Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География. Землеведение» 5-6 кл.: учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начально общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Уставом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Основной образовательной программой - Образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Учебным планом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
Положением «Об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Положением «О рабочей программе по учебному предмету, курсу» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа по географии для учащихся 6А, 6Б, составлена на основании учебной программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Дронов и Л.Е. Савельева «География» 5-9 классы. Издательство: «Просвещение» 2011.г
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География. Землеведение» 5-6 кл.: учебник/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.– М.: Дрофа, 2012 – 283 с. Порядковый номер учебника № 1.2.2.4.4.1, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 31 марта 2014 года.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение в год:
Практических работ – 10
Цель рабочей программы:
является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. Показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты.
Реализация рабочей программы способствует решению следующих задач:
усвоение и накопление первоначальных представлений и географических понятий, познаний о географических особенностях природы, населении и хозяйстве разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты, как одного из «языков» международного общения; ориентироваться на местности; применять географические знания в форме представлений для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов при дальнейшем изучении географии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, в решении географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Педагогические технологии.
При реализации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий:
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
технология организации самостоятельной деятельности школьников;
технология диалогового взаимодействия;
Применение данных педагогических технологий обусловлено специфическими особенностями ученических коллективов классов.
Характеристики классов
6 «А» класс – у учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Поэтому обоснованным для этого класса является применений технологий диалогового обучения (диспуты, дискуссии), проблемного обучения, информационно-компьютерных технологий.
6 «Б» класс – у учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Мальчики и девочки дружат между собой, переживают удачи и неудачи своего класса. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты. Часть имеет серьезные проблемы с обучением. На уроках не проявляют никакого интереса к учебному процессу, не выполняют домашние задания. Для данного класса планируется включить занятия и отдельные упражнения на развитие (внимания и мышления).
Общая характеристика учебного предмета, курса
«География. Землеведение» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Для общеобразовательных учреждений РФ рабочая программа по географии 6 классов предусматривает изучение предмета в объёме 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Формы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется
в соответствии с :- Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс.
Результаты освоения учебного предмета, курса
Достижение предметных результатов в программе обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных и экологических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задачи в т. ч. охрана окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями, использование приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик, компонентов географической среды, в т. ч. экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
Основное содержание учебного предмета, курса
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (2 ч)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования
Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Раздел II . Земля во Вселенной (3 ч)
Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практические работы.1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Раздел III. Географические модели Земли (6ч)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Параллели и меридианы. Параллели Меридианы. Параллели и меридианы на картах. Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы. 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора (6ч)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы .Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы. 4. Определение горных пород и описание их свойств.
5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Раздел V. Атмосфера (6 ч)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы. Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака. Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки. Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли. Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.
Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду. Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах. Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.
Практические работы. 6. Наблюдение за погодой, ведение дневника наблюдений за погодой. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой.
7. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой.
8. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.
Раздел VI. Гидросфера (6 ч)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан. Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость. Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы). Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.
Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн. Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.
Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота. Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.
Практические работы. 9. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
Раздел VII. Биосфера (2 ч)
Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Что такое биосфера и как она устроена. Границы современной биосферы. Роль биосферы в природе. Биологический круговорот.
Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде. Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов. Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.
Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры. Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Отчего зависит плодородие почв. Строение почв.
Человек и биосфера. Человек— часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практические работы. 10. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.
Раздел VIII. Географическая оболочка (2 ч)
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки. Особенности географической оболочки. Географическая
Оболочка — прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.
6. Тематическое планирование
Учебно – тематический план
№ п/п Наименование раздела и тем Всего часов Количество часов
теоретические практические
1 Введение 1 1 -
2 Раздел I. Накопление знаний о Земле 2 2 -
3 Раздел II. Земля во Вселенной 3 2 1
4 Раздел III. Географические модели Земли 6 4 2
5 Раздел IV. Земная кора 6 4 2
6 Раздел V. Атмосфера 6 3 3
7 Раздел VI. Гидросфера 6 5 1
8 Раздел VII. Биосфера (2 ч) 2 1 1
9 Раздел VIII. Географическая оболочка (2 ч) 2 2 -
Итого 34 24 10
Календарно – тематическое (поурочное) планирование
№ п/п Основное содержание по темам (урокам) Тип/форма урока Планируемые результаты обучения Виды деятельности
(элементы содержания/контроль) Домашнее задание Дата
Предметные МетапредметныеЛичностные Введение (1 час)
1 Что изучает география Вводный
Ученик получит возможность
выучить:
основные географические понятия
и термины Вводная беседа Формулирование определения понятия
«география». Выявление особенностей
изучения Земли географией посравнению с другими науками.
Характеристика природных и
антропогенных географических объектов.
Установление географических явлений,
влияющих на географические объекты.
Поиск
дополнительной информации (вИнтернете и других источниках) о ролигеографии всовременном мире. Учебник
стр.3-6 Раздел I. Накопление знаний о Земле (2 ч)
2 Великие географические открытия
Комбинированный урок. Ученик научится искать
информацию о путешественниках Фронтальный опрос.
