Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребёнка.


Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребёнка.
 
Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед старшими школьниками.
Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый из нас стоял перед выбором и каждый  может вспомнить и рассказать о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассников  манят  десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае- это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. И если тебе 15-17 лет, конечно, разобраться, какие из этих личностных качеств, способностей присутствуют у тебя, нелегко.
 Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из лёгких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, - один из важнейших моментов, определяющих многое в жизни современного человека.
Огромное преимущество человека заключается именно в его возможности  выбора. Однако, с другой стороны, именно это и вызывает трудности – важно не ошибиться и правильно понять свои возможности, таланты и предпочтения.
Хорошо, когда ребёнок с детства мечтает об определённой профессии  – стать юристом или водителем – и не сомневается, что осуществит эту мечту. Конечно, у него не возникнут проблемы с выбором профессии. Но, как правило, у наших детей возникают трудности профессионального самоопределения. Одни не нашли в жизни ещё пока ничего интересного. У них нет никаких увлечений и из того, что их окружает в мире, их ничего не привлекает. Другие ребята, наоборот, интересуются всем: они одновременно занимаются в спортивных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны и в учёбе, и в общественной деятельности. И как ни странно, у них всё везде получается! Но, к сожалению, и такие дети не могут определиться с тем, что им нравится больше, с чем им связывать свою дальнейшую жизнь. Для того чтобы ребёнок сделал выбор, необходимо помочь ему разобраться в себе.
Стихийный выбор профессии нередко приводит к неудовлетворённости человека своей жизнью. Работа становится неинтересной, что порой   даже приводит к нервным заболеваниям. Поэтому проблему выбора будущей профессии необходимо серьёзно обсудить с ребёнком, помочь ему разобраться в своих способностях, психологических особенностях и характеристиках профессии. Известный психолог Е.А.Климов разделил все профессии на пять групп в соответствии с использованным предметом труда, т.е. с тем, с чем человек непосредственно работает, это техника, природа, люди и т.д.
1.Человек – техника. Представители профессий этой группы связаны с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой, наладкой, управлением транспортных средств. Сюда же относятся специалисты по производству и обработке металлов, механической сборке, монтажу электрооборудования, монтажу сооружений, конструкций, переработке продуктов сельского хозяйства. Для тех, кто  выбирает профессии этой группы, необходимо практическое мышление, дисциплина, аккуратность.
 Современные профессии: строительные специальности, архитектор, водитель, инженер, технолог, монтажник информационных сетей, автослесарь.
2.Человек – природа. Деятельность представителей этой группы связана с растительным и животным миром. Человек, который хочет связать свою судьбу с профессиями этой группы, должен не только любить природу,      но и прогнозировать изменения, которые могут произойти, быть всегда готовыми к непредвиденным ситуациям, т.к. все живое на земле развивается без выходных и праздничных дней. Необходимо быть уравновешенным, иметь способности к кропотливому труду, уметь самостоятельно принимать решения.
 Современные профессии: микробиолог, фармацевт, флорист, ландшафтный дизайнер, ветеринар.
3.Человек – знаковая система. Это группа, в которой объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики. Для представителей этой группы необходимо умение абстрагироваться – отвлечься от реальных физических, химических свойств, уметь всё это оформлять схематически. Очень важно умение видеть реальные объекты, явления в схемах, графиках, т.е. умение читать чертежи. Для людей, выбирающих такие специальности, необходимо устойчивое внимание, умение сосредоточиться, выполнять монотонную работу.
 Современные профессии: экономист, корректор, переводчик, системный администратор, программист, топограф.
4. Человек – человек. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. Специалистам, работающим в этой сфере, необходимо иметь такие качества, как: терпение, умение находить общий язык с разными людьми,  потребность в общении, отсутствие перепадов настроения, умение ставить себя на место другого человека, хорошая память.
Современные профессии: педагогические работники, официант, менеджер, страховой агент, продавец – консультант, администратор.5.Человек – художественный образ.  К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной и актёрской деятельностью. Профессии данной группы должны выбирать все  – таки люди, у которых есть определённые способности к тому или иному виду искусства. Также необходимо  творческое воображение, образное мышление.
 Современные профессии: дизайнер – модельер, дизайнер по интерьеру, режиссер, актер, журналист, музыкант, стилист.И, конечно, делая выбор в профессиональном направлении, необходимо чётко представлять потребности рынка труда, интересоваться у специалистов службы занятости о вакантных местах в нашем регионе. Обязательно нужно познакомиться с теми средне-специальными учебными заведениями и вузами, которые есть в нашем городе или регионе.
Вопрос о выборе профессии обязательно должен решаться совместно, на общем семейном совете, возможно с привлечением бабушек и дедушек. Но, уважаемые родители, помните, что вы можете только советами убеждать своего ребёнка. Ни в коем случае нельзя пытаться   действовать криками, угрозами, запретами даже в том случае, если вас не устраивает его выбор профессии. Ведь речь идёт всё – таки о будущем вашего ребёнка, и пусть он сам примет это решение.
 Выбор профессии – это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы отнесетесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.
ФормуФормулавыбора профессии:ХОЧУ + МОГУ + НАДО
Первое, что надо решить – это: продолжать образование в техникуме и институте или профессиональном училище, в зависимости от способностей ребёнка. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
социальный заказ, положение на рынке труда;
уровень материального обеспечения семьи;
возможности получения помощи в обучении;
условия оплаты труда в данной сфере;
местная инфраструктура профессионального образования.
Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую ваш ребенок хочет, определить ее тип, класс, отдел «я – хочу».
И третья часть выбора – учесть свои возможности «Я – могу»:
интересы, склонности;
успехи в учебе и потенциальные способности;
свои сильные и слабые стороны;
состояние здоровья.
Два пути выбора профессии:
1.Метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймет то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы.
2. Метод осознанного выбора : надо изучить прежде всего самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы
Три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.
Во-первых, чтобы профессия была интересной. Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности. В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного человека.
Десятка востребованных профессий : 1. Разработчик программного обеспечения 2. Финансовый советник 3. Специалист по персоналу 4. Рыночный аналитик 5. Компьютерный аналитик 6. Оценщик недвижимости 7. Преподаватель в частном учебном заведении 8. Врач (стоматолог, терапевт) 9. Фармацевт 10. Психолог
Итак, сознательный выбор профессии основывается:
на знаниях о мире профессий;
на знаниях о выбираемой конкретной специальности;
на изучении своих интересов;
на изучении своих способностей;
на знании своих сильных и слабых качеств;
на состоянии своего здоровья;
на учете ситуации, на рынке труда;
на учете материальных условий семьи.

Степень влияния родителей на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.
Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.
Хочется предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.
Наиболее частые ошибки профессионального выбора:
ориентация на престижность профессии;
ориентация исключительно на высокую заработную плату;
ориентация исключительно на комфортные условия труда;
снижение до минимума трудностей обучения;
следовательно, только указания родителей;
учеба за компанию, вместе с друзьями.
Родительская помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем:
совет ребенку;
приобретение необходимых справочников;
сбор информации об учебных заведениях.
Памятка родителям Как стать группой поддержки своему ребенку?
Пять шагов психологической поддержки взрослеющего ребенка:
1. Найти «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Различайте, что он уже может, а чему еще только учится.
2. Выясните, чем руководствуется ребенок, не стремится ли он к взаимоисключающим целям?
3. Помогите ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
4. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии.
5. Помогите ребенку сделать свой выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры