Опыт работы по теме «Роль нестандартных уроков в активизации познавательных интересов младших школьников»
Опыт работы по теме
«Роль нестандартных уроков в активизации познавательных интересов младших школьников»
Учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта
Ипатовского района Ставропольского края
Содержание.
Введение.
Основная часть.
Глава I. Нестандартный урок: сущность, признаки, типы, классификация
1.1.Мой взгляд на современный урок
1.2. Нестандартный урок: сущность, типы, классификация.
1.3. Порядок работы по некоторым видам нестандартных уроков
1.4. Методические рекомендации учителям начальных классов по проведению нестандартных уроков.
Глава 2. Роль нестандартных уроков в активизации познавательных интересов младших школьников.
2.1.Как нестандартные уроки способствуют активизации познавательных процессов и развитию познавательного интереса.
2.2. Нестандартный урок и современные формы работы.
2.3. Анализ некоторых нестандартных уроков, проведенных мною.
2. 4. Результаты работы по теме.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение (практическая часть).
Разработки конспектов нестандартных уроков.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Введение.
Постоянно меняющийся и усложняющийся мир требует от наших детей все более ранней и скорой адаптации к нему: английский с пеленок, математика с горшка, чтение раньше, чем ребенок научится ходить, компьютерная грамотность раньше, чем научится читать Мы очень рано, если не сказать преждевременно, ставим своих детей в нестандартные условия для решения очень непростых задач. Учителям в школах приходится учитывать это и находить свои, педагогически обоснованные нестандартные подходы к современным малышам. Так на наших глазах рождается педагогика XXI века.
В настоящее время ситуация в педагогике сложилась так, что важнейшей задачей народного образования является создание новой, свободной школы.
Школы, в которой не будет принуждения, давления, в которой будет интересно учить и учиться.
Школы, которая предоставит учителю и ученику возможность выбора таких технологий обучения, которые соответствовали бы требованиям воспитания нового человека – творческого, способного самостоятельно мыслить и решать различные жизненные задачи. Поэтому школа ищет возможности нового, нестандартного подхода к детям, к уроку.
В педагогической и методической литературе ведется речь (а на практике реализуются идеи) о дифференциации, индивидуализации обучения, развитии познавательного интереса детей, поисках новых методик, альтернативных форм обучения. Но, несмотря на использование различных образовательных технологий, базой в российской школе остается классно-урочная система и основной ее компонент – урок. Поэтому сейчас на первый план выходит проблема совершенствования самого урока, т.е. попытки модернизировать его, найти нестандартные формы его проведения.
Мое педагогическое кредо: На уроке всегда должно быть интересно! Поэтому я нахожусь в постоянном поиске новых технологий обучения, форм урока, средств и приемов, развивающих у детей любознательность и увлеченность, побуждающих к активизации познавательных процессов.
«Интерес есть там, - утверждает В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Как же добиться такого успеха? Как вызвать интерес детей к учебе, исподволь заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех и сильных, и слабых?
Я очень часто задавала себе эти вопросы и искала ответ и в методической литературе, и в проведенных своих уроках и уроках своих коллег. Я пришла к выводу, что только использование нестандартных уроков, ярких, запоминающихся, неповторимых может поднять познавательный интерес учащихся и побудить их к сотрудничеству с учителем.
Что же такое нестандартный урок и зачем он нужен? По определению И.П.Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Они помогают преодолевать детям все трудности обучения. Такие уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной деятельности.
В течение последнего десятилетия в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. При этом важно понимать: никто не требует отмены традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных оригинальных приемов. Эти приемы повышают интерес детей к занятиям и вместе с тем обеспечивают быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Именно на нестандартных уроках (то есть на занятиях, имеющих нетрадиционную структуру и оригинальные методы обучения) школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации.
Вот почему я взяла темой своего исследования «Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников» и работаю над ней уже пятый год.
