Конспект урока по теме Северная война Победа великой державы по истории 7 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Николаевска
Волгоградской области
Конспект урока по истории России
в 7 классе по теме «Северная война».
Урок второй
«Победа великой державы»
Учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Шнейдер Галина Александровна
2014 – 2015
Тема: «Северная война» «Победа великой державы»
Цели урока:
Продолжить знакомство с этапами и основными сражениями Северной войны;
охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в ходе войны;
оценить значение победы в Северной войне для России.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся.
Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, картой.
Воспитательная – воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.
Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.
Форма урока: проблемно - исследовательская.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация «Северная война».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, еще раз. Мы начинаем наш урок и я желаю вам получения хороших знаний, отличных ответов.
Прочитайте пожалуйста первый документ на странице 188 учебника. /дети читают/
Учитель: Пожалуйста, Какие же выгоды для России и российских подданных искал Пётр, начиная Северную войну? /ответы: торговля, просвещение, культура и т.д/
Учитель: Прочитайте второй документ. Что же принесла Северная война простым людям? / рекрутская повинность, налоги, разорение с/х и т.д./
Учитель: Как вы считаете, оправдано ли вступление России в Северную войну? /ответы детей/
Учитель: Назовите даты и сражения 1700-1708 годах. Слайд 1 Пожалуйста покажите на карте места сражений. / сражение под Нарвой, крепость Нотебург, битва у деревни Лесной/. А какие ещё события произошли в стране за этот период? / военная реформа- 1705г. создание регулярной армии, рекрутская повинность, пехотные полки, конные полки, устав морской и воинский, 1703 год –возведение крепости Кронштадт., строительство заводов/мануфактур/ металлургических, оружейных, ткацких./
Как вы считаете, какую роль в Северной войне сыграют принятые Петром 1 преобразования? /Россия должна победить/
Давайте продолжим рассматривать ход Северной войны и не забываем заполнять таблицу хронологии военных действий в тетрадях.
1709 г. – Полтавская битва.
/ просмотр фильма/
Вот как описывает эту битву А.С.Пушкин. на фоне интеркарты/
Горит восток зарею новой.Уж на равнине, по холмамГрохочут пушки. Дым багровыйКругами всходит к небесамНавстречу утренним лучам.Полки ряды свои сомкнули.В кустах рассыпались стрелки.Катятся ядра, свищут пули;Нависли хладные штыки.Сыны любимые победы.Сквозь огнь окопов рвутся шведы;Волнуясь конница летит,Пехота движется за неюИ тяжкой твёрдостью своеюЕё стремление крепит.И битвы поле роковоеГремит, пылает здесь и там;Но явно счастье боевоеСлужить уж начинает нам.Тесним мы шведов рать за ратью;Темнеет слава их знамён,И бога браней благодатьюНаш каждый шаг запечатлён.Тогда-то свыше вдохновенныйРаздался звучный глас Петра
Что же сказал Пётр своим солдатам?
Карл XII перед боем обещал своим воинам все богатства России. А Пётр сказал так: “Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь своя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”.
Задание: Сравните обращение Карла и Петра к войскам перед битвой. В чем разница? Слова какого полководца кажутся вам более убедительными и почему? Как высчитаете какое значение имела победа русской армии в Полтавской битве?
(ответы учащихся)
Карл XII бежит в Турцию и подстрекает