Консект открытого урока математики во 2 классе по теме Однозначные и двузначные числа


Конспект открытого урока математики во 2 классе
(УМК «Школа Росси»)
Дата: 9 сентября 2015 г
Составил: учитель высшей категории Кочеткова Т.С.
Класс: 2 Б, МБУ лицея №51
Тема урока: Однозначные и двузначные числа.
Цели:
Познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения;
Регулятивные - в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу ( через анализ рисунка), сохранять ее а течение всего урока; выполнять по руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать с диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;
Коммуникативные – использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Задачи:
Образовательная: дать первоначальное представление об однозначных и двузначных числах, учить определять поместное значение цифр;
Развивающая: развивать устные вычислительные навыки и умение решать задачи, логическое мышление; обогащать кругозор учащихся;
Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесно - наглядный, частично - поисковый, практический, самостоятельная работа.
Общедидактические методы: объяснительно - иллюстрированный, частично - поисковый, проблемный, исследовательский.
Средства обучения: учебник Моро, мультимедийная установка, компьютер, карточки с цифрами, нетбуки, бублик , карточки для индивидуальной работы. (приложение №1)
Планируемые результаты: учащиеся научатся записывать однозначные и двузначные числа, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; использовать математическую терминологию при чтении математических равенств, решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; искать в объекте требуемое значение признака;( игра ТРИЗ ); контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в паре, самостоятельная работа на компьютере.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. (слайд 2)
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ноутбуки и тетрадки.
Будем думать и считать,
И внимательно решать!
Ребята, перед тем как мы начнем наш урок, покажите, пожалуйста, как правильно сидят ученики.
-Сегодня в гости посмотрите, Математик, к нам пришел. (слайд )
Что это значит?
(Это значит, что на уроке будет новый материал).
Но сначала повторим то, что знаем. А зачем повторять?
II. Актуализация знаний.
Поиграем в игру «Поспевай - не зевай, пересадку получай» (3 мин.)
на доске: 2 ряда примеров ( Моро, с.9 №6)- решают 2 ученика; после игры – фронтальная проверка. Задайте ребятам 1 дополнительный математический вопрос.
Индивидуальная работа на нетбуках ( 5 человек). Оценку поставьте в свою карточку.
« Академия младшего школьника»,
5.5.1. Группировка однозначных и двузначных чисел [SORTWORD 174]
РАЗБЕЙ НА ГРУППЫ: ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА, ДВУЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА.
Вопросы для игры «Пересадки».
- Какие арифметические действия знаем?
-Назовите компоненты действия сложения?
-Компоненты вычитания?
-Назовите число, состоящее из 3 дес., 5 дес., 2 дес. и 5 ед., 9 дес. и 1 ед., 10 дес.
Назовите количество дес. и ед. в числах: 52,10, 11.
-Логические задачи.
а) Чтобы конфету разделить пополам, надо сделать один разрез.
Сколько надо сделать разрезов, чтобы разделить пополам бублик? (2)
б) Один петух разбудил утром двух человек. Сколько надо петухов, чтобы разбудить 10 человек? (1)
Молодцы, ребята. Показали на пальчиках число пересадок. Вернулись на свои места.
Проверяем задание на доске. Если вы согласны, похлопайте ребятам. Задайте 1 математический вопрос. (прочитай пример, разность которого = 40 с названием чисел).
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа в группах.
Игра (ТРИЗ) «Расселение» (приложение 2)
Сейчас наш Математик предлагает сыграть вам в группах в игру «Расселение».
Перед вами набор чисел. Вам требуется разделить его на группы по любому признаку. При этом одно число должно быть только в одной группе. И у каждого числа должна быть своя группа. Выполняйте. Советуйтесь шепотом. Выберите выступающего за группу ученика. (2 мин.) Выступления групп.
А вот как загадал признак Математик. (слайд 3)
Как он расселил числа?
Д: В первой группе – однозначные, а во второй – двузначные.
65, 47, 70, 6, 7, 64, 17, 56. У нас есть группа, которая угадала этот признак.
2. Как узнать, однозначным или двузначным является число? Что показывает первая цифра справа? На каком месте стоит цифра, обозначающая десятки? (на втором месте справа).
-В записи каких чисел цифра 7 обозначает количество единиц? (17, 47, 7)
-В каком числе 7 десятков?
-Откройте учебник на с.9. Посмотрите, какие слова принес Математик.
Значит, тема нашего урока …
Физминутка. (проводит Настя)
IV. Изучение нового материала.
1. Новый материал.
- Что показывает запись однозначного числа?