Все вышесказанное обеспечивает актуальность темы данной работы. Но, кроме того, существует еще несколько причин, побудивших меня заняться данным исследованием. Во-первых, это снижение у учащихся интереса к учению; во-вторых, снижение престижа образованности, знаний и грамотности; в-третьих, наличие среди учащихся множества слабо подготовленных (дети из неблагополучных семей, из семей, где им не уделяют должного внимания), для успешного обучения которых необходимы особые приемы. Все это вместе взятое и привело меня к исследованию данной проблемы – проблемы нестандартности урока.
Целью моей работы является определение сущности нестандартного урока и его роли в развитии познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: использование нестандартных уроков при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.
Объект исследования: организация учебно-воспитательного процесса.
Глава I. Нестандартный урок: сущность, признаки, типы, классификация
1.1.Мой взгляд на современный урок
Стремительно меняется время, меняется общество и роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника.
Я, как учитель начальных классов, вижу основными задачами начального образования на современном этапе
1.Развитие личности младшего школьника, его творческих способностей,
формирование желания и умения учиться.
2.Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии.
Как же решить эти задачи?
Реализация данных задач, я считаю, зависит, прежде всего
1) от содержания учебно – воспитательного процесса;
2) от организации урока как основной формы обучения;
3) от самосовершенствования каждого из нас, учителей.
Содержание определяется гос. стандартами и выбором программ, УМК.
Стараюсь идти «в ногу со временем» и внедряю в практику программы развивающего характера. В 2002-2007 годах я работала по программе «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф. Виноградовой. С 2007/2008 учебного года я работаю по программе «Перспективная начальная школа» под ред. Н.А. Чураковой и М.Л. Каленчук. Выбор новых программ, конечно, накладывает большую ответственность и требует от учителя большей подготовки к урокам, тематическому и поурочному планированию. Но я считаю, только современные развивающие программы позволяют формировать личность, имеющую навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющую пользоваться знаниями и применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность.
Это личность свободная, творческая, способная включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные качества: контактность, терпеливость и терпимость, умение защитить свою позицию. Таким я вижу выпускника начальной школы.
Основной формой обучения остается урок, на котором осуществляется формирование умений и навыков учебного труда.
Отличается ли сегодняшний урок в начальной школе от урока 5 –ти и даже 2 -3- летней давности?
Безусловно, отличается и очень во многом.
Каким я вижу урок сегодня?
Современный урок в начальной школе – это
урок яркий, интересный, разнообразный, часто с использованием презентаций;
создание проблемных ситуаций и ситуаций спора, это учебный эвристический диалог, вовлечение детей в поиск, открытие, присутствующих на различных этапах урока и, прежде всего при объяснении нового материала;
организация на уроке работы в группах и парах, где учащиеся могут легче раскрыть себя, выразить свое мнение, убедить или прислушаться, принять мнение товарища;
использование нестандартных форм урока ( урок – исследование, урок –сказка, урок –концерт, урок –загадка и др.);
более тщательное продумывание и разнообразие этапов урока, его динамичность. Уменьшение времени на фронтальные опросы, давая учащимся больше времени на практике понять и закрепить тот или иной материал, дать возможность самим подойти к правилу, выводу;
стараюсь меньше говорить сама на уроке, чтобы дать возможность детям рассуждать, рассказывать, используя терминологию данного урока;
стремлюсь, чтобы дети наши в конце каждого урока видели и определяли конкретную цель, чему научились на уроке.
Реализация выше перечисленных задач начального образования, конечно же, невозможна без саморазвития, самосовершенствования нас, учителей.
А самообразование – это наша методическая литература, журналы и газеты. Мои первые помощники в работе – это журнал «Начальная школа», который я начала выписывать еще со студенческой скамьи, это газеты «Пед.Совет», «Педагогическое творчество».
Самосовершенствование - это и компьютерная грамотность. Сегодня я уже могу сказать, что я с компьютером на «ты», прошла школьные курсы, имею домашний компьютер, делаю самостоятельно презентации к урокам и внеклассным мероприятиям, выхожу в Интернет, разрабатывают в электронном варианте тематические планы и планы воспитательной работы.
Использование компьютерных технологий позволяет сделать современный урок еще более интересным, запоминающимся и развивающим.
1.2. Нестандартный урок: сущность, типы, классификация.
На протяжении многих лет педагоги пытаются каким-либо образом уйти от классно–урочной системы или хотя бы модернизировать ее основной компонент – урок. Как показал опыт, радикальный отказ от этой системы оказался невозможным: все рассмотренные выше проекты не получили широкого распространения, обнаружив неспособность к развитию вне условий своего возникновения. Что же касается модернизации собственно урока, то это возможно и в рамках традиционной системы с помощью внедрения в учебный процесс нестандартных уроков.
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации в школе, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов. На мой взгляд, нестандартные уроки нужны, они необычны по замыслу, организации, методике проведения, нравятся учащимся больше будничных уроков со строгой структурой и режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать их в главную форму работы нецелесообразно.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторые представления о целях, задачах, методике проведения таких занятий: уроки - деловые игры, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-суды, уроки с групповыми формами работы и др. Эти формы как бы «подстраиваются» под уроки и требуют другой организации. Измененные формы организации обучения связаны с творческим поиском учителей. Цель таких уроков – активизировать мыслительную и познавательную деятельность младших школьников.
Каковы же основные признаки нестандартного урока?
Первый - нестандартный урок – это урок необычный, а потому его можно назвать урок – праздник.
Второй – дифференцированный подход к детям. Известно, что одним из недостатков традиционного, стандартного урока является темп обучения, который одинаков для всех учеников в классе. Никого не интересует, сколько времени требуется конкретному ученику на понимание, осмысление учебного материала. Следовательно, нестандартный урок должен учитывать темп усвоения знаний каждого ребенка в классе. На нестандартном уроке важную роль играет различие детей по способностям к учению (хотя бы на сильных, средних, слабых).
Третий – невозможность тиражирования. Нестандартный урок всегда урок авторский, т.е. такой урок нельзя приготовить по готовому чужому сценарию, а можно только сконструировать и провести самому.
Четвертый – сотрудничество учителя и ученика.
Ученик на таком уроке – соавтор учителя, а не просто объект обучения, воспитания. И это – пятый признак нестандартного урока.
На нестандартном уроке, как правило, есть возможность реализации творческих способностей как ученика, так и учителя. Итак, мы попытались определить суть нестандартного урока и сформулировать несколько важных, на наш взгляд, признаков такого урока.
Особенности проведения нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Классификация нестандартных уроков.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Вот наиболее распространенные.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1.3. Порядок работы по некоторым видам нестандартных уроков
Уроки в форме соревнований и игр
1. Детям заранее (за 1-2 недели) сообщается о том, в какой форме будет проведен урок по данной теме (КВН, викторина ... ).
2.Дети делятся на команды (3-4 команды).
3.Учащиеся каждой команды выбирают капитана, название команды, приветствие. Желательно, чтобы название команды было связано с темой урока.
4.Учитель подбирает материал, соответствующий теме урока.
5.Учитель должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме.
6. Необходимо заранее выбрать жюри, приготовить награды. На такие уроки можно приглашать родителей.
Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала
1.Учитель готовит необходимый дидактический материал.
2.Дети готовят к уроку сообщения.
3. На таком уроке должно быть использовано многообразие видов деятельности учащихся.
4. Дети могут подготовить стихи, загадки, песенки по данной теме урока.
5. Если необходимо, учитель подбирает музыкальное сопровождение.
Уроки-пyтешествия
1.Учитель тщательно продумывает маршрут путешествия.
2.Учитель гoтовит нужный раздаточный материал.
3.Учитель акцентирует внимание детей на особо важных этапах путешествия.
4.Ход путешеcтвия фиксируется в тетрадях (контурных картах).
5.Желательно, чтобы каждый ученик работал не только на своем рабочем месте, но и был у доски в роли ведущего.
Урок-сказка
1.Учитель тщательно продумывает сюжет урока.
2.Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
3.Задания должны усложняется по ходу урока.
4.Дети должны получать эмоциональное удовлетворение от урока.
