Урок по географии Обобщение темы Главные особенности природы Земли


Географическая оболочка
Обобщающий урок
7 класс
Цель урока: Обобщить знания, полученные в процессе изучения тем «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера».
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о значении литосферы, атмосферы, гидросферы; сформировать простейшие навыки проектной деятельности.
Развивающие: развивать познавательную активность, умение сотрудничать в группе.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение учащихся к природе.
Тип урока: урок-игра с элементами проектной деятельности
Формы работы учащихся групповая, индивидуальная
Оборудование: Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя:
Актуализация знаний. Подписать на доске названия географических оболочек в таблице для выставления баллов и подведения итогов игры:
Атмосфера Гидросфера Биосфера Литосфера
Географическая почта Рассказ с ошибками Конкурс знатоков Итог
2. С помощью жеребьевки установить очередность выступления команд.
Жеребьёвка: Каждой команде даются названия климатических поясов на карточках. Первой будет та команда, которая правильно и быстрее других расставит климатические пояса по порядку.
3. Выступление команд с проектами по теме «Воздействие оболочки (атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы) на человека.
4. Весь класс во время выступления выполняет задания по рисунку (на основе методики «Фишбоун»).

Дорисовать у скелета рыбы рёбра и подписать на них факт воздействия оболочки на человека: сверху – положительное, снизу отрицательное. На голове рыбы пишем задачу, на хвосте – делаем вывод. Может ли человек существовать без оболочки (атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы)? Насколько опасно отрицательное влияние оболочки? Как его избежать?
5. Обсуждение. Общий вывод: Человеку жизненно важны все оболочки Земли.
6. А теперь пришло время игры! Первый конкурс называется «Географическая почта».
Правила игры: каждая команда получает набор карточек с понятиями. Необходимо выбрать только шесть, которые относятся к оболочке команды. Выбранные карточки игроки распределяют между собой и пишут «письма» - определения к понятиям. Написанные письма относят в «почтовый ящик» на столе учителя.ПАССАТЫ
ЭТО___________________________________ БАЗАЛЬТ
ЭТО___________________________________
ЖАК ИВ КУСТО
ЭТО___________________________________ ГОЛЬФСТРИМ
ЭТО___________________________________
МУССОНЫ
ЭТО___________________________________ НЕКТОН
ЭТО___________________________________
АЙСБЕРГ
ЭТО___________________________________ ПЛАТФОРМА
ЭТО___________________________________
АЛИСОВ БОРИС ПАВЛОВИЧ
ЭТО___________________________________ ВЕРНАДСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
ЭТО___________________________________
ЛАВРАЗИЯ
ЭТО___________________________________ ИЗОТЕРМЫ
ЭТО___________________________________
БЕНТОС
ЭТО___________________________________ ГОНДВАНА
ЭТО___________________________________
СИМБИОЗ
ЭТО___________________________________ ВЕГЕНЕР АЛЬФРЕД
ЭТО___________________________________
ПЛАНКТОН
ЭТО___________________________________ КЛИМАТ
ЭТО___________________________________
ФОТОСИНТЕЗ
ЭТО___________________________________ КУРОСИО
ЭТО___________________________________
ДЖОМОЛУНГМА
ЭТО___________________________________ ОЗОН
ЭТО___________________________________
ПРОМИЛЛЕ
ЭТО___________________________________ ЦУНАМИ
ЭТО___________________________________
7. Проверка почты. Учитель достаёт содержимое почтовых ящиков и читает. Весь класс оценивает. Если верно – большой палец на вытянутой руке поднимаем вверх, неверно – опускаем вниз. Результаты игры заносятся в таблицу.
8. Следующая игра: рассказ с географическими ошибками.
На столе у каждой команды – рассказ с географическими ошибками:
1. Гидросфера – это воздушная оболочка Земли.
2. Здесь находятся любимые места обитания морских черепашек, которых называют красивым именем – Ридлея.
3. Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Северного Ледовитого океана.
4. Но черепашки очень боятся цунами, которые часто бывают в Северном Ледовитом океане.
5. Зимой, когда в тропиках устанавливается низкое давление, они плещутся в водах Красного моря, имеющего слабую солёность.
6. Любят отдыхать и на суше: как на равнинах западного побережья Северной Америки, так и в горах низовья Амазонки.
9. Команды обмениваются своими работами. Взаимопроверка по образцу на доске. За каждую правильно найденную ошибку команда получает один балл.
10. Физкультминутка. Видео.
11. Конкурс знатоков. К доске приглашаются по одному знатоку от команды для выполнения заданий на контрольном модуле. Можно пользоваться помощью команды.
12. Подсчёт баллов и подведение итогов.
13. Рефлексия: На доске поместить стрелочки: если урок понравился – вверх. Не понравился - вниз