Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: Звук [о], буква О,о
Конспект урока
Класс: 1
УМК: Школа России
Учебный предмет: обучение грамоте (чтение)
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов, «Русская азбука»; Л.Ф.Климанова «Читалочка».
Тема урока: Гласный звук [о]. Буквы О, о
Цели урока: организовать деятельность детей по ознакомлению с буквами, обозначающими звук (о(, учить озвучивать буквы, способствовать формированию умения выделять ударный слог, делить слоги на звуки, развитию фонематического слуха, внимания, работать над культурой речи обучающихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли, воспитывать интерес к учебной деятельности.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, иллюстрации, лента букв, касса букв, схемы к словам, дополнительные задания на карточках, цветовые сигналы, таблица звукобуквенного анализа слов.
Структура (план) урока:
1.Организационный момент
2. Повторение изученного
3.Мобилизующий этап
4.Постановка темы и целей урока
5.Физкультурная минутка
6.Знакомство с новой буквой
7.Работа по развитию речи
8.Работа над пословицами
9.Звуковой анализ слов
10.Физкультурная минутка
11.Работа над стихотворением
12.Закрепление изученного
13.Рефлексия
14.Итог урока
Ход урока:
№ /название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
- Чтобы время не терять
Я хочу у вас узнать,
Всё ль у вас в порядке?
Книжки и тетрадки?
Все ли постарались
Сочинить загадки?
- Девочки садитесь, пожалуйста. Мальчики садитесь, пожалуйста.
- Какое нужно настроение, чтобы на уроке мы хорошо потрудились?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
- Хорошее.
2. Повторение изученного
1.(Открывается выставка творческих работ, в названиях которых присутствует буква А)
- Какую роль играет буква А в словах-загадках?
( Слайд 3)
2.Подведение итога
Астра, азбука, айва
Начинаются на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
3.Чтение слогов и слияний с
буквой А ( Слайд 4)
н
с
т
к
л
р
в
а
а
- Буква А гласная, потому что звук (а( можно спеть, он не встречает во рту преграды, показывает, что согласный звук перед ней будет твёрдым, в начале слова буква А обозначает один слог.
Хоровое чтение детьми.
3.Мобилизующий этап
Назовите изображённые предметы и постарайтесь их запомнить. ( Слайд 5 )
(Овощи, морковь, дерево, роза, подсолнух, огурец)
- Закройте глаза.
(Учитель делает перестановки.)
- Скажите, в какой последовательности были изображены предметы первоначально, в каком порядке стоят после перестановки и какие предметы поменяли места.
- Назовите ещё раз предметы.
- С помощью чего вы называли предметы?
- Чем отличаются слова от предметов?
- Исключите одно слово из группы предметов.
Называют.
Закрывают глаза.
Дети отвечают что изменилось.
Дети перечисляют предметы.
Называют отличия предмета от слова.
Называют.
Мы называли предметы с помощью слов.
Ответы детей.
Называют слово овощи, так как это несколько предметов сразу.
4.Постановка темы и целей урока
- Произнесите первый звук исключённого слова.
- Сформулируем тему и цели урока. Будем использовать вспомогательные карточки:
( Слайд 6)
Произносят.
Это звук (о(, значит тема урока «Звук (о( и буквы, которые он обозначает»
Познакомимся со звуком (о( и буквами, которые он обозначает.
Будем учиться правильно разговаривать и отвечать на вопросы.
Будем учиться читать.
5.Физкультурная минутка
На физкультминутке мы определим, какие овощи мы возьмём с собой, а какие нам не нужны. Если в слове есть звук (о(, мы стоим и хлопаем в ладоши, если нет звука (о(,приседаем – слово нам не нужно.
(Салат, морковь, помидор, свёкла, огурец, лук, капуста, чеснок, перец, кабачок.)
Выполняют указанные действия.
6.Знакомство с новой буквой
- Произнесите первый звук в слове овощи. ( Слайд 7)
- Назовите этот звук.
- Произнесите его перед зеркалом. Как располагаются видимые органы речи при его произношении.
- Дайте характеристику звука.
( Слайд 8)
- Назовите ещё раз, какие предметы были изображены.
( Слайд 9)
- Есть ли звук (о( в других словах кроме слова овощи?
- Произнесём каждое слово отдельно и определим, каким будет звук перед звуком (о(.
- Сделайте вывод, что обозначает звук (о( в слиянии с согласным звуком. (Схема)
- Кто самый внимательный? Назовите предметы, выделите звук (о( в словах.
(Солнце, машина, торт, осы, облако, лось, зонт, кобра, малина.)
