Рабочая программа по биологии Биология.Живой организм Н.И. Сонин

6 класс
Живой организм

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и программы курса «Живой организм» для 6 класса автора Н.И. Сонин 2011г.// Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2009,отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Настоящая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и учетом плана МБОУ ЛСОШ №2 им. Н.Ф. Струченкова с учетом 34 учебных недель на 68 часов (2 часа в неделю, из них 12 лабораторных работ).
Данный УМК рекомендован отделом народного образования, а так же выбран и утвержден районным методическим объединением.
Цели и задачи обучения биологии:
-овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения;
-установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
-подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства и здравоохранения.
Структура и содержание программы определены с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологической науки. В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности.

Изменения в программе:

Лабораторные работы:
1. Строение корневых систем
2. Строение почек
3. Расположение почек на стебле, простые и сложные листья
4. Перемещение дождевого червя
5. Черенкование комнатных растений;
Перенести на апрель – май, провести их после повторения соответствующего теоретического материала.
Выделить время на проведение экскурсий с целью изучения природы и активизации познавательной активности обучающихся.
Планируемый результат.

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.

Учащиеся должны знать:

-основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие размножение);
- химический состав клетки, значение основных органических и не органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток; важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
- типы деления клеток , их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание и перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
-характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать органоиды клетки;
- узнавать основные формы цветкового растения;
- распознавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.













Содержание курса
(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема
·. Строение и свойства живых организмов (22 часа)

Основные свойства живых организмов. Многообразие живых организмов. Химический состав клетки. Содержание химических элементов в клетке. Неорганические и органические вещества: белки, жиры, углеводы клетка – элементарная единица живого. Деление клетки. Ткани растений и животных. Органы и системы органов (корень, почка, стебель, лист, цветок, семя, строение семени). Растения и животные как целостные организмы. Взаимосвязь клеток тканей органов.

Лабораторные работы:

Определение строения клеток живых организмов. Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов. Строение семян. Распознание органов животных.

Тема
·
·. Жизнедеятельность организма (36 часов)

Питание и пищеварение. Питание животных. Питание растений. Воздушное питание. Травоядные и хищные животные. Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.
Дыхание. Роль кислорода. Дыхание растений и животных.
Движение веществ в организме. Перенос веществ у позвоночных и беспозвоночных животных. Гемолимфа. Кровь.
Выделение. Выделение у растений. Выделение у животных. Обмен веществ и энергии.
Опорные системы. Движение.
Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Нервная система. Рефлексы. Эндокринная система.
Размножение (бесполое, половое, семенами у растений). Цветок как орган полового размножения.
Рост. Развитие. Состояние покоя. Постэмбриональное развитие.

Лабораторные работы:

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Разнообразие опорных систем животных. Бесполое размножение растений. Развитие насекомых.




Тема
·
·
·. Организм и среда (10 часов)

Среда обитания. Факторы среды. Взаимосвязи живых организмов. Влияние факторов неживой природы.
Природные сообщества. Экосистемы. Цепи питания. Экскурсии в лес и на водоем.

Лабораторные работы:

Строение корневых систем. Строение почек. Передвижение дождевого червя.









































Поурочно-тематическое планирование (6 класс)
Автор Н.И. Сонин (68 часов, 2 часа в неделю)

№ урока
Наименование разделов и тем
Кол. Часов.
Дата проведения

п/п
В теме


План
факт

Тема
·. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
22




1.1. Основные свойства живых организмов
2



1
1
Многообразие живых организмов
1



2
2
Основные свойства живых организмов
1





1.2. Химический состав клеток
2



3
1
Содержание химических элементов в клетке. Неорганические вещества.
1



4
2
Органические вещества: белки, жиры, углеводы Л/р. №1.
1





1.3.Строение растительной и животной клеток
2



5
1
Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции органоидов клеток.
1



6
2
Вирусы – неклеточная форма жизни. Различие в строении растительной и животной клеток. Л/р. № 2.
1





