Методическая разработка раздела образовательной программы по географии Главные особенности природы Земли.
МБОУ Мурзинская средняя общеобразовательная школа Сокольского муниципального района Нижегородской области
Методическая разработка раздела образовательной программы по географии
«Главные особенности природы Земли»
7 класс
Выполнила:
учитель географии
Смирнова Татьяна Васильевна
2011 год
Пояснительная записка
В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры – одной из важнейшей составляющей
общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
Реализация содержательно-методической концепции опирается на следующие приоритеты:
- обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников;
- системное обучение работе с различными видами и стилями информации – текстовой, графической, мультимедийной и др. – в условиях современной информационной среды;
- системное обучение работе с географической картой;
- доступность для детей разных способностей и возможностей;
- единый подход к содержанию, методике и принципам конструирования курса по всей линии.
Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой модулей.
Конструирование курсов основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического , культурологического , личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегрированного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Научный подход основан на современных достижениях географии и интеграции (с историей, экологией, биологией и др.). Он предполагает показ становления и развития научных идей, учет комплексности в решении проблем; знакомство с именами выдающихся ученых географов, путешественников. Научный подход позволяет раскрывать взаимообусловленное сочетание различных факторов, основные методы географической науки, ее конструктивный характер, осознавать значимость географической науки в динамично развивающемся 21 веке. Реализация научного подхода позволяет раскрывать разномасштабность объектов изучения: мир, материк, океан, своя страна, свой регион, свой населенный пункт. Научный подход выдвигает в качестве основной дидактической единицы географическую проблему. На основе географической проблемы изучаются научные понятия, представления, закономерности, факты, связи.
Гуманистический подход ориентирует на раскрытие роли человека во взаимоотношениях человека и природы, его ответственности за будущее земной цивилизации. Гуманистические идеи курса связаны с любовью к природе, нетерпимостью к любому виду насилия, ориентированы на безопасность человеческого существования. Гуманистический подход позволяет рассматривать географические проблемы с точки зрения их влияния на жизнь людей и тем самым способствует становлению духовно-нравственных норм.
Аксиологический подход в курсе раскрывается как система норм, ценностей, идеалов и правил, необходимых для взаимоотношения человека с природой и социумом. Основными идеями аксиологического подхода являются понимание универсальной ценности природы и человека, ценности созидательного труда, осознание каждым человеком ответственности за сохранение жизни как в целом на планете, так и в ближайщем окружении. С позиций аксиологического подхода географическое знание, опосредованное школьниками через собственный опыт, включается в систему его ценностных ориентаций. Реализация аксиологического подхода основана на формировании у школьников умений оценивать информацию, делать выбор того, что, в свою очередь, способствует эстетическому, гражданскому, патриотическому и экологическому воспитанию.
Культурологический подход обеспечивает возможность представить географическую науку как часть материальной и духовной культуры человечества. Данный подход позволяет показать эволюцию географических знаний в различные эпохи, взгляды, нормы, традиции различных народов, ориентирует на творческое познание географии.
Интегрированный подход обеспечивает преемственность в изучении класса к классу географических представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей, а также установление межпредметных связей.
Этот подход способствует реализации опорных параллельных, опережающих, перспективных межпредметных связей с историей, биологией, математикой, литературой, русским языком, иностранным языком, физикой, химией, изобразительным искусством, информатикой. Реализация интегративного подхода позволяет школьникам включаться в различные виды учебной деятельности, углубляя и обогащая общую и географическую культуру, формируя обобщенную картину мира.
Личностно-деятельностный подход проявляется в учете субъективного опыта учеников, в их разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, ориентацию на самостоятельную исследовательскую работу.
Данный подход обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сфере, раскрывает жизненно важное значение географии.
Историко-проблемный подход объясняется полиморфизмом географической науки. Он позволяет рассматривать эволюцию географических идей, раскрывать их сегодняшнее состояние и как результат научного развития. Данный подход также дает возможность включить учащихся в решение географических проблем, развивает географическое мышление, внося в него комплексность, целостность, определяет приоритетность проблемно ориентированного содержания.