- Кто знает, какой буквой обозначается гласный звук (о(.
- Почему я показала вам две буквы О,о?
- Приведите примеры, когда употребляется заглавная буква О.
- На что похожа буква о?
( Слайд 10)
- В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Е.Тарлапан
Посмотри на колесо,
А увидишь букву О.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
А.Шибаев
Чтение слогов с буквой О по таблице. ( Слайд 11)
н
с
т
к
л
р
в
о
о
а
а
- Какие слова получатся из слогов?
- Составьте с одним из слов предложение.
Произносят.
Называют.
Произносят. Рот открыт, округлён, звук свободно проходит.
Если звук свободно проходит не встречая преград, его можно спеть, значит, звук гласный.
Овощи, морковь, дерево, роза, подсолнух, огурец.
Да, в каждом слове есть звук (о(.
Морковь - (мо( - звук (м( -согласный, встречает преграду во рту , твёрдый и т.д.
В слиянии с согласным звуком, звук (о( делает согласный звук твёрдым.
Называют и определяют положение звука в словах.
Гласный звук (о( обозначается гласной буквой о.
Большая буква О употребляется, когда называем имена, фамилии, названия городов, рек, клички животных.
Оля, Олег, Острогожск, Ока, Орлик.
Буква о похожа на колесо, круг, тарелку, солнце, мяч.
Читают.
Придумывают слова.
Составляют предложения.
7.Работа по развитию речи
- Откройте учебник на странице 29. Рассмотрите иллюстрацию. Составьте рассказ по иллюстрации.
( Слайд 12)
- Как можно озаглавить этот рассказ?
- Рассмотрите схему. Что вы можете сказать?
- Составьте предложение из четырёх слов.
Озвучивают придуманные рассказы.
«Осень наступила»
«Уборка урожая»
«Крот убирает урожай на зиму»
Это схема предложения, в нем четыре слова.
(Крот копает морковку лопатой. Дома крот пьёт чай. И т.д.)
8.Работа над пословицами
- Посмотрите что написано ниже сюжетной иллюстрации.
- Сколько предложений написано?
- Найдите в первом предложении букву О, посчитай сколько букв О в этом предложении.
- Найдите во втором предложении буквы о, посчитай сколько букв О в этом предложении.
- Найдите в третьем предложении буквы о, посчитай сколько букв О в этом предложении.
- Послушаем, что написано в первом предложении.
- Это пословица. Пословица – это выражение, отражающее народную мудрость по какому-нибудь поступку или поведению.
- Чему учит нас эта пословица?
- Послушаем, что написано во второй пословице.
- Чему учит нас эта пословица?
- Послушаем, что написано в третьей пословице.
- Чему учит нас эта пословица?
- Проговорим пословицы хором с чётким произношением звука (о(.
Здесь написаны предложения, потому что каждое начинается с большой буквы, слова написаны отдельно и в конце предложений стоят точки.
Здесь написано три предложения, так как три точки.
В первом предложении 8 букв О.
Во втором предложении 6 букв О.
В третьем предложении 4 буквы О.
(Читают дети умеющие читать.)
Эта пословица учит нас трудолюбию, стремлению прийти на помощь вовремя.
(Читают дети умеющие читать.)
Эта пословица учит нас порядочности, честности, умению держать данное слово.
(Читают дети умеющие читать.)
Эта пословица говорит, что человеку хорошо, когда мама рядом.
Проговаривают.
9.Звуковой анализ слов
- Произнесите, что изображено на рисунке.
( Слайд 13)
(Рисунок :окуни)
( Слайд 14)
- Составим схему слова ОКУНИ. Кто умеет её делать - сделает самостоятельно.
- Сколько слогов в слове ОКУНИ?
- Какой первый слог в слове ОКУНИ? Звук?
- Звук гласный или согласный? Ударный или безударный?
- Какой второй слог в слове ОКУНИ?
- Что собой представляет слог «КУ»?
- Какой первый звук в слоге «КУ»?
- Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
- Какой второй звук в слоге «КУ»?
- Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный?
- Какой третий слог в слове ОКУНИ?
- Что собой представляет слог «НИ»?
- Какой первый звук в слоге «НИ»?
- Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
- Какой второй звук в слоге НИ»?
- Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный?
- Сколько всего звуков в слове ОКУНИ?
- Составьте предложение со словом ОКУНИ.
- Найдите в классе глазками красный кружок, зелёный, синий, жёлтый, коричневый.
Произносят слово ОКУНИ.
Выполняют самостоятельно.
В слове ОКУНИ три слога.
В слове ОКУНИ первый слог «О».
Звук гласный, так как свободно проходит не встречая преград во рту, он ударный.
В слове ОКУНИ второй слог «КУ».
Слог «КУ» - слияние.
Первый звук в слоге «КУ» - (к(.
Звук (к( - согласный, встречает во рту при произношении преграду, звук твёрдый.
Второй звук в слоге «КУ» - (у(, он гласный – на встречает при произношении преграду, безударный.
В слове ОКУНИ третий слог «НИ».
Слог «НИ» - слияние.
Первый звук в слоге «НИ» - (н(.
Звук (н( - согласный, встречает во рту при произношении преграду, звук мягкий.
Второй звук в слоге «НИ» - (и(, он гласный – на встречает при произношении преграду, безударный.
В слове ОКУНИ 5 звуков.
Составляют.
Смотрят глазами, не поворачивая головы.
10.Физкультурная минутка
( Слайд 15)
Осинку
Окрасила
Осень.
Осинка мне нравится
Очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль –
Облетает.
Выполняют упражнения.
11.Работа над стихотворением
- Найдите стихотворение на странице 29.
- Простым карандашом подчеркните все встретившие буквы «О».
- Послушайте это стихотворение.
- О ком это стихотворение?
- Чем озабочен окунёк?
- Почему слово Окунёк написано с заглавной буквы?
- Как ответил ему сом и почему?
- Поговорим это стихотворение выразительно. ( Слайд 16)
- Послушайте пары слов, найдите в них ошибки и сформулируйте задание.
- послушный окунёк,
- полезные шалости,
- добродушный сом.
- Какие вы предлагаете слова?
- Если окунёк понял, что шалости приводят к беде, попробуем составить для него советы о правилах поведения во время игр. Нам помогут вспомогательные слова: во время игры нужно соблюдать , играть нужно , если кто-то упал нужно ему, во время игр нужно быть
- В каких словах встретился звук (о(?
- Я знаю, что окунёк запомнит правила и не попадётся больше на крючок.
Находят.
Подчеркивают.
(Читают дети умеющие читать.)
Это стихотворение про окунька и сома.
Окунёк попался на крючок.
Слово Окунёк написано с заглавной буквы потому, что это имя рыбки.
Сом ответил сердито, потому что Окунёк шалил.
Произносят.
В этих парах даны не верные характеристики героям. Надо первые слова пары заменить другими.
Шаловливый окунёк. Плохие шалости. Сердитый сом.
Во время игры нужно соблюдать правила, играть нужно честно, если кто-то упал нужно ему помочь подняться, во время игр нужно быть внимательным.
Называют слова.
12.Закрепление изученного
- Окунёк предлагает вам проверить, хорошо ли вы запомнили звук (о( и сможете ли услышать этот звук в словах. ( Слайд 17)
- Рассмотрите рисунки. (Сом, щука, осы, лось, лиса, сова, коза, крот, ёж)
- Назовите предметы.
- Назовите предметы при произношении которых встречается звук (о(.
- Угадайте слово, какой будет первый звук и буква покажите её. ( Слайд 18)
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это? (Олень)
Берега зелёные,
Вода красная,
Рыбки чёрные. (Арбуз)
- Рассмотрите ленту букв. Назовите буквы, которые мы изучили. Что вы можете рассказать про эти буквы.
Рассматривают.
Называют.
Называют: Сом, осы, лось, сова, коза, крот.
Называют отгадки и показывают первую букву.
Называют.
Рассказывают: буквы А и О гласные, при их произношении звук свободно проходит и не встречает преград, эти звуки можно спеть. Буквы в слиянии с согласным показывают твёрдость согласного звука.
13.Рефлексия
- Все вы старались работать на уроке. Молодцы.
( Слайд 19)
- Выдерите человечка для оценки вашего настроения в конце урока:
Выбирают.
14.Итог урока
- С каким новым звуком и новыми буквами мы познакомились? ( Слайд 20)
- Дайте характеристику звуку (о(.
- Всем спасибо за интересную и дружную работу. ( Слайд 21)
Мы познакомились со звуком (о(, буквами О, о.
Звук (о( гласный, обозначает в слиянии твёрдость согласного звука, бывает ударным или безударным.
Список использованной литературы:
1. Учебник «Русская азбука» В.Г.Горецкий. («Просвещение»).
2. В.Волина. «Занимательное азбуковедение» («Просвещение»).
3. В Волина «Праздник букваря». («АСТ-ПРЕСС»)
4. Г.А.Бакулина. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте». («Владос»).
5. Е.А.Пожиленко. «Волшебный мир звуков и слов» («Владос»)
( ( А
Заголовок 2\ђЗаголовок 415