую запись, выполните решение.
Было - 6 к.
Подарили -4 к.
Стало-? - Сформулируйте ответ задачи и запишите его.
(Ответ: у Коли стало 10 книг.)
- Аналогично разберите и решите вторую задачу.
Было - 10 к.
Отдал - 2 к.
Осталось - ?10-2 = 8 (к).
Ответ: у Коли осталось 8 книг.
Задание № 4 (с. 9 учебника)
Миша выиграл 6 партий в шашки, а Ваня – на 2 партии больше. Поставь вопрос и реши задачу.
- Прочитайте условие задачи.
- Какой вопрос можно поставить? (Сколько партий сыграл Ваня? Сколько партий сыграли мальчики?)
-Чем будут отличаться решения этих задач? (На первый вопрос можно ответить сразу, на второй вопрос сразу ответить нельзя).
Два ученика работают у доски. Самопроверка.
- Рассмотрите рисунки в задании 7. Что вы увидели?
- Как вы думаете, сколько разных пар можно составить из этих овощей?
- Зарисуйте получившиеся у вас пары таким образом, чтобы в каждой паре были различные овощи.
- Сколько способов у вас получилось? (6 способов: 1) свекла - морковь; 2) свёкла - огурец: 3) свёкла -помидор: 4) морковь - огурец; 5) морковь - помидор; 6) огурец - помидор.)
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Запишите числа от 1 до 15.Подчеркните однозначные числа одной чертой, а двузначные – двумя.
- Напишите два однозначных числа.
- Напишите два двузначных числа.
(Фронтальная проверка)
- Оцените свою работу.
-Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
-Что нового вы узнали?
-Как называются числа, в записи которых одна цифра? (Однозначные).
-Как называются числа, в записи которых две цифры? (Двузначные).
- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
Домашнее задание:
Учебник: № 6, задание на полях с. 9
Тетрадь с печатной основой: № 16, 17
Анализ урока по математике во 2 классе по теме: «Однозначные и двузначные числа».
Поставленные цели и задачи реализовались, урок проведен методически верно. Запланированные задания выполнены успешно, на уроке использовались принципы научности, доступности, наглядности. Дети сравнивают, анализируют, делают выводы, самостоятельно формулирую тему, цели и задачи урока. На уроке учитель создает проблемную ситуацию, которую учащиеся решают. Задания, используемые на уроке, направлены на развитие логического мышления. Распределение видов деятельности соответствовало требованиям здоровьясбережения. Время урока использовано рационально. Урок прошел в спокойной, комфортной обстановке. Домашнее задание было задано на развитие мышления. Цели урока достигнуты.
Учитель (методист)_____________________ Лобос С.А.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
Класс: 2
Тема урока: «Однозначные и двузначные числа».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Данный урок является шестым в теме «числа от 1 до 100.Нумерация». Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода. Урок был проблемным и развивающим, я сама нацеливала учащихся на сотрудничество, как со мной, так и с одноклассниками.
Вначале урока ребята настраиваются на хорошее настроение, дружеское отношение друг к другу. На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии дети методом побуждающего диалога подводятся к проблеме. На следующем этапе урока выявляется причина затруднения знаний, которые были получены ранее, недостаточно для выхода из проблемной ситуации. В результате подводящего диалога дети формулируют тему и цель урока самостоятельно.
Применение словесных, визуальных методов, создание проблемной ситуации, сочетание парной, фронтальной и индивидуальной форм работ, чередование устных и письменных видов работы – способствовали достижению целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Время было распределено рационально, все этапы урока выполнены. Все этапы и дидактические моменты урока взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Активизация была представлена через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, применение здоровьесберегающих технологий. Степень сложности заданий увеличивался постепенно.
На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах.
Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.
Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать «новое» от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. В конце урока рефлексия – самоконтроль, где каждый учащийся оценивает уровень понимания на уроке
На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Дети активно работали на всех этапах урока, допускалось право на ошибку. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», и рефлексия урока показала хорошее качество восприятия нового материала. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приемов помог каждому ребенку продвинуться в своем индивидуальном развитии.
Цель урока достигнута, так как весь запланированный материал реализован. Учащиеся активно работали на уроке. Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности, учитывались возрастные особенности детей. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень освоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший.
На уроке присутствовал 1 человек.
Учитель: Репринцева В.В.
09«сентября» 2015 г
Ф.И.О. студента: Репринцева Валентина Валерьевна
Образовательная программа: УМК «Школа России».
Класс: 2.
Предмет: математика.
Тема: « Однозначные и двузначные числа».
Цель урока: Познакомить с понятиями «однозначные» и «двузначные» числа; учить определять поместное значение цифр.
Задачи:
совершенствование знаний десятичного состава чисел и умение их записывать;
развитие умения рассуждать;
совершенствование умения решать задачи.
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, все стали ровненько, послушали тишину, а теперь садитесь.
2. Устный счет.
(На доске записаны числа).
69, 23, 54, 32, 17, 81, 100, 96, 70.
-Прочитайте числа.
-Назовите соседей каждого числа.
-Назовите числа, в которых десятков больше, чем единиц.
-В каком числе цифра 7 обозначает количество единиц?
-В каких числах отсутствует разряд единиц?
3. Самоопределение к деятельности.
-Образуйте пары.
6 десятков 4 единицы 65
5 десятков 6 единиц 47
7 единиц 70
1 десяток 7 единиц 6
6 десятков 5 единиц 7
4 десятка 7 единиц 64
7 десятков 17
6 единиц 56
-Что показывает первое справа число?
-На каком месте стоит число, обозначающее десятки?
-В записи каких чисел цифра 7 обозначает количество единиц?
-В каком числе 7 десятков?
-На какие две группы можно разделить все числа?
-Кто знает, как называются числа, в записи которых одна цифра, две цифры?
-Назовите тему урока.
4. Работа по теме урока.
-Откройте учебник на с. 9. Посмотрите, какие слова принес Математик.
-Чем похожи все однозначные числа?
-Чем похожи все двузначные числа?
Задание № 1. Прочитайте задание. Как будете его выполнять?
-Выполните задание самостоятельно.
5. Физкультминутка.
Мы осенние листочки, мы осенние листочки,
Мы на веточке сидели, ветер дунул – полетели,
Мы летали, мы летали, а потом летать устали,
Перестал дуть ветерок – мы присели на лужок.
Ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул,
Все листочки полетели и на землю тихо сели.
6. Закрепление нового материала.
Задание № 2 – работа в парах. Назовите соседу пропущенное число:1 вариант в первой строке, 2 вариант во второй строке.
Задание №3 – фронтальная работа. Как сравнить два числа?
Задание №4 – работа с задачей. Решение задачи с комментированием.
-Какой вопрос можно поставить?
-Чем будет отличаться решение задач?
–Какое выполним математическое действие?
Задание №5 – работа с задачей.
-Прочитайте. Как можно объединить две задачи в одну? Какой выполним схематический рисунок?
-Самостоятельно запишите решение и ответ задачи.
7. Рефлексия.
-Запишите числа от 6 до 15. Подчеркните однозначные числа одной чертой, а двузначные – двумя.
-Напишите два однозначных числа. Напишите два двузначных числа.
(Фронтальная проверка).
-Какую тему мы изучали сегодня на уроке? Что нового узнали? Как называются числа, в записи которых одна цифра? Как называются числа, в записи которых две цифры?
Домашнее задание: Учебник с.9, № 6.