1. 4. Методические рекомендации учителям начальных классов по проведению нестандартных уроков.
1.Нестандартные уроки, как правило, следует использовать в качестве итоговых при обобщении, систематизации, закреплений знаний, умений, навыков или, наоборот, при введении в новую тему.
2.Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и воспитания, которые ставятся на нетрадиционном уроке
3.Нестандартный урок должен быть занимательным.
4.При выборе формы нетрадиционного урока учителю необходимо учитывать особенности своего характера, уровень подготовленности класса и его специфические особенности в целом и отдельных учащихся.
5.На нетрадиционном уроке должна царить атмосфера добра, творчества, радости.
6.Нестандартный урок всегда урок авторский, т.е. такой урок нельзя приготовить по готовому чужому сценарию, а можно только сконструировать и провести самому.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Глава 2. Роль нестандартных уроков в активизации познавательных интересов младших школьников.
2.1.Как нестандартные уроки способствуют активизации познавательных процессов и развитию познавательного интереса.
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются его отношения с окружающими условиями, его интересы.
Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.
Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.
Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.
Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность. Обособленность же познавательных мотивов от других ценностных мотивов может неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств ученика.
Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.
Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
Учитель может добиться успехов в деле обучения, воспитания и развития детей только, если будет владеть теоретическими знаниями о психическом развитии младшего школьника, главным образом о развитии познавательных процессов.
Каждый из познавательных процессов, будь то мышление, память, воображение, внимание или восприятие получают развитие на нестандартных уроках.
Нестандартные уроки могут помочь в развитии познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия. Внимание ребенка в младшем школьном возрасте еще рассеянное, а, погружаясь в игру, проблемный диалог, карту путешествия и т.д., которые применяются на нестандартных уроках, ребенок учится концентрировать свое внимание. Играя в различных обучающих дидактических играх, участвуя в работе группы по конкретному заданию, ребенок вынужден быстро принимать решения и тут же их оценивать, быстрая смена действий учит переключаться с одного действия на другое, развивая, таким образом, устойчивость внимания. Что касается памяти, то нестандартные уроки развивают не только долгосрочную память, но улучшает оперативную, поскольку ребенок должен подключать в дидактической игре или при выходе из проблемной ситуации весь свой предыдущий опыт.
Нестандартные уроки оказывают не меньшее влияние на развитие мышления младших школьников.
С помощью творческих заданий, занимательных заданий на сравнение, описание, построение последовательной цепочки действий, ребусов, кроссвордов, загадок и других, включенных учителем в нестандартный урок, ребенок учится дифференцированно подходить к признакам предмета или явления. Эти признаки не всегда легко увидеть и выделить самому в обыденной жизни. Методы группового взаимодействия, включенные в нестандартный урок, помогают разграничить признаки предмета или явления и способствуют формированию у младшего школьника научных понятий.
Самым известным преимуществом нестандартного урока, особенно с применением ИКТ, является его способность развивать творческое воображение. С помощью яркого наглядного материала, схем, графиков, рисунков дети создают новые образы, связанные с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания. И, наконец, разнообразие приемов, методов на нестандартном уроке, включение музыкальных вставок, использование репродукций известных художников, фото и видеоматериалов, портретов писателей, поэтов, известных людей страны и многое другое, позволяют говорить о способности нестандартных уроков развивать дифференцированность восприятия детей.
Таким образом, нестандартные уроки, в частности с применением ИКТ, накладывают отпечаток на психическое развитие младшего школьника.
Как выяснилось, нестандартные уроки способствуют развитию и совершенствованию творческих способностей учащихся и, прежде всего, развивают познавательный интерес.
2.2. Нестандартный урок и современные формы работы Повышение интереса учащихся к обучению – одна из важнейших задач школы, однако, решение данной задачи нужно осуществлять не за счет дополнительных нагрузок учащихся, а за счет усовершенствования форм и методов обучения. Нестандартный урок как раз и включает в себя самые современные формы работы, такие как побуждающий диалог, подводящий (пошаговый) диалог, ролевые игры проблемной направленности, обучение в малых группах сотрудничества, мозговой штурм, дискуссия, театрализация ситуаций.
