Организация деятельности педагога дополнительного образования по проведению профессиональной ориентации 
Организация деятельности педагога дополнительного образования по проведению профессиональной ориентации
В настоящее время система профориентационной работы педагога дополнительного образования включает в себя деятельность по следующим направлениям: 
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию. 
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. 
3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов- профконсультантов.
 4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. 
5. Социально-профессиональная адаптация. 
6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у школьников чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений в области профессиональной ориентации школьников:
 – участвуют в разработке профессиографических материалов;
 – участвуют в оборудовании кабинетов профориентации в школах;
 – осуществляют профессиональное информирование учащихся старших классов и выпускников общеобразовательных школ, учителей и родителей о ситуации на рынке труда региона и города в целом о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и возможностях их получения в учебных заведениях региона и области, в том числе по направлениям органов государственной службы занятости;
 – проводят групповое и индивидуальное профессиональное консультирование школьников; 
– совместно с органами управления, общественными молодежными объединениями и организациями участвуют в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для школьников; 
– создают специализированные кабинеты профориентации и организуют их работу в общеобразовательных учреждениях; 
– взаимодействуют с местными органами образования, общественными молодежными объединениями и организациями, военными комиссариатами, профессиональными учебными заведениями и предприятиями в решении проблем профессиональной ориентации молодежи региона;
Основными организационными вариантами профориентационной помощи педагогом ДО выделяют:
1. Педагог ДО работает в конкретной школе и обслуживает только учащихся данной школы.
 2. Педагог ДО имеет в конкретной школе основную базу (кабинет), но обслуживает несколько близлежащих школ.
 3. Педагог ДО работает в специальном психологическом центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости населения или просто – в Психологическом центре). Часто в таких центрах оказывается более специализированная (а иногда и более глубокая) помощь. Но педагог ДО нередко лишен возможности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэтому в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога (профконсультанта) с психологами различных психологических и медико- реабилитационных центров 
4. Педагог ДО работает в органах управления образования, где он выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой куратор  координирует профориентационную работу в школах (работу педагогов, учителей труда…). 
5. Дистанционная профориентационная помощь, например, по переписке (подросток по почте получает бланк с опросниками, отсылает свои ответы, после чего ему высылаются обобщенные результаты и рекомендации). В настоящее время широкие перспективы открываются в связи с внедрением компьютерной техники (в частности, сети «Интернет»), 
6. Работа «выездными бригадами» (на 2–3 недели бригада специалистов выезжает в отдаленные и малонаселенные районы и проводит «массированную» помощь в выборе профессии). 
7. Помощь через средства массовой информации СМИ (специальные циклы передач, рубрики в периодических изданиях…). Естественно, нельзя выделить самый «лучший» вариант: все варианты «хорошие», так как все зависят от конкретных условии. Лучше стремиться к совмещению и взаимодополнению разных вариантов (чтобы и у самих клиентов был выбор, куда обратиться). Именно в этом случае можно будет говорить о системности профориентационной работы.