Доклад: «Роль нестандартных уроков в трудовом обучении»


Доклад: «Роль нестандартных уроков в трудовом обучении»
«Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть мастером педагог…»
А.С. Макаренко
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя, творчески думающем, обладающим современными методами и технологиями образования, приемами психолого–педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Не случайно основной целью образования в соответствии с «Концепцией развития образования республики Казахстан до 2015 года» становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.С середины 70-х годов в школах обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами.
На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызовут ту учащихся удовлетворение от самого процесса труда.
Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы.
Нестандартный урок – одна из таких форм организации обучения и воспитания учащихся.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности.
Учащиеся охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку и творчество.
На уроке столярного дела, тема: «Токарный станок СТД-120», учитель Косарик В.В. использовал элементы нестандартных уроков – как урок соревнование на котором группа 10 класса была разделена на три бригады. Учащиеся выполняли различные виды заданий теоретического и практического характера.
С помощью нестандартных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они не имеют определенной структуры. Наличие занимательности и новизны, как в построении урока, так и в подборе дидактического материала.
Все это можно было увидеть на уроке швейного дела 10 класс, учитель: Шарапова Н.В. по теме: «Пошив детского платья».
Частая смена деятельности учащихся способствовала активности, заинтересованности на протяжении всего урока. Беседа о профессии швеи, кроссворд, выразительное чтение стихотворений, демонстрация моделей «Детские платья», физминутка – все это необычное по замыслу больше нравится учащимся.
Нестандартный тип уроков предполагает эффективное использование методов стимулирования к учению.
1. Познавательные игры;
2.Создание ситуаций эмоционально – нравственных переживаний;
3.Ситуация занимательности;
4.Ситуация новизны;
5.Ситуация апперцепции (опора на жизненный опыт)
Эти уроки стимулируют интерес к учению и побуждению к речи, т.к в течение всего урока идет большое, целенаправленное воздействие на эмоционально волевую сферу деятельности ученика.
В настоящее время можно говорить о наиболее распространенных типах нестандартных уроков:
1.Деловые игры;
2.Пресс-конференции;
3.Уроки телевизионных передач;
4.Театральные уроки;
5.Уроки-аукционы;
6.Уроки-концерты;
7.Уроки-путешествия;
8.уроки-конкурсы;
9.Уроки творчества;
10.Уроки-соревнования;
11.Урок-игра.
На уроках швейного дела в нашей школе использую элементы таких видов нестандартных уроков, как урок-конкурс. Такой урок проводился в 9 классе по теме «Пошив халата».
В течение всего урока учащиеся знакомились с материалом постепенно, проводя конкурс, т.е. выполняли конкурсные задания, которые позволили определить знатока швейного дела по количеству фишек за правильные ответы.
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся учащимся, чем будничные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.
Уроки - деловые игры, концерты, конкурсы, уроки типа КВН успешно организуются и проводят все творчески работающие учителя, соотнося данные виды с изучением предметного материала.
Главное, вызвать интерес к учению, добиваться максимального воздействия на эмоционально – волевую сферу учащихся - олигофренов.
Интерес будит мысль, вызывает определенные эмоции, проявляется речевой мотив.
Не следует забывать об учете индивидуальных особенностях детей, т.к. без дифференцированного подхода и индивидуального подхода в обучении стимулирующий характер любого из видов нестандартных уроков не обеспечит дидактическую законность и психологическую завершенность урока.
В процессе подготовки к данному типу уроков необходимо соблюдать 3 этапа.
На I этапе четко продумать все обстоятельства проведения урока по четырем типологическим группам.
На II этапе оценить различные варианты проведения нестандартного урока и выбрать наиболее оптимальный.
На III этапе наметить программу управления познавательной деятельностью учащихся. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. В этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения; по самой своей сути он хорош как разрядка, как праздник для учащихся. Таким образом, можно считать приемлемым использование нестандартных уроков или их элементов, так как это оживляет интерес учащихся, развивает учение делать выводы, самостоятельно формулировать вопросы, развивает речь.
Эти уроки обогащают опыт учителя в разнообразном построении методической структуры урока.