Нестандартный урок и современные формы работы.
2.3. Анализ некоторых нестандартных уроков, проведенных мною.
В течение пяти лет я использую в своей работе различные формы нестандартных уроков. Я считаю, что практиковать такие уроки следует. На мой взгляд, достоинства нетрадиционных уроков очевидны. Каким бы ни был нетрадиционный урок (урок-сказка, урок–путешествие, урок-исследование, урок-викторина), ведущим приемом остается ситуация игры и поиска.
К системе нетрадиционных уроков можно отнести и такой тип урока, который получил название урок-исследование.
Урок-исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме. Именно на такой тип урока возлагается задача приведения в систему, а в необходимых случаях и углубления изучаемого материала.
В своей педагогической практике этим урокам я уделяю особое внимание. Они стали предметом моих инновационных изысканий. Мне хотелось бы поделиться некоторыми своими соображениями о построении и содержании таких уроков. В качестве примера опишу основные организационные моменты, идеи построения и реализации такого урока, ибо подобные уроки представляют необходимый элемент в проведении повторительно-обобщающих уроков в моей педагогической практике на протяжении последних пяти лет.
Урок, о котором пойдет речь ниже, был проведен мною 5 марта 2007 года в 4 классе (Программа «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой). На нем присутствовало много учителей и администрация нашей школы.
Цель урока «Слово «Доброта» как предмет лингвистического исследования» - привести в систему знания учащихся о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов, название разделов науки о языке; знать, что изучает данный раздел; показать значимость и богатство русского языка.
Задолго до проведения данного урока учащимся была объявлена тема нестандартного урока, класс был разделен на 3 группы и каждой группе были даны задания (работа с различными словарями, подбор пословиц со словом «доброта», «добрый» и другие). (Смотри приложение 1)
Форма «урок-исследование» позволила:
-оживить теоретический материал урока;
-включить поисковую деятельность учащихся при подготовке к уроку, организовать работу со словарями;
-рассмотреть слово «Доброта» с различных сторон (разделов) русского языка: лексики, орфографии, морфологии, фразеологии, синтаксиса, орфографии.
-повысить познавательный интерес учащихся к предмету русский язык.
-вызвало желание детей исследовать таким же образом другие слова русского языка самостоятельно.
Я считаю, что именно такие уроки способствуют осознанному и прочному усвоению программного материала, развивают творческую активность учащихся, их сообразительность, любознательность и формируют определенное мировидение.
Данную форму нестандартного урока «урок- исследование» использую не только на уроках русского языка, но и других. Так, например, далее пойдет речь об уроке литературного чтения, 4 класс (Программа «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой). (Смотри приложение 2)
Данный урок также проводился после большой подготовительной работы и знакомства с биографией и творчеством писателя С.Т.Аксакова, после прочтения сказки его «Аленький цветочек» и совместного просмотра одноименного фильма.
Цели урока:
познакомить учащихся с личностью писателя С.Т. Аксакова;
раскрыть понятие истоки сказки;
формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию о русском фольклоре, восточных и французских мотивах в сказках, и их взаимодействии;
научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя;
развивать монологическую речь, мышление, память;
воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем;
прививать интерес к предмету.
В начале данного урока я говорю детям: «Заглянем в творческую лабораторию писателя С.Т. Аксакова, исследуем содержание, художественные особенности сказки, раскроем авторский замысел.
Чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представлять личность писателя и знать условия, в которых жил автор, и истоки создания произведения.
Далее выступают заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о родовом имении Аксаковых в Ульяновской области, о матери Марии Николаевне Аксаковой, об отце Тимофее Степановиче Аксакове и ключнице Пелагее. Выступления учащихся сопровождаю фотографиями родных мест писателя, репродукциями портретов родителей автора.
Организую творческую работу в 4 группах. Учащиеся составляют логические цепочки, в которых показывают роль близких людей, окружающей действительности на становление С.Т. Аксакова как личности, а в будущем как писателя.
