О работе по профилактике правонарушений в КОУ Шербакульская школа-интернат
О работе по профилактике правонарушений в КОУ "Шербакульская школа-интернат"
В последнее десятилетие в российском обществе наблюдается рост подростковой преступности и увеличение числа несовершеннолетних, ранее совершавшими преступления. Причин этому называют множество, но основными, по мнению исследователей, являются:
нестабильность социальной обстановки;
рост числа семей, находящихся в социально опасном положении;
незанятость детей во внеурочное время.
Социальные и экономические проблемы современного российского общества существенно ослабили институт семьи. Результатом этого процесса и является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде правонарушений.
Кроме этого, анализ итогов социальной диагностики микросоциума школы показывает, что он характеризуется следующими признаками:
- низкое материальное положение семей;
- недостаточный уровень ответственности родителей в обучении и воспитании детей.
Основной задачей школы-интерната является не только дать ребятам доступные для них знания по школьным дисциплинам, но и в большей мере, научить их жить в социуме, быть полноправными и достойными её членами. И учитывая тот факт, что учащиеся нашей школы, ввиду особенностей своего развития и неблагополучного социального окружения, предрасположены к асоциальному поведению, педагогам школы-интерната необходимо уделять особое внимание профилактике правонарушений. Чем коллектив нашей школы, достаточно успешно занимается на протяжении ряда лет.
В школе создана воспитательная система. Главной ценностью для педагога был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника, гражданина России.
Особенностью воспитательной системы нашей школы-интерната является интеграция учебного, воспитательного, дополнительного образовательного процесса с коррекционными занятиями, с целью успешного решения задач школы и задач профилактики асоциального поведения обучающихся и профилактика правонарушений. И в решение этой задачи принимают все педагоги нашей школы: учителя, воспитатели, классные руководители - и специалисты: психолог, социальный педагог и педагог-организатор.. Кроме этого наша школа тесно сотрудничает с социальными партнерами: учреждениями дополнительного образования - домом детского творчества, школой искусств, детской спортивной школой,, культурно-досуговым центром, районной библиотекой, отделом внутренних дел и пожарной частью Шербакульского района.
Вся работа в школе по профилактике правонарушений строится в соответствии с Уставом образовательного учреждения, Программой развития школы (2011-2016 гг.) и планом воспитательной работы на учебный год.
Ежегодно составляется общешкольный план мероприятий по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступности школьников. У воспитателей группы, классных руководителей есть индивидуальные планы, где указываются темы бесед и уроков права, организовываются встречи с работниками РОВД, ПДН, КДН. В школе работает Совет профилактики, членами которого являются администрация, социальный педагог, педагог-психолог а также представители ПДН и КДН. Работа Совета профилактики определяется локальными актами по учреждению.
Два года назад с целью систематизировать профилактическую работу по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних в школе были созданы отряды юных друзей полиции "Школьный патруль" и отряд юных друзей пожарников "Феникс".
Это добровольные объединения школьников, созданные с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних, воспитания позитивного правосознания подрастающего поколения, профилактика курения и употребления спиртных напитков.
В отрядах по 15 учащихся в возрасте от 12-18 лет, среди них учащиеся "группы риска" - это ребята состоящие на внутришкольном учете, в КДН и ПДН. Каждый отряд имеет свою эмблему, девиз, единую форму.
В функции отрядов входит пропаганда правовых знаний среди подростков. Ребята помогают в организации и проведении бесед, встреч с сотрудниками полиции и пожарной части, работниками прокуратуры, судьями. Так, в ноябре этого учебного года отрядом "Школьный патруль" был проведен месячник правового воспитания, в рамках которого прошел круглый стол "Имею права на права". К его проведению были превлечены в качестве экспертов судья Головань Е.П., начальник отдела дознания полиции Янбаев О.В., секретарь КДН Гришина Т.В., специалист органов опеки Артюшенко Н. А., директор школы Сазонов С.М.. Отряд стал инициатором проведения игры-путешествия по правовым станциям "В гостях у Конвенции по правам детей", квест-игры "Азбука права" и т.д. Кроме того ребята стали участниками общешкольного родительского собрания "Права детей".
Кроме прочего отряды реализуют:
профилактику детского дорожно-транспортного травматизма (встречи с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России "Шербакульский", совместные рейды на дорогах, участие членов отряда в акциях "Осторожно, дети", "Пешеход" и т. д.);
патриотическое воспитание на примере мужества и героизма ветеранов ВОВ, Афганской и Чеченской войн;
изучение истории МВД России и МЧС России;
В октябре 2013 года наша команда ЮДП "Школьный патруль" приняла участие в областном конкурсе отрядов правоохранительной направленности среди 32 общеобразовательных школ, проведенном в п. Чернолучье, и стала призером, завоевав по итогам всех состязаний 2 место.
Все мальчишки и девчонки отрядов за время существования стали наглядным и авторитетным положительным примером для своих сверстников и, особенно, для младших классов. На наш взгляд, это гораздо более действенное средство профилактики правонарушений у подрастающего поколения, чем любые, проведённые взрослыми беседы и мероприятия.
Предметом особого внимания в нашей школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. 85% обучающихся нашей школы занимаются в кружках и секциях по интересам.
Еще одним важным звеном профилактической работе школы является взаимодействие с родителями, семьями обучающихся. Несмотря на все сложности в работе с семьями воспитанников школы-интерната, связанные с отдалённым проживанием родителей, неблагополучием и асоциальным образом жизни отдельных семей, педагоги продолжают работу с родителями через личные встречи, переговоры по телефону, родительские собрания и т.д. Мы осознаем, что добиться успехов в профилактике детских правонарушений без взаимодействия с его семьей невозможно.
Обобщая изложенное, хочется отметить, что вся работа по профилактике правонарушений в нашей школе ведется в комплексе. Имеющая система профилактической работы имеет свои положительные результаты. Так, в текущем учебном году, в сравнении с предыдущими, учащимися нашей школы не было совершенно ни одного правонарушения. В 2014-2015 году сократилось число школьников состоящих на внутришкольном учете на 5 человек, а на учете в ПДН и КДН нет ни одного учащегося. Положительная динамика доказывает эффективность выбранной нами стратегии ведения профилактической работы.