Изучение покартам маршрутов путешествий арабских
мореплавателей, Афанасия Никитина,
Марко Поло.
Поиск информации (в Интернете, другихисточниках) о накоплении
географических знаний.
Путешественники эпохи Великихгеографических открытий (значение ироль экспедиций) Учебник
стр.11-13 3 Открытие Австралии и Антарктиды
Комбинированный урок. Ученик научится искать
информацию о путешественниках Фронтальный опрос.Открытия и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Учебник стр.14-6, вопросы после параграфа
Раздел II . Земля во Вселенной (3 ч)
4 Земля и космос
Урок изучения и первичного закрепления
знаний Ученик научится понимать
основные географические понятия
и термины; описывать
представления древних людей о
вселенной; определять стороны
горизонта на местности и плане;
составлять космический адрес
нашей планеты; называть и
показывать планеты Солнечной
системы; планеты гиганты и
земной группы; анализировать
влияние Луны, Солнца на Землю; Поиск на картах звездного неба
важнейших навигационных звезд и
созвездий. Определение сторон
горизонта по Полярной звезде.
Анализ иллюстративно-справочныхматериалов и сравнение планет
Солнечной системы по разным параметрам. Учебник стр.22-24, вопросы после параграфа 5 Осевое вращение Земли Комбинированный
. Давать объяснение вращения Земли вокруг своей оси
Устный опрос.
Значение осевого вращения Земли.
Учебник
стр. 17-19
6 Обращение Земли вокруг Солнца Комбинированный Называть: что такое год и какова его протяженность. Объяснять причину смены времен года.
Движение Земли вокруг Солнца. Времена года
Пр. р.1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. Учебник
стр. 20-22
Раздел III. Географические модели Земли (6 ч)
7 Ориентирование на земной поверхности Комбинированный урок Давать определение понятиям ткань, Учебник
стр. 24-26
8 Изображение земной поверхности. Масштаб и его виды. Комбинированный урок Давать определение
растений записи в тетради
Учебник
стр. 28-29
9 Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах Комбинированный урок Давать определение понятиям репродуктивные органы,
органах цветковых Учебник
стр. 32-35
подготовит. к проверочной работе. 10 Планы местности и его чтение. Комбинированный урок Учебник стр. 38-43
подготовит. к
11 Параллели и меридианы Урок обобщения и систематизации знаний. Учебник,
стр.45-46
12 Градусная сеть. Географические координаты. Комбинированный Учебник
стр. 48-49 Раздел IV. Земная кора (6ч)
13 Особенности питания животных.
Комбинированный Давать определение понятию питание
Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках
Описывать сущность биологических процессов: питания животных.
Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов: симбионты, паразиты.
Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов. Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты. Учебник
стр.50-53
14 Пищеварение и его значение.
Особенности строения пищеварительных систем животных. Комбинированный Давать определение понятиям: питание, пищеварение.
Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение.
Называть особенности строения пищеварительных систем животных. Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной системы животных. Учебник
стр. 54 -57
Тема 2.2. ДЫХАНИЕ (2 ч)
15 Дыхание растений. Комбинированный Давать определение понятию дыхание.
Описывать сущность биологических процессов: дыхание.
Характеризовать: особенности дыхания растений, роль органов растений в процессе дыхания.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождение энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений Учебник
стр. 59
16 Дыхание у животных. Комбинированный Давать определение понятию дыхание.
Описывать сущность биологических процессов дыхания
Характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними. Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. Учебник
стр. 60-62
Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 ч)
17 Передвижение веществ в растении. Комбинированный, практик. Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в растении, его значение.
Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных и органических веществ в растениях
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних растений и ухода за ними. Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растения, обеспечивающие процесс переноса веществ.
Практическая работа №1
«Передвижение воды и
минеральных веществ
по стеблю». Учебник,
стр. 64-65
18 Передвижение веществ в животном организме. Урок изучения и первичн.
закрепления новых знаний Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в организме животного.
Характеризовать особенности транспорта веществ у животных
Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках и табл., функции органов кровеносной системы, состав крови и ее функции, типы кровеносных систем Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части. Учебник
стр. 66-68
записи в тетради
Тема 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (3 ч)
19 Выделение у растений.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Описывать сущность биологических процессов выделение у живых организмов, его значение.
Называть: органы выделения растений узнавать их на рисунках и таблицах.
Характеризовать: особенности процесса выделения у растений.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений. Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений. Выделение у растений. Учебник
стр. 70-72
20 Выделение у животных.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Называть: органы выделения растений у животных и узнавать их на рисунках и таблицах. Характеризовать: особенности процесса выделения у животных. Устный фронтальный опрос.
Роль выделения впроцессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у животных. Выделение у животных. Основные выделительные системы животных. Учебник
стр.72-75
21 Обмен веществ у растений и животных. Комбинированный Давать определение понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение. Характеризовать: особенности процесса обмена веществ у растений, особенности процесса обмена веществ у животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ. Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных. Учебник
стр. 77-81
Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 ч)
22 Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. Комбинированный Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках.
Называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных.
Приводить примеры животных с разными типами опорных систем.
Распознавать и описывать части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни. Строение растительного организма и организма животного: опорные системы, их значение. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
Лабораторная
работа № 4
«Разнообразие опорных систем животных». Учебник стр.83-87
записи в тетради Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (2 ч)
23 Движение как
важнейшая, особенность животных организмов. Комбинированный Называть: роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных.
Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. Демонстрация
«Движение инфузории туфельки».
«Перемещение
дождевого
червя».
Значение двигательной активности.
Способы движения
организмов. Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Учебник
стр.89-94
24 Механизмы,
обеспечивающие движение. Комбинированный Сравнивать
различные
способы
движения. Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и способами передвижения
организма. Приводят доказательства
двигательной активности растений Движение как важнейшая особенность
животных организмов. Значение
двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых
организмов. Двигательные реакции.
Проверочная работа №3 Тема: «Жизнедеятельность организма». Учебник
стр. 96-98 Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 ч)
25 Координация и регуляция. Раздражимость. Урок изучения нового материала Давать определение понятию раздражимость.
Описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.
Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о нервной регуляции процессов жизнедеятельности. Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Нервная система, особенности ее строения. Учебник
стр. 100-103 26 Нервная система. Комбинированный Характеризовать нервную систему.
Значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных. Головной, спинной мозг, инстинкт. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Учебник
стр. 104-107
27 Регуляция процессов жизнедеятельности у растений Комбинированный Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений
Называть: роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений
Наблюдать за ростом и развитием растений
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. Учебник
стр. 108-109
записи в тетради
Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3 ч)
28 Размножение и его виды. Бесполое размножение. Комбинированный
Давать определение понятию размножение, вегетативные органы.
Описывать сущность бесполого размножения растений.
Называть: значение размножения, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения у растений.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры) бесполое размножение растений. Споры.
Практическая
работа №2
«Вегетативное
размножение
комнатных растений». Учебник
стр. 113-118 29 Половое размножение животных. Урок практик Давать определение понятию размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения.
Называть: значение полового размножения, органы полового размножения животных. Женские и мужские половые гаметы. Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.
Учебник
стр. 119-123
30 Половое размножение растений. Давать определение понятию размножение, опыление, оплодотворение, самоопыление.
Описывать строение цветка как органа полового размножения, сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения).
Называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений. Узнавать их на рисунках и таблицах. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Жизнедеятельность растений размножение. Половое размножение. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Учебник
стр. 125-130 Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2 ч)
31 Рост и развитие растений. Урок контроля и оценки знаний Давать определение понятию индивидуальное развитие.
Описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.
Называть: роль семян и плодов в жизни растения, условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; способы распространения семян.
Наблюдать за ростом и развитием растений.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Записи в тетради
учебник
стр. 131-134 32 Рост и развитие животных. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.
Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных
Наблюдать за ростом и развитием животных.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними. Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша на примере ланцетника. Постэмбриональное развитие животных.
Лабораторная
работа № 5
«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале). Учебник
стр.136-139 Тема 2.10. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (1 ч)
33 Организм как единое целое. Комбинированный Называют единицы строения живых
организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения и функциями.
Устанавливают взаимосвязь между работой органов и систем органов организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов
в организмах. Живые организмы и
окружающая среда.
Проверочная работа
№ 4 «Организм как единое целое» Учебник
стр.141-145
34 Резервный Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «География. Землеведение» 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2014 – 283 с.
Для учителя:
География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы Л.Е. Савельева, В.П.Дронов).
География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Мультимедийное приложение к учебнику «География. Землеведение» 5-6 класс.
2. Интернет-ресурсы:
Архив номеров журнала «Наука и жизнь» (http://nkj.ru/archive)
Архив номеров журнала (http://www.national-geographic.ru/ngm/archives)
Архив погоды (http://meteo.infospace.ru/win/wcarch/html/r_index.sht)
Географический каталог фото пейзажей (http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html)
Географический справочник «Страны мира» (http://geo.historic.ru)
Гидрометцентр России (http://www.meteoinfo.ru)
Фактические данные (http://www.meteoinfo.ru/pogoda)
Климат (http://www.meteoinfo.ru/climate)
Моря и океаны (http://www.meteoinfo.ru/ocean)
Погода и климат (http://atlantida.agava.ru/weather/index.php376)
Энциклопедия «Вокруг света» (http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia)
Энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru)
Список объектов (http://heritage.unesco.ru/index.php?id=30&L=9)
Всемирное наследие — Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
Яндекс. Словари (http://slovari.yandex.ru)
Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс / Сост. ЕА. Жижина. - 2-е изд., перераб. -М.:ВАКО, 2013.- 112с.
Планируемые результаты изучения учебного предмера
В процессе обучения ученик научится понимать и объяснять:
понимать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решению практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проводить самостоятельно поиск географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.