У учащихся получаются такие цепочки:
мама – любовь к чтению (стал умным, образованным);
папа – любовь к природе (писал много о природе);
ключница Пелагея – увлечение сказками (написал сказку «Аленький цветочек»);
поместье – любовь к родному краю.
В ходе всего урока шел постоянный диалог, ребята высказывали свои мнения и предположения о том, кто же из близких помог Аксакову полюбить сказки и кто вдохновил на создание сказки «Аленький цветочек», кто подсказал ее замысел. Данное исследование стало возможным на уроке только после большой подготовительной самостоятельной работы учащихся к данному уроку, работы с различными источниками по биографическим моментам жизни С.Т.Аксакова. Данный урок вызвал у моих ребят еще больший интерес к русской литературе и стремлению к новым открытиям при изучении творчества других писателей и поэтов.
Работая с учащимися 1-2 классов, чаще использую такие формы нестандартных уроков, как «Урок-путешествие» и «Урок-сказка», так как считаю, что именно такого рода уроки способствуют более безболезненному переходу вчерашних дошколят от игровой деятельности к учебной, способствуют развитию познавательного интереса и сокращению адаптационного периода.
Ниже я приведу примеры лишь двух таких нестандартных уроков, проведенных в 1 и 2 классах.
Тема урока: Закрепление понятий «больше», «меньше» и «равно». (Смотри приложение 3) Форма урока: Урок-сказка.
Перед данным урокам я ставила следующие цели: закрепить знания учащимися понятий «больше», «меньше» и «столько же»; формировать умение сравнивать числа; учить детей различать геометрические фигуры; развивать внимание, воображение, память и учиться у героев К. И. Чуковского дружбе и взаимовыручке.
Данный урок можно назвать с элементами интегрирования. Нам вместе с детьми удалось удачно сочетать и закреплять математические понятия «больше», «меньше», «равно» с выразительным чтением наизусть одного из самых любимых стихотворений К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» и узнавать новое о насекомых. Использование наглядности и занимательных игровых ситуаций на этом уроке помогало моим первоклашкам лучше включиться в работу и успешно справляться с заданиями различного характера (ребусы, головоломки, задания с геометрическим материалом и другие). Обыгрывание наиболее трудных элементов учебного процесса стимулирует познавательные силы младших школьников, сближает учебный процесс с жизнью, делает усваиваемые знания понятными.
Сказка – наиболее близкая и наиболее адекватная детскому восприятию форма постижения жизни. Завершается урок спасением мухи благодаря совместным стараниям, подведением итога урока и веселым танцем. Разумная занимательность на занятиях по математике имеет большую педагогическую ценность. Еще Блез Паскаль отмечал, что «предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным».
Форма «урок – путешествие» имеющее сказочную основу позволяет:
- оживить теоретический материал урока; представить его в контексте реальной жизни;
- подключить богатую фантазию учащихся; их эмоциональную сферу к процессу познания;
- провести реальную социально-нравственную проблематику – преодоление трудностей, нравственный выбор, социальные и нравственные оценки поступков, как сказочных персонажей, так и своих собственных. Когда дети помогают сказочным героям, они учатся помогать своим близким людям. Таким образом, используя комплексный подход и элемент игры, добиваюсь эффективной реализации поставленных учебно-воспитательных задач.
Я хочу остановиться лишь на одном своем «уроке-путешествии», проведенном во 2 классе. (Смотри приложение 4).Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели я ставила следующие: совершенствовать умение учащихся находить корень слова в однокоренных словах; развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать наблюдательность; воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.
Интригующее начало урока уже заставляет ребят заинтересоваться предстоящей работой: «Любите ли вы приключения?Хотите отправиться в морское путешествие? Сегодня на уроке вас ожидают встречи с обитателями морского дна, которые приготовили вам интересные задания.Готовы ли вы проявить свои знания и умения?»
Не для кого не секрет, что многие дети самыми скучными считают уроки русского языка. Поэтому я в своей работе на этих уроках стараюсь, как можно больше использовать занимательности. Вот и на данном уроке включила и загадки, и рассказы о подводных жителях, показ иллюстраций (медуза, осьминог, морская звезда, морской еж):
На море, в реках и озерах Я плаваю проворный,Скорый и огромный.
Школьники совершенно единодушны во мнении: когда интересно учиться, хочется учиться. Интересно то, что вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. На уроках грамматики ребенку приходиться усваивать такие отвлеченные понятия, как «склонение», «части речи», «члены предложения». Между детьми и грамматикой создается своего рода психологический барьер. Некоторые учащиеся ее учат, но не любят, она не входит в круг их собственных интересов. И чтобы преодолеть этот барьер, требуется «оживить» усвоение грамматики: внести в работу элементы образности, фантазии, игры.
2. 4.Результаты работы по теме
Практическим обоснованием роли нестандартных уроков в активизации познавательного интереса являются результаты анкетирования среди учащихся моего класса. Детям была предложена серия вопросов:
Какие уроки вам больше нравятся?
а) в традиционной форме - о%
б) уроки- путешествия – 30 %
в) уроки – исследования - 20%
г) уроки – игры – 20%
д) уроки-сказки - 25%
е) уроки – концерты - 5%
Часто, особенно при проведении нестандартных уроков, использую в своей практике домашние задания по предметам творческого характера. Я говорю ребятам: «Эти задания выполните по желанию». И вот как меняются ответы детей по истечению некоторого времени. Из диаграмм видно, что число детей, которые с желанием выполняют задания творческого характера, заметно увеличилось. Это лишь еще раз подтверждает, о растущем познавательном интересе в классе.
Как ты выполняешь домашнее задание творческого характера?
( вопрос задавался в сентябре 2008 года и апреле 2009 года)
А) с удовольствием – 40% ( 60%)
Б) потому что надо -35% (30%)
В) иногда не выполняю -15% (10%)
Что тебе мешает учиться?
( вопрос задавался в сентябре 2008 года и апреле 2009 года)
А) непонимание материала 25% (25%)
Б) отсутствие интереса 25% (20%)
В) ничего не мешает – 50% (55%)
Социограмма 1 класса (октябрь 2007 года) изолированные -5 учащихся, принятые -3, предпочитаемые -8, звезды (лидеры) -2.
Социограмма 2 класса (апрель 2009 года) изолированные -2 учащихся, принятые -2, предпочитаемые -10, звезды (лидеры) -4.
Мнения учащихся о нестандартных уроках
Коляко Кристина: «На нестандартных уроках мне очень нравится, потому что они проходят интересно, необычно, один не похож на другой».
Чепурная Александра: «Когда Людмила Петровна говорит тему следующего нестандартного урока, у нас дома начинается переполох, включаются в работу и папа, и мама, и старшая сестра. В Интернете, в журналах, в книгах мы ищем интересный материал на заданную тему».
Идрисов Муслим: «Нестандартные уроки мне нравятся, на них всегда много ярких и запоминающихся картин, но особенно мне по душе работа в группах, радуюсь, когда ребята предлагают мне представить выполненное задание».
Басов Роман: «Нестандартные уроки мне всегда надолго запоминаются».
Кобзева Галина: «Я люблю нестандартные уроки, потому что на них всегда интересно. Особенно мне нравятся уроки – путешествия».
Кулешова Екатерина: «Я хочу, чтобы в нашем классе почаще проходили нестандартные уроки, я люблю к ним готовится, отвечать на таких уроках, мне интересно работать в группах и открывать что-то новое».
Мнения родителей о нестандартных уроках
Стояненко Галина Ивановна: «Нестандартные уроки оставляют большое впечатление после их проведения. Дима много говорит о событиях, понятиях на таких уроках, они запоминаются прочно и надолго».
Кущ Юлия Васильевна: «Видно, что нестандартные уроки Сереже нравятся, проходит несколько дней, недель после их проведения, а он вновь и вновь вспоминает и делиться со мной своими яркими впечатлениями».
Коляко Наталья Сергеевна: «Кристина всегда с восторгом рассказывает о нестандартных уроках, особенно ярки впечатления ее от коллективных заданий при работе в группах. Я считаю, что нестандартные уроки в учебном процессе нужны, потому что они необычны и нравятся нашим детям».
Заключение
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, к сожалению, удается не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.
Девиз нестандартного урока – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя.
Уже не первый год внедряю в процесс обучения нестандартные уроки. Их основная цель повышение познавательной активности учащихся. Акцентирую внимание на углубленном дифференцированном подходе к процессам обучения и воспитания.
Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же, напротив, обобщая её.
Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. При выборе формы урока учитель должен учитывать как уровень подготовленности и специфические характеристики класса, так и особенности собственного характера и темперамента. При проведении нетрадиционных уроков следует руководствовать принципом «с детьми и для детей», ставя своей основной целью воспитание учащихся в атмосфере творческого поиска, позитивного мироощущения, гармонии с миром.
Нестандартный урок требует от учителя большой подготовительной работы. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира, где учитель – дирижер, а дети – ансамбль, причем постоянно кто-то исполняет роль “солиста”, в которой по очереди выступают то учитель, то учащиеся.
В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Это обстоятельство позволяет дать посильное задание каждому ученику в соответствии с его возможностями, склонностями, интересами.
В процессе проведения таких уроков решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика.
В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы нестандартных уроков могут быть различны. Считаю, что для начальных классов наиболее популярными и доступными являются: уроки-исследования, ролевые игры, уроки-путешествия, уроки-праздники, уроки-сказки, устные журналы, уроки на местности (вне класса) и некоторые другие. Но каким бы ни был нетрадиционный урок, ведущим приемом остается ситуация игры и поиска.
Важно организовать учебный процесс так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Список используемой литературы.
«Нестандартные уроки в начальной школе» (Игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия) Авт. С.В.Савинова, Е.Е. Гугучкина, Волгоград, 2002 год.
«Нестандартные уроки и творческие занятия» Авт. Н.Б.Троицкая, Изд. «Дрофа», М: 2003 год.
«Нетрадиционный урок русского языка с элементами интеграции» Авт. Е.В.Родина, журнал «Начальная школа» №6, 2005 год.
«Уроки-путешествия» Авт. Г.Ю.Мигутина, журнал «Начальная школа» №3, 1998 год.
«Сказка как средство воспитания» Авт. Г.К. Щербинина, журнал «Начальная школа» №6, 1996 год.
«Игра-путешествие. Из опыта формирования навыков вычислений» Авт.Т.Г.Лупарева, журнал «Начальная школа» №6, 1991 год.
«Урок-исследование в начальной школе» Авт. И.К.Мохова, журнал «Начальная школа» №12, 1997 год.
13PAGE 15
13PAGE 142115
31. Уроки формулы
30. Уроки- сомнения
29. Уроки -экскурсии
28. Уроки-«Круговая тренировка»
27. Урок-проект
26.Уроки-игры «Поле чудес»
25.Уроки-семенары
24.Уроки-конференции
23.Уроки-ролевые игры
22.Уроки «Следствие ведут знатоки»
21.Уроки-диалоги
20.Уроки-концерты
19.Урок-исследование
18.Уроки-лекции
17.Уроки поиска истины
16.Уроки-суды
15.Уроки-игры
14.Уроки-фантазии
13.Уроки-конкурсы
12.Уроки-форумы
11.Уроки зачеты
10.Уроки-аукционы
9.Уроки творчества
8.Уроки типа КВН
7.Уроки-консультациии
6.Театрализо-
ванные уроки
5.Уроки-пресс-конференции
4.Уроки- деловые игры
3.Уроки- сказки
2.Уроки-путешествия
1. Уроки «погружения»
Мозговой штурм
дискуссия
подводящий (пошаговый) диалог
ролевые игры проблемной направленности
разноуровневое обучение (задания 2-х, 3-х уровней сложности)
Театрализация ситуаций
побуждающий диалог
Нестандартный
урок
Заголовок 615