Курс географии «Материки, океаны, народы и страны» это второй по счету школьный курс географии. В процессе изучения курса в сознании школьников формируется географическая картина мира – целостный образ мира, который имеет исторически обусловленный характер. Овладение географической культурой происходит в результате как личного взаимодействия человека с миром, так и в процессе целенаправленного обучения. Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее природной и хозяйственной составляющей. Знания по географии должны быть сплетены воедино, чтобы каждый школьник обладал умением всестороннего пространственного видения мира. Научное познание окружающего мира заключается в восприятии идеи о том, что географическая оболочка – качественно своеобразная материальная целостная система взаимопроникающих и взаимодействующих геосфер; в ней все находится в движении, изменении, развитии. Взаимодействие компонентов географической оболочки проявляется в обмене веществ и энергии. Структура географической оболочки неоднородна, каждая ее часть, все ее составляющие (зональные и азональные комплексы) имеют свои индивидуальные особенности, и вместе с тем ей свойственны общие закономерности природы. Изучая курс географии материков и океанов, школьники осознают, что географическая оболочка – саморазвивающаяся система, ей свойственно изменение во времени и в пространстве вследствие воздействий внутриземных и внешних источников энергии.
Большую воспитательную ценность имеют геоэкологические знания. Все содержание курса пронизано идеей, охватывающей проблему «природа и общество». Составляющие этой идеи следующие:
- человек – биосоциальное существо, его можно рассматривать и как часть природы и как составную часть общества;
- природные условия Земли разнообразны, их влияние на хозяйственную деятельность человека на разных территориях неодинаково;
-роль природы, т.е. степень ее влияния на развитие и размещение хозяйства, исторически меняется;
- человек все больше становится фактором, который воздействует на природу и изменяет ее в процессе своей хозяйственной деятельности.
Курс географии материков и океанов оказывается в центре географического образования школьников, так как строится на страноведческом принципе, включающем знания о пространственной неоднородности природы земной поверхности на разных уровнях ее дифференциации (глобальном, региональном, локальном), а также знания о населении и его хозяйственной деятельности.
Воспитательные и образовательные цели курса связаны с познанием Земли в целом. Главная цель – осознание школьниками разнообразия природы нашей планеты, ознакомление со странами и народами, с достижениями цивилизации в изучении природы и населения Земли как в прошлом, так и в настоящем.
Другая важная цель курса – формирование научных географических знаний и знаний методологического характера, ознакомление школьников с наиболее важными научными гипотезами и теориями, со значением карт а географической науке и в практической жизни людей и особенно с познавательными возможностями различных карт.
У школьников должно быть сформировано представление об общих географических закономерностях. Таким образом, изучение географии материков и океанов развивает глобальное мышление и формирует географическую культуру.
Не менее важная цель курса – развитие экологической культуры личности каждого школьника. При изучении материков учащиеся знакомятся с состоянием природной среды, с факторами, ее изменяющими, с разнообразными мерами по охране и рациональному использованию природы.
Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление об уникальности природы Земли как планеты людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, особенности взаимодействия природы и человека, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса – раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
Раздел «Главные особенности природы Земли» - первый раздел в курсе географии 7 класса. В нем раскрываются общие особенности строения и развития всех геосфер планеты, а также ее населения и его взаимодействия с природой. Этот большой, интересный и на первый взгляд трудный для усвоения школьниками раздел не в коей мере не является простым повторением предшествующего начального курса географии. Основное внимание обращается на процессы (движения литосферных плит, воздушных масс, поверхностных океанических течений и т.д.), на взаимосвязь и взаимодействие компонентов природы, на важность круговорота веществ и энергии в формировании всей географической оболочки и огромного разнообразия составляющих ее природных комплексов. Основная роль раздела – ознакомить учащихся с главными закономерностями природы Земли, заложить базовые знания по основополагающим темам «Литосфера и рельеф», «Атмосфера и климаты Земли», «Мировой океан – главная часть гидросферы», «Географическая оболочка». Учащиеся должны усвоить существующие различия в строении земной коры, основные положения теории литосферных плит, изучить рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил, знать климатообразующие факторы и причины разнообразия климатов Земли, типы водных масс, общую схему циркуляции течений, их роль в перераспределении тепла на планете, взаимодействие океана с атмосферой и материками, понимать взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов природы на примере географической оболочки, роль климата в формировании природных комплексов. В этом же разделе рассматривается и человек как биосоциальное существо. Земля уникальна не только особенностями природы, но тем, что она – планета людей. Поэтому в конце раздела школьники знакомятся с предположениями ученых о территориях, где располагалась древняя родина пралюдей, с предполагаемыми путями расселения человека, с расами и народами.