1.4. деление клетки.
2



7
1
Деление клетки. Основные типы деления. Митоз.
1



8
2
Мейоз, его биологическое значение.
1





1.5. Ткани растений и животных.
2



9
1
Ткани животных. Л/Р. № 3
1



10
2
Ткани растений. Л/Р. № 4
1





1.6. органы и системы органов.
10



11
1
Органы цветкового растения. Корень.
1



12
2
Корневые системы. Видоизменения корней.
1



13
3
Строение и значение побега. Почка.
1



14
4
Стебель как осевой орган побега.
1



15
5
Лист. Строение и функции.
1



16
6
Цветок, его строение и значение. Соцветия.
1



17
7
Строение семян. Л/р. №5.
1



18
8
Органы и системы органов животных.
1



19
9
Органы и системы органов животных.
1



20
10
Лабораторная работа № 6.
1





1.7. растения и животные как целостные огранизмы.
2



21
1
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.
1



22
2
Живые организмы и окружающая среда.
1



Тема
·
·. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА.
36




2.1. Питание и пищеварение
8



23
1
Питание и пищеварение. Питание растений.
1



24
2
Почвенное питание. Роль корня.
1



25
3
Воздушное питание.
1



26
4
Фотосинтез.
1



27
5
Питание животных.
1



28
6
Травоядные животные. Хищники.
1



29
7
Пищеварение и его значение.
1



30
8
Пищеварительные ферменты.
1





2.2. Дыхание.
3



31
1
Значение дыхания. Роль кислорода.
1



32
2
Дыхание растений.
1



33
3
Дыхание животных.
1





2.3. Передвижение веществ в организме
4



34
1
Передвижение веществ минеральных и органических в растении. Л/р. №8
1



35
2
Перенос веществ в организме беспозвоночных животных.
1



36
3
Перенос веществ в организме позвоночных животных.
1



37
4
Гемолимфа, кровь и составные части.
1





2.4. Выделение.
4



38
1
Роль выделения в процессе жизнедеятельности.
1



39
2
Выделение у растений.
1



40
3
Выделение у животных.
1



41
4
Обмен веществ и энергии.
1





2.5.Опорные системы.
2



42
1
Опорная система. Значение в организме.
1



43
2
Опорная система растений и позвоночных животных. Л/р. № 8.
1





2.6. Движение.
2



44
1
Движение как особенность живых организмов. Двигательные реакции растений.
1



45
2
Движение одноклеточных и многоклеточных животных.
1





2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.
5



46
1
Жизнедеятельность организмов и ее связь с окружающей средой.
1



47
2
Регуляция процессов жизнедеятельности.
1



48
3
Раздражимость. Нервная система.
1



49
4
Основные типы нервных систем. Рефлекс.
1



50
5
Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества.
1





2.8. Размножение.
4



51
1
Размножение растений. Бесполое размножение. Л/р. № 11.
1



52
2
Половое размножение животных и растений.
1



53
3
Размножение растений семенами.
1



54
4
Цветок как орган полового размножения
1





2.9. Рост и развитие
4



55
1
Рост и развитие растений. Распространение семян и плодов.
1



56
2
Состояние покоя. Условия проростания семян.
1



57
3
Особенности развития животных. Постэмбриональное развитие животных.
1



58
4

л/р. №12 прямое и непрямое развитие насекомых.
1



Тема
·
·
·. ОРГАНИЗМ И СРЕДА
10




3.1. Среда Обитания. Факторы среды.
2



59
1
Влияние факторов неживой природы
1



60
2
Взаимосвязи живых организмов.
1





3.2. Природные сообщества.
2



61
1
Природные сообщества и экосистемы.
1



62
2
Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
1





Повторение
2



63
1
Повторение материала. Л/р. № 9.
1



64
2
Повторение материала. Л/р. №10.
1





Экскурсии.
4



65
1
Экскурсия в лес.
1



66
2
Экскурсия в лес.
1



67
3
Экскурсия на водоем.
1



68
4
Экскурсия на водоем.
1




15