( Количество единиц )- А запись двузначного числа? !- А хотите узнать? ( Да )Выполните в тетради самостоятельно №1. Как вы будете его выполнять? Проверим.
Однозначные числа читает…
Обведите в кружок число, состоящее из 5 дес и 1 ед. В какой строке вы обвели число 51, почему? Постройте это число на абаке.
- 51 - Покажите в записи числа единицы. Где они находятся?
( Мы думаем это наверно 1. 51 )( Подчеркните единицы )
- А что тогда показывает цифра 5? ( Наверно десятки )- Какой вы можете сделать вывод?
( В двузначных числах отсчет идет справа налево ) На каком месте справа налево стоят десятки?
- Давайте вернемся к нашим числам. Подчеркните в них все цифры, которые обозначают единицы.
-Чем похожи все однозначные числа? (состоят из одной цифры)
-Двузначные числа?
2. Работа в парах. На ИКТ выполняет задание 1 ученик.
Задание №2 с.9 (устно). Назовите друг другу тихонечко пропущенные числа. 1 ученик-в первой строке, а 2- во второй строке. Покажите сигнал пары.
- А на доске индивидуально работает ….Настя. ( Диск «Математика, 2 класс.) Задание 1.
Посмотрите, как с заданием справилась Настя.
На каком месте, считая справа налево стоят единицы? А десятки?
Значит, что обозначают двузначные числа?( дес. и ед., или сколько всего единиц)
Задание № 3 (устно) – в парах.
- Как сравнили первые 2 числа? (число 16 на числовом луче левее, значит оно меньше.)
-А еще как можно сравнить эти числа? (В числе 16 меньше десятков– 1 дес., а в числе 60(6). Значит, 16 меньше 60.) - А в 3 столбике как сравнили единицы длины?
Физминутка.
Ритмический счет « через 2».
V. Решение задачи.
Прочитайте задание с.9 №4.
- Это задача? ( Доказывают )- Давайте поставим вопрос. Выслушиваем все варианты.
*Сколько партий выиграл Ваня? Сколько партий сыграли мальчики?
- Молодцы! У вас получились 2 задачи.
- Чем будут отличаться решения этих задач? (НА первый вопрос можно ответить сразу, а на второй нельзя).
- Составим краткую запись. ( на слайде)
Миша – 6 п.
Ваня – ?, на 2 Б.
Выберите вопрос, на который вы хотите ответить, запишите решение и ответ этой задачи в тетрадь.
( Два ученика работают у доски)
Самопроверка по слайду.
№ 5 (с. 9) прочитайте обе задачи. Что вы заметили? ( ответ первой задачи во второй задаче стал условием).
Математик объединил эти задачи в одну. (на слайде). Прочитайте. Верно, он сделал? (похлопайте, если согласны).
У Коли 6 книг. В день рождения ему подарили еще 4 книги. Он отнес в классную библиотеку 2 книги. Сколько книг у него осталось?
Решите задачу с помощью схемы. Проверим схему. (на слайде). Назовите решение и ответ.
1). 6+4=10 (к.)- стало
2). 10-2=8(к.)
Ответ: у Коли осталось 8 книг.
V.Подведение итогов урока.- Какую тему мы изучали на уроке?
-Как называются числа, в записи которых одна цифра? Две цифры? Решите ребусы на полях с. 9. . Какие числа загаданы?
VI. Рефлексия.
Продолжите предложения Математика.
– На уроке мне понравилось…? У меня получилось…?
Нарисуйте в тетради солнышки, если у вас все получилось. И тучки, если, еще нужно закрепить эту тему.
Домашнее задание.
1). А вам подарок за отличную работу от Математика. Эти открытки – раскраски вы сделаете дома.
2). № 7, с. 9 выполните в тетради.
- Как удобнее составлять пары? ( сначала составить пары со свеклой, затем с морковью, потом с огурцом).
Урок, окончен. Мы – молодцы!
Литература:
Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике к УМК
М. И. Моро и др ( « Школа России») 2 класс.
Электронное приложение к учебнику М.И. Моро, С.В. Волковой, С.В. Степановой.
Математика. 2 класс.
Нестеренко А.А., Сидорчук Т. А. «Мастерская знаний» . Игровые тренинги ТРИЗ.
Приложение №1.
310642027686060 – синий
20 – зеленый
9 – красный
5 – желтый
400002000060 – синий
20 – зеленый
9 – красный
5 – желтый

Приложение 2.
Тренинг « Расселение» (Колташова О.Д.)
Правила игры.
Дети делятся на группы. Всем группам предлагается одинаковый набор карточек с числами. Каждая группа разбивает множество чисел на подмножества своим способом.
Затем группа представляет свой вариант разбиения, остальные учащиеся угадывают, по какому признаку сделано разбиение.
Карточка для индивидуальной работы.
«Академия младшего школьника» на нетбуке.
Выполни по инструкции задание.
[SORTWORD 174]
РАЗБЕЙ НА ГРУППЫ: ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА, ДВУЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА.
Содержание презентации.
Слайд 2 слайд 3


3506470729615060 – синий
20 – зеленый
9 – красный
5 – желтый
400002000060 – синий
20 – зеленый
9 – красный
5 – желтый
2152657026910
400000
3506470338137560 – синий
20 – зеленый
9 – красный
5 – желтый
400002000060 – синий
20 – зеленый
9 – красный
5 – желтый
2152653159760
400000
328739525717560 – синий
20 – зеленый
9 – красный
5 – желтый
400002000060 – синий
20 – зеленый
9 – красный
5 – желтый