Большой общий раздел в начале курса рассчитан и на то, что в начале учебного года школьники лучше воспринимают, осознают и усваивают более сложный материал, чем в конце года. Важные теоретические положения, раскрытые в начале курса, будут подтверждаться и закрепляться при изучении материков и океанов.
Таким образом, в начале курса раскрывается ведущая идея: Земля – дом всего человечества. Однако современная деятельность человечества стала такой силой, которая способна вызвать в этом доме необратимые последствия, поэтому наш дом требует к себе бережного отношения.
Актуальность раздела
В разделе « Главные особенности природы Земли» раскрываются общие особенности строения и развития всех геосфер планеты, а также ее населения и его взаимодействия с природой. Данный раздел служит моделью всего курса, в которую в дальнейшем будут как бы «вкладываться» материки и океаны. Познание их природы, народов и стран будет легче осуществить на фоне глобальной картины устройства и развития отдельных оболочек и самого большого природного комплекса географической оболочки Земли.
Этот раздел один из самых сложных.
Во-первых, это объясняется большим объемом достаточно абстрактных для учащихся сведений, во-вторых, им трудно представить огромные пространственные размеры рассматриваемых процессов и явлений, все многообразие и многоаспектность зависимостей между отдельными природными компонентами, и, наконец, понимание географических закономерностей размещения крупных форм рельефа, закономерностей изменения свойств Мирового океана, формирования климатов, природных зон. Как сделать этот раздел понятным для школьников? Прежде всего для этого необходима особая четкость в объяснении нового материала. Необходима также продуманная графическая наглядность, которая помогает представить многие процессы в пространстве. И, наконец, глубокая работа с картой на протяжении всего раздела.
Данный раздел:
- имеет научно-практическую направленность
- знакомит с конкретными природными объектами, процессами и явлениями
- носит личностно-развивающий характер
Отбор содержания учебного курса осуществляется на основе ведущих идей:
Единство природы Земли:
взаимодействие и взаимозависимость между компонентами природы;
взаимодействие и взаимозависимость между материками и океанами.
Разнообразие природы Земли как результат развития географической оболочки:
непрерывное развитие и изменение;
разнообразие особенностей компонентов природы;
неоднородность и целостность географической оболочки;
разнообразие природных комплексов;
3. Природа и человек неотделимы и оказывают взаимное влияние друг на друга. Идея уважения к миру.
Основная цель раздела:
Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть закономерности землеведческого характера, показать в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности единство, определенный порядок, связь процессов и явлений.
Задачи раздела:
Формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности;
Формирование у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии;
Формирование важнейших понятий землеведческого характера;
Развитие словесно-логического и образного мышления и положительных личностных качеств;
формирование картографической грамотности;
Знакомство с природными объектами;
Воспитание гуманного отношения к природе;
Приобщение учеников к постижению истины и определению ими своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности.
Принципы отбора содержания:
Принцип научности: соответствует уровню современной науки. Принцип доступности: содержание учебного материала соответствует возрастным, психологическим особенностям развития личности.
Принцип системности: представляет собой строгую систему знаний, содержание изучаемой темы изложено в соответствии с программным материалом, системой научных взглядов и теорий по данной теме.
Принцип практической деятельности: изучение данной темы направлено на формирование практических умений обучающихся и реализацию этих умений, знаний и навыков в обществе.
Принцип деятельности и деловой активности обучаемых: изучение понятий происходит на основе активной деятельности обучающихся.
Принцип интеграции: наука использует знания разных наук. При изучении осуществляется межпредметная интеграция, поэтому возникает целостная картина видения мира.
Принцип развивающего обучения: любое обучение развивает память, ум, речь, у учащихся формируется умение синтезировать, анализировать т.д.
Принцип воспитывающего обучения: всякое обучение воспитывает, т.к. формирует у учащихся определенные качества характера: внимательность, наблюдательность и т.д., обеспечивает взаимосвязь личности с окружающей средой.
Принцип гуманизации: формирование в процессе обучения личности, имеющей целостное мировоззрение.
Ожидаемые результаты
Знать / понимать:
происхождение материков, строение земной коры;
основные типы воздушных масс и их свойства;
закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли;
значение климатообразующих факторов и причины разнообразия климатов Земли;
причины образования океанических течений их роль в перераспределении тепла на планете;
взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов природы на примере географической оболочки;
основные языковые семьи;
основные религии мира;
причины неравномерности размещения населения;
основные типы стран.
