Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных
и информационных технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Адаптированная)
ПРЕДМЕТА «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями
наименование предмета
для профессии 19.01.17 Повар, кондитер
код и наименование профессии
2016
Рабочая программа предмета «Физическая культура» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями).
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой, разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. №1089
Разработчик:
Щербакова Г.В., преподаватель ГБПОУ ВО «БТПИТ»
Рассмотрена цикловой комиссией общеобразовательных предметов
Протокол от «___» _______________ 201_г. № ____
Председатель ц/к _______________ Похващева Т.А.
Зав.отделением _______________ Н.А.Страхова
Заведующая учебной частью Заместитель директора
по учебной работе
________ Л.В.Болотова ____________С.С.Прохорова
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Паспорт программы предмета
3
2. Структура и содержание предмета
9
3. Условия реализации программы предмета
20
4. Контроль и оценка результатов освоения предмета
22
5.Примечания
27
Паспорт программы предмета «Физическая культура» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями).
1.1.Область применения программы
Программа предмета является частью основной профессиональной образовательной программы всех направлений подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Общая характеристика предмета, основные термины и понятия.
Программа для студентов с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и особыми образовательными потребностями по предмету «Физическая культура» разработана на основе принципов адаптивной физической культуры. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Адаптивная физическая культура или адаптивная физическая активность (АФА) объединяет все виды двигательной активности и спорта, которые соответствуют интересам и способствуют расширению возможностей студентов с различными ограничениями функций, не только инвалидов, но и всех тех, кто нуждается в педагогической, терапевтической, технической и другой (адаптирующей) поддержке.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий ограниченными возможностями здоровья принято считать :
- недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
- ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
- инвалидность – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов. Диапазон различий в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья велик - от детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности (способны при специальной поддержке успешно обучаться в тех же условиях и по тем же программам, что сверстники без ограничений здоровья), до детей со стойкими и тяжелыми нарушениями развития.
Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья) 1-2 курсов очной формы обучения всех направлений подготовки квалифицированных рабочих, служащих составлена на основании нормативно-правовой базы, определяющей основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный Закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. № 101-Р);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования3 от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 1992 г. № 86/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 1006н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры";
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 621 "О комплексной оценке состояния здоровья детей";
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2012 года № МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико- педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья", разработанных НИИ гигиены и охраны здоровья детей ФГБУ "Научный центр здоровья детей" РАМН;
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели и задачи предмета «Физическая культура» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями).
Цель: социализация и интеграция студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры, развитие компенсаторных функций организма, предупреждение прогрессирования заболевания или физического состояния студента с использованием средств и методик адаптивной физической культуры.
Задачи предмета:
коррекционно-оздоровительные:
содействие всестороннему и гармоническому развитию и совершенствованию
оставшихся (сохранных) физических качеств и способностей и духовных сил, обеспечивающих доступную учебную и бытовую трудоспособность студентов , а в дальнейшем профилактику остаточного здоровья, необходимого для какого-либо вида трудовой деятельности;
коррекция соматических нарушений: осанки, плоскостопия и других деформаций телосложения;
коррекция координационных способностей: согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, равновесия и др.
коррекция нарушений физической подготовленности ограничивающих двигательную активность;
коррекция техники основных движений (пространственных, временных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и др.)
повышение уровня качества жизни студентов с проблемами в состоянии здоровья и развития.
образовательные:
формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и потребности к физкультурной деятельности;
формирование знаний и умений самостоятельного использования средств физической культуры в целях профилактики сопутствующих заболеваний и самосовершенствования;
расширить двигательный опыт (навык) студентов с проблемами в состоянии здоровья и развития, посредством использования освоенных физических упражнений в разнообразных формах двигательной активности, привить студентам с проблемами в состоянии здоровья и развития основ адаптивного физкультурного образования, которое направлено на формирование знаний и двигательных умений.
воспитательные:
воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;
воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;
1.6. Место предмета в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Предмет входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Компетенции студента с ограниченными возможностями здоровья, формируемые в результате освоения предмета «Физическая культура».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
2.1.Общекультурные компетенции.
Студент с ограниченными возможностями здоровья должен:
- владеть целостной системой знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях жизни, культуры, бытия;
- работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться;
- обладать способностью к организации жизни в соответствии с социально- значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
- обладать способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовностью к поддержанию партнерских отношений;
- владеть навыками ведения здорового образа жизни, участвовать в занятиях физической культурой;
- владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, направленных на достижение возможного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
- обладать способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования;
- быть способным придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.
Профессиональные компетенции.
В результате освоения предмета студент с ограниченными возможностями здоровья должен уметь:
- оценить современное состояние физической культуры и спорта в мире;
- придерживаться здорового образа жизни;
- самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями;
- осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
В результате освоения предмета студент с ограниченными возможностями здоровья должен знать:
- ценности физической культуры;
-значение физической культуры в жизнедеятельности человека;
- культурное, историческое наследие в области физической культуры; факторы, определяющие здоровье человека, понятие здорового образа жизни и его составляющие;
- принципы и закономерности воспитания и совершенствования физических качеств;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности;
- основные требования к уровню его психофизической подготовки к конкретной профессиональной деятельности;
- влияние условий и характера труда квалифицированного рабочего и служащего на выбор содержания производственной физической культуры, направленного на повышение производительности труда
владеть:
- различными современными понятиями в области физической культуры;
- методиками и методами самодиагностики, самооценки, средствами оздоровления для самокоррекции здоровья различными формами допустимой двигательной деятельности, удовлетворяющими потребности человека в рациональном использовании свободного времени;
- методами самостоятельного выбора системы физических упражнений для укрепления здоровья;
- здоровьесберегающими технологиями;
-средствами и методами воспитания прикладных физических (выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость) и психических (смелость, решительность, настойчивость, самообладание, и т.п.) качеств, необходимых для успешного и эффективного выполнения определенных трудовых действий.
Раздел 2. Структура и содержание предмета «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» студентами с ограниченными возможностями здоровья устанавливается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. В учебном процессе по предмету «Физическая культура для студентов с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрены активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные презентации, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, тестовые задания).
Учебный процесс по предмету планируется и реализуется с учетом количества студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья по медицинским показателям и распределенных по следующим категориям:
- с нарушениями статодинамической функции (двигательной),
- с нарушениями функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции;
- с нарушениями сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния,осязания).
Данные критерии определяют методы организации занятий:
- групповой до 8 человек (необходимо присутствие второго преподавателя-ассистента);
- индивидуально-групповой (необходимо присутствие второго преподавателя-ассистента);
- индивидуальный.
2.2. Организация врачебного контроля, врачебно-педагогические наблюдения и самоконтроль студентов.
Для студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется динамическое врачебное наблюдение за их состоянием здоровья с периодичностью осмотров не менее двух раз в течение года. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по предмету «Физическая культура» не допускаются. Результаты очередного медицинского обследования заносятся в медицинскую карту студента.
2.3. С целью обеспечения непрерывности учебного процесса студентам, объективно не имеющим возможность по состоянию здоровья регулярно посещать занятия по дисциплине «Физическая культура», необходимые практико-методические материалы как общие по разделам программы, так и индивидуально-ориентированные будут предоставляться в электронном варианте (дистанционное обучение) в виде файлов с лекциями, презентациями, комплексами упражнений и другими методическими материалами.
2.4. Средства адаптивной физической культуры:
1.Физические упражнения (общетонизирующие и общеукрепляющие средства гимнастические, строевые, коррекционные.)
2.Тренажёры и тренажёрные установки. Тренажёры: общего действия (на все группы мышц), локального действия (воздействия на определенную группу мышц).
3.Естественно средовые факторы (солнце, воздух, вода) солнечные и воздушные ванны, закаливание.
4.Психологические методики. Аутотренинг (самовнушение) мышечная и психологическая релаксация.
2.5. Объем дисциплины «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Количество часов на освоение программы предмета:
Максимальный объем учебной нагрузки студента – 315 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка – 210 часов;
самостоятельная работа – 105 часов;
консультации - ____часов
Объем учебной нагрузки и виды учебной деятельности
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
315
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
210
в том числе
- уроки
5
- практические занятия
194
- методико-практические
7
- лекции
- семинары
Консультации
Самостоятельная работа студента (всего)
105
в том числе
- подготовка докладов
- подготовка рефератов
- внеаудиторная самостоятельная работа в секциях по видам спорта, группах ОФП, не менее 2 часов в неделю. Проверка эффективности данного вида самостоятельной работы организуется в виде анализа результатов выступления на соревнованиях или сравнительных данных начального и конечного тестирования, демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств.
Форма промежуточной аттестации: контрольное тестирование
3
Форма итоговой аттестации: дифференцированный зачет
1
2.6 Содержание и объем практического и теоретического разделов программы предмета «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями предмета
№п/п
Раздел программы
Вид учебных занятий
лекции
Практические
занятия
1
Теория
5
2
Общая физическая подготовка – адаптивные формы и виды
18
3
Легкая атлетика - адаптивные формы и виды
70
4
Методико-практические занятия
7
5
Спортивные игры (адаптивные виды)
50
6
Профилактическая, оздоровительная
гимнастика, ЛФК
42
7
Аэробика (адаптивная)
18
2.7 Содержание теоретического раздела занятий по предмету «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями предмета (5 час)
1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность.
Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и валеология. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.
2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.
3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств
Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Контроль (тестирование) уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств.
4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений НПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.
3. 5 Содержание методико-практических занятий по предмету «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями предмета ( 7 часов)
Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся. Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста. Спортограмма и профессиограмма. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности. Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья). Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру). Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности.
В рамках методико-практических занятий вырабатываются индивидуальные рекомендаций для студентов с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с их заболеванием) в рамках индивидуальной оздоровительной программы:
- рекомендации по укреплению индивидуального здоровья студентов, улучшению их физического развития, закаливанию организма;
- разработка индивидуальных рекомендаций по двигательной активности в зависимости от показаний здоровья (утренняя гимнастика, двигательная активность в течение дня, закаливающие процедуры);
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за его энергообеспечение;
- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
- формирование основных двигательных навыков и психофизических свойств личности студента, необходимых для повышения качества его здоровья;
- воспитание морально-волевых качеств;
- разъяснение значения, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания;
- формирование правильной осанки и при необходимости - ее коррекция;
- повышение стрессоустойчивости;
- профилактика социально-психологической дезадаптации, приводящей к депрессивному и суицидальному поведению, а также различным формам зависимого поведения (потребления наркотиков и других психоактивных веществ: алкоголя, табака, спайсов и т.д.);
- повышение уровня работоспособности, функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма;
- рациональное питание, дыхание, режим труда и отдыха, сон;
- средства, методы и методики направленного формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям, профессионально важных физических и психических качеств;
- профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний;
- реабилитация после болезней, перенесенной травмы;
- признаки работоспособности, усталости, утомления, восстановительные средства после стрессового напряжения, умственной деятельности; - повышение коммуникативных свойств личности студента.
2.8 Содержание практического раздела предмета «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями предмета (194 час)
Общая физическая подготовка (адаптивные формы и виды):30час
Общая физическая подготовка (совершенствование двигательныхдействий, воспитание физических качеств). Средства и методы ОФП:строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и др. Упражнения для воспитания силы: упражнения с отягощением, соответствующим собственному весу, весу партнера и его противодействию, с сопротивлением упругих предметов (эспандеры и резиновые амортизаторы), с отягощением (гантели, набивные мячи).
Упражнения для воспитания выносливости: упражнения или элементы с постепенным увеличением времени их выполнения.
Упражнения для воспитания быстроты: совершенствование двигательных реакций повторным реагированием на различные (зрительные, звуковые, тактильные) сигналы. Упражнения для воспитания гибкости. Методы развития гибкости: активные (простые, пружинящие, маховые), пассивные (с самозахватами или с помощью партнера). Использование гимнастических упражнений, элементов йоги, Пилатеса, стретчинга.
Упражнения для воспитания ловкости. Методы воспитания ловкости.Использование подвижных, спортивных игр, гимнастических упражнений,элементов аэробики. Упражнения на координацию движений.
Легкая атлетика (адаптивные виды и формы). Показания и противопоказания к выполнению легкоатлетических упражнений. Ходьба и ее разновидности, сочетание ходьбы с упражнениями на дыхание, расслабление, с изменением времени прохождения дистанции. Бег и его разновидности. Бег трусцой. Методические особенности обучения спортивной ходьбе. Скандинавская ходьба.
Спортивные и подвижные игры. Обучение элементам техники спортивных игр (адаптивные формы): баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис и другие. Общие и специальные упражнения игрока. Основные приемы овладения техникой, индивидуальные упражнения и в парах. Адаптивные подвижные игры. Подвижные игры и эстафеты с предметами и без них, с простейшими способами передвижения, не требующие проявления максимальных усилий и сложно-координационных действий. Доступные виды эстафет: с предметами и без них.
Профилактическая гимнастика, оздоровительная гимнастика, ЛФК:
Обучение и совершенствование техники выполнения специальных упражнений для профилактики заболеваний:
– нарушений опорно-двигательного аппарата.
Обучение комплексам упражнений по профилактике заболеваний (нарушений) опорно-двигательного аппарата (комплексы лечебной физической культуры (ЛФК)).Формирование навыков правильного дыхания во время выполнения упражнений. Обучение дыхательным упражнениям (по методике йоги,
А. Стрельниковой, К. Бутейко и др.), направленные на активизацию дыхательной и сердечнососудистой системы. Закаливание и его значение для организма человека (занятия на улице). Гигиенические принципы и рекомендации к закаливанию. Методика закаливания солнцем, воздухом и водой. Лечебная гимнастика (ЛФК), направленная на восстановление и развитие функций организма, полностью или частично утраченных студентом
после болезни, травмы и др. Лечебная гимнастика (ЛФК), направленная на развитие компенсаторных функций, в том числе и двигательных, при наличии врожденных патологий; предупреждение прогрессирования заболевания или
физического состояния студента. Использование элементов оздоровительных систем на занятиях: йога,
Пилатес, бодифлекс, стретчинг, адаптивная гимнастика по Бубновскому и др. Обучение методам (общее расслабление под музыку, аутотренинг) снятия психоэмоционального напряжения. Обучение методам проведения анализа психоэмоционального состояния организма с применением релаксационных методик. Овладение методикой составления индивидуальных оздоровительных программ, с учетом отклонений в состоянии здоровья. Овладение инструкторской практикой проведения комплексов профилактической гимнастики.
Аэробика (адаптированная, в соответствии с нозологией, имеющимися функциональными и физическими ограничениями): выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с танцевальными движениями на основе базовых шагов под музыкальное сопровождение, разучивание базовых шагов аэробики отдельно и в связках; техники выполнения физических упражнений, составляющих основу различных направлений и программ аэробики. Разучивание комплексов упражнений силовой направленности, локально воздействующих на различные группы мышц. Фитбол-гимнастика (аэробика): Особенности содержания занятий по фитбол-гимнастике. Упражнения локального и регионального характера, упражнения на равновесие, изометрические упражнения с мышечным
напряжением из различных исходных положений. Краткая психофизиологическая характеристика основных систем физических упражнений. Рекомендации к составлению комплексов упражнений по совершенствованию отдельных физических качеств с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
2.9 Содержание контрольного раздела предмета «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья
Основными видами контроля знаний, умений, навыков и личностных качеств-компетенций по программе в течение семестра являются: - текущий контроль по модулю; - итоговый контроль за семестр; - систематическая оценка знаний студента, формирования навыков, умений и его личностных качеств при проведении методико-практического раздела практических занятий по дисциплине «Физическая культура». Контроль результатов включает в себя: - своевременное прохождение медицинского контроля в соответствии с установленным графиком; - регулярное посещение занятий; - защита реферата. В качестве форм контроля выполнения модуля по дисциплине используются: - тестирование, в том числе компьютерное, опросы; - собеседование
Студенты, обучающиеся по предмету «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и освоившие учебную программу, по завершению семестра выполняют контрольное тестирование с выставлением оценки, которая является основополагающей при подведении итогов успеваемости за семестр. Критерием успешности освоения учебного материала является экспертная оценка преподавателя, учитывающая регулярность посещения обязательных учебных занятий, знаний теоретического раздела программы и выполнение установленных на данный семестр тестов общей физической подготовки и специальных тестов для отдельных групп различной спортивной направленности.
По заключению врача студенты с ограниченными физическими возможностями могут быть освобождены от сдачи практических нормативов по общей физической подготовке. Суммарная оценка выполнения доступных тестов по общей физической и спортивно-технической подготовленности определяется по среднему количеству баллов, набранных
во время всех тестов, при условии выполнения каждого из них не ниже, чем на один балл.
Для положительной аттестации по итогам семестра необходимо:
1) Регулярно посещать занятия в соответствии с расписанием
2) Принимать участие в мероприятиях по пропаганде ценностей здорового образа жизни;
3) Выполнять по итогам изучения предмета на 1, 2 курсах годовую зачетную работу в форме реферата (с презентацией) и его защитой.
Максимальная сумма баллов, которую студент с ограниченными возможностями здоровья, может набрать в семестре по предмету «Физическая культура», составляет 100 баллов. Минимальная сумма баллов, которая позволяет зачесть студенту освоение дисциплины, составляет 60 баллов.
Порядок определения количества баллов:
1) посещение аудиторного занятия – 2,0 балла;
2) пропуск занятия по уважительной причине (подтверждается соответствующим документом) – 1,5 балла;
3) отработка пропущенных занятий без уважительной причины и не по расписанию занятий – 1,5 балла;
4) систематическое опоздание на занятие (более двух раз) - минус 0,5 балла.
Отрабатывать пропущенные занятия студент может в течение семестра, сессии, а также если он не приступил к занятиям в первые две недели семестра в связи с невозможностью предоставления паспорта здоровья.
Дополнительно баллы студент с ограниченными возможностями здоровья
может набрать за:
1) самостоятельные занятия и выполнение индивидуальных рекомендаций с ведением дневника самоконтроля – до 5 баллов;
2) участие в качестве помощника на соревнованиях – до 5 баллов;
3) участие в мероприятии по пропаганде ценностей здорового образа жизни– до 5 баллов;
4) за личностные качества: трудовую дисциплину, ответственность, инициативу, самостоятельные занятия во вне учебное время, участие в волонтерском движении – до 5 баллов.
Все дополнительные баллы начисляются при подведении итогов за семестр.
Необходимым условием положительной аттестации студента с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Физическая культура» является не менее 70 % посещение аудиторных занятий.
Все баллы, набранные студентами свыше 90, сохраняются и учитываются при определении рейтинга студента в следующем семестре только текущего учебного года.
3. Условия реализации программы предмета
3.1.Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы предмета необходимо наличие:
-спортивного зала,
-тренажерного зала,
-открытой спортивной площадки
Оборудование спортивного зала:
-брусья разновысокие -1шт.
- щиты баскетбольные с кольцами – 6шт.;
-стенки гимнастические ( пролеты) 15 шт.;
-скамейки гимнастические- 6шт.;
-маты гимнастические -20 шт.;
-канат подвесной для лазания -1шт.;
-козел гимнастический- 2шт. ;
-конь гимнастический -1 шт.;
-мостики деревянные -3шт.;
-канат для перетягивания-1шт.;
-обручи-60 шт.;
-скакалки – 40 шт.;
-гранаты 500 и 700 г-30 шт.;
-ядро 4 кг-10 шт.;
-лыжи беговые с креплениями- 26пар.;
-палки лыжные -26 пар;
-ботинки лыжные-26 пар;
-мячи футбольные -20шт.;
-мячи баскетбольные – 20 шт.;
-мячи волейбольные -20 шт.;
-сетки волейбольные –5 шт.
Технические средства обучения:
- магнитофон -1 шт.
Оборудование тренажерного зала:
-велотренажер-2шт.;
-беговая дорожка -2шт.;
-штанга -1 шт. ;
-мячи гимнастические -20шт.;
-гантели от 1 до 5 кг компл. 30шт.
-палки гимнастические -40 шт.
-аптечка для оказания медицинской помощи -1 шт.
3.2 Информационное обеспечение
С целью обеспечения непрерывности учебного процесса студентам, объективно не имеющим возможность по состоянию здоровья регулярно посещать занятия по дисциплине «Физическая культура», необходимые практико-методические материалы как общие по разделам программы, так и индивидуально-ориентированные будут предоставляться в электронном варианте (дистанционное обучение) в виде файлов с лекциями, презентациями, комплексами упражнений и другими методическими
материалами.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры [Текст] : учеб. пособие / Т. П. Бегидова. – М. : ФиС, 2014. 192 с.
Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры, и характеристика её основных видов [Текст]. В 2 т. Т. 2 / С. П. Евсеев. – М. : Изд. центр «Советский Спорт» 2012. 448 с.
Дополнительные источники:
Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / Гамидова Светлана Константиновна ; [Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. - Смоленск, 2012. - 19 с.
Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медикобиол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 25-27
Евдокимов В. И. Оздоровительная физическая культура - средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов //Актуальные проблемы физической подготовки. - 2007. - № 2. - С. 68-72.
Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2012. - 21 с.
Литвинова О. П. Влияние оздоровительной аэробики на развитие двигательных качеств //Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 118-121
Митриченко Р. Х. Модель организации рекреационных занятий физической культурой. - Волгоград, 2012. - 26 с.
5.Контроль и оценка результатов освоения предмета «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Система оценки результативности занятий и требований к освоению студентами с ограниченными возможностями здоровья предмета «Физическая культура» имеют свою специфику. Их содержание разработано с учетом возможностей студентов и целей занятий адаптивной физической культурой.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физический культуре студентов, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкую их мотивацию к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях студента, которые обязательно должны быть замечены преподавателем и сообщены занимающемуся, выставляется положительная отметка. Положительная оценка (зачет) должна быть выставлена также студенту, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания преподавателя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной, корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры и другими разделами программного материала. Студенты, освобожденные от практических занятий по дисциплине, защищают реферативную работу по рекомендованной тематике. Если работа получила положительную оценку, то студенту зачитывается освоение текущего раздела учебной программы и делается соответствующая запись в зачетной книжке. Студенты, имеющие временное освобождение от практических занятий и выполнившие необходимые задания и требования, получают «зачет» по дисциплине за текущий семестр.
Контрольно-зачетные тесты и требования для оценки индивидуального уровня физической и функциональной подготовленности студентов с ограниченными возможностями здоровья
№п/п
Содержание
Форма оценки
Сроки
1
Теоретический курс (согласно программы)
Зачет
1-4 сем.
2
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях (девушки)
Балл
1-6 сем.
3
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (юноши)
Балл
1-6 сем.
4
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены
Балл
1-6 сем.
5
Подтягивание на перекладине (юноши)
Балл
1-6 сем.
6
Наклон вперед из положения сидя на полу (расстояние в см от кончиков пальцев до поверхности опоры (гибкость).
Балл
1-6 сем.
7
Подтягивание на низкой перекладине из положения лёжа на спине (девушки)
Зачет
1-6 сем.
8
Составление комплекса упражнений утренней гимнастики
Зачет
1-6 сем.
9
Проведение комплекса упражнений утренней гимнастики
Зачет
1-6 сем.
10
Составление комплекса упражнений с учётом особенностей заболевания занимающихся
Зачет
1-6 сем.
11
Составление комплекса производственной гимнастики с учётом особенностей будущей профессии
Зачет
1-6 сем.
Контрольные функциональные пробы и тесты
12
Функциональная проба (тест Руфье)
Оценка
1-6 сем.
13
Ортостатическая функциональная проба
Оценка
1-6 сем.
14
Проба Штанге, проба Генчи
Оценка
1-6 сем.
Тестовые задания по теоретическому и практическому разделу предмета для студентов, временно освобожденных от практических занятий (менее 1 семестра)
Семестр
Теоретический раздел
Методико-практический раздел
I
1. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры. Компоненты физической культуры.
2. Основы здорового образа жизни.
3. ЛФК в домашних условиях.
4. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма. 4.1 Костная система и ее функции.
4.2 Мышечная система и ее функции
4.3 Механизмы мышечного сокращения.
«Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)». Составить письменно комплекс УГГ
II
1.Физиологические системы организма:
1.1. Кровеносная система.
1.2. Сердечнососудистая система.
1.3. Дыхательная система.
1.4. Нервная система.
2. Физическая подготовка.
3. Средства физической культуры в регулировании физической работоспособности.
4. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
«Оценка физического развития»:
-антропометрические измерения;
- антропометрические индексы; - функциональные пробы
III
1.Индивидуальный выбор оздоровительных систем физических упражнений.
2. Особенности воздействия различных систем физических упражнений на организм человека. Общие представления о механизмах оздоровительного воздействия физических упражнений.
3. Планирование индивидуальных занятий оздоровительной и коррекционной направленности.
Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений.
IY
1. Наука о механизмах болезней и здоровья.
2. Средства для повышения иммунитета.
3. Влияние массажа на различные системы организма.
4. Методика составления индивидуальных оздоровительных программ.
1.Методика проведения массажных приемов. Правила проведения самомассажа.
2. Составить индивидуальную оздоровительную программу.
Y
1Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом системы физических упражнений для регулярных занятий.
2.Краткая психофизиологическая характеристика основных систем физических упражнений.
3. Самоконтроль занимающихся за выполнением физических упражнений.
1. Методика оценки уровня функционального и физического состояния организма. Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки функционального состояния, физической подготовленности и физического развития организма с учетом данных врачебного контроля и самоконтроля.
2. Методика проведения комплексов упражнений, применяемых при различных заболеваниях. Выявление и устранение ошибок в технике выполнения упражнений.
YI
1.Профессионально-прикладная физическая подготовка студента. 2.Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
1. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально- прикладной физической подготовки.
2. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
Приложение 1
Проба Руфье - переносимость динамической нагрузки; коэффициент выносливости
Представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.
Согласно методике Руфье, физическая нагрузка составляет 30 глубоких приседаний за 45 сек. У испытуемого, находящегося в положении лёжа на спине в течение 5 мин, определяют ЧСС за 15 сек (P1); затем испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 сек. После окончания нагрузки испытуемый вновь ложится, и у него подсчитывается ЧСС за первые 15 сек (Р2) и далее за последние 15 сек (Р3) первой минуты периода восстановления. Оценку работоспособности сердца производят по формуле:
Индекс Руфье = 4х( Р1+Р2+Р3) – 200
10
В данной формуле сумма трёх измерений ЧСС умножается на 4, чтобы привести её величину к минуте. Цифра 200 является тройной суммой (по количеству замеров) среднего значения ЧСС у молодых людей (66,7Ч3=200). Полученное значение в числителе делится на 10 для удобства сравнения.
Оценка показателя сердечной деятельности (ПСД) по результатам проб Руфье
0,1-5,0 – отлично 5,1-10,0 – хорошо 10,1-15,0 – удовлетворительно 15,1 и выше – плохо
В случае необходимости отслеживания динамики результатов данной пробы её следует проводить в одних и тех же условиях с учётом: времени суток, предварительной нагрузки, приёма пищи.
Приложение 2
Пробы с задержкой дыхания (Штанге и Генча)
Позволяют судить о функциональном состоянии всей кислородтранспортной системы, поскольку зависят от удельной ЖЕЛ, состояния сердечно-сосудистой системы, кислородной ёмкости крови. Последняя, в свою очередь, зависит от содержания гемоглобина и устойчивости ЦНС к гипоксии. Проводятся пробы в двух вариантах: проба Штанге и проба Генча:
Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе (сек). Перед задержкой дыхания испытуемый делает три вдоха на ѕ от полного (три неполных вдоха). Затем выполняется максимально глубокий вдох, и дыхание задерживается. На нос надевается зажим, либо испытуемый сам зажимает его пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру;
Проба Генча – задержка дыхания на выдохе (сек). Перед задержкой дыхания испытуемый выполняет три глубоких выдоха (испытание на выдохе трёх глубоких дыханий). После третьего выдоха дыхание задерживается, на нос надевается зажим, либо испытуемый сам зажимает его пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру.
Ориентировочные показатели проб Штанге и Генча
(по А.И.Пустозёрову, А.Г. Гостеву, 2008)
пробы
проба ШТАНГЕ (сек)
проба ГЕНЧА (сек)
оценка
юноши
девушки
юноши
девушки
отлично
60 и более
50 и более
40 и более
30 и более
хорошо
50-59
40-49
30-39
20-29
удовлетворительно
40-49
30-39
20-29
15-19
неудовлетворительно
менее 40
менее 30
менее 20
менее 15
Время задержки дыхания в обеих пробах уменьшается у людей с нарушениями в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, при психофизическом перенапряжении, при возбуждении ЦНС кофеином и алкоголем.
Приложение 3
Ортостатическая проба - служит для характеристики функциональной полноценности рефлекторных механизмов регуляции гемодинамики и оценки возбудимости центров симпатической иннервации.
У обследуемого после 5-минутного пребывания в положении лежа регистрируют частоту сердечных сокращений. Затем по команде обследуемый спокойно (без рывков) занимает положение стоя. Пульс подсчитывается на 1-й и 3-й минуте пребывания в вертикальном положении, кровяное давление определяется на 3-й и 5-й минуте. Оценка пробы может осуществляться только по пульсу или по пульсу и артериальному давлению.
Оценка ортостатической пробы
Показатели
Переносимость пробы
хорошая
удовлетворительная
неудовлетворительная
Частотасердечныхсокращений
Учащение не более чем на 11 уд.
Учащение на 12-18 уд.
Учащение на 19 уд. и более
Систолическоедавление
Повышается
Не меняется
Снижается в пределах510 мм рт. ст.
Диастолическоедавление
Повышается
Не изменяется или несколько повышается
Повышается
Пульсовоедавление
Повышается
Не изменяется
Снижается
Вегетативныереакции
Отсутствуют
Потливость
Потливость, шум в ушах
Возбудимость центров симпатической иннервации определяется по степени учащения пульса (СУП), а полноценность вегетативной регуляции по времени стабилизации пульса. В норме (у молодых лиц) пульс возвращается к исходным значениям на 3 минуте. Критерии оценки возбудимости симпатических звеньев по индексу СУП
Возбудимость
Степень учащения пульса %
Нормальная:
Слабая
До 9,1
Средняя
9,2-18,4
Живая
18,5-27,7
Повышенная:
Слабая
27,8-36,9
Заметная
37,0-46,2
Значительная
46,3-55,4
Резкая
55,5-64,6
Очень резкая
64,7 и более
Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).
приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной 19 экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"
Перечень источников оформляется в соответствии с установленными требованиями.
Практические тесты-задания выполняют только студенты, не имеющие противопоказаний к выполнению движений и упражнений данного вида. У студентов, не имеющих противопоказаний, отслеживается динамика результатов по семестрам. Количество тестов в каждом семестре – 5.
13PAGE 15
13PAGE 142815
Заголовок 1ђЗаголовок 215