Уметь:
использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов;
анализировать общегеографические и тематические карты;
анализировать климатические диаграммы, таблицы;
обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;
показывать на карте географические объекты, названные в учебнике.
Методы обучения:
По источнику знаний
Практический
Печатно-словесный
Наглядный
Устный
По уровню познавательной деятельности
Объяснительно- иллюстративный
Проблемно-поисковый
Репродуктивный
Исследовательский
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство.
Формы проведения уроков: классический урок, урок-путешествие, урок- викторина, урок – исследование
Календарно-тематическое планирование
Учебник «География. Материки, океаны, народы и страны.7 класс»
Программа 2010г Автор И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев
Номер урока
Раздел, тема, тема урока
Кол-во часов
Дата
Главные особенности природы Земли.
9
Литосфера и рельеф Земли.
2
1.
Состав и строение литосферы
1
2.
Рельеф Земли
1
Атмосфера и климаты Земли.
2
3.
Климатообразующие факторы
1
4.
Климатические пояса Земли
1
Мировой океан – главная часть гидросферы.
2
5.
Воды Мирового океана. Поверхностные течения.
1
6.
Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
1
Биосфера. Географическая оболочка.
2
7.
Строение и свойства географической оболочки.
1
8.
Природные комплексы – составные части географической оболочки
1
Земля – планета людей.
1
9.
Расселение человека. Народы. Страны мира.
Учебно-методический комплекс
Программа по географии 6-11 классы, Курчина С.В.- М.: «Дрофа». 2010г.
География. Материки, океаны, народы и страны. 7кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2008.
Методические пособия:
Поурочные планы по учебнику В.А.Коринской и др. «География
материков и океанов». Воробцова Т.Н.- География 7 класс.
Учебно-методическое издание, Волгоград, издательство «Учитель-АСТ», 2006 г. Никитина Н.А.
Поурочные разработки по географии 7 класса.
Учебно-методическое издание, М.: «Вако» 2006 г. Крылова О.В.
Уроки географии 7 кл.: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990 г. Кондратьев Б.А., Метровели П.М.
Уроки географии: 7 кл. Из опыта работы, 3-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 1985 г.
Диагностика знаний обучающихся
Результаты анализа проверочных работ
Количество учащихся в классе
Выполняли работу
Получили оценки
% обученности
5
4
3
2
5
5
1
2
2
-
60
Количество учащихся в классе
Выполняли работу
Получили оценки
% обученности
5
4
3
2
10
10
3
4
3
-
66
Количество учащихся в классе
Выполняли работу
Получили оценки
% обученности
5
4
3
2
8
8
3
3
2
-
68
Результаты апробации содержания программы
Изучение темы «Главные особенности природы Земли» с использованием методов на основе исследовательского подхода проблемно-поискового, компьютерных технологий, сотрудничества, игровых технологий в обучении географии дает положительные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности, повышает интерес к предмету, снижается психологическое напряжение учащихся на уроке.
Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся, исчезает страх перед проверкой знаний.
Список литературы
Программа по географии 6-11 классы, Курчина С.В.- М.: «Дрофа». 2010г.
География. Материки, океаны, народы и страны. 7кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2008.
Методические пособия:
Поурочные планы по учебнику В.А.Коринской и др. «География
материков и океанов». Воробцова Т.Н. – География 7 класс.
Учебно-методическое издание, Волгоград, издательство
«Учитель - АСТ», 2002 г. Крылова О.В
Поурочные разработки по географии 7 класс.
Учебно-методическое издание, М.: «Вако» 2006 г.Никитина Н.А.
Уроки географии 7 кл.: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990 г. Кондратьев Б.А., Метровели П.М.
Уроки географии: 7 кл. Из опыта работы, 3-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 1985 г.
Контрольные и проверочные работы по географии (6-10 классы) – М.:»Дрофа» 2004г.
География: Уроки-игры в средней школе/сост. Н.В. Болотникова.- Волгоград: учитель, 2007.
Нестандартные уроки. География /сост. А.Ф. Романова. – Волгоград: Учитель, 2007.
География. Интегрированные уроки. 6-10 классы /сост. Н.В. Болотникова.- Волгоград: Учитель, 2004.
Занимательная география для взрослых и детей: - К.: «Альтепресс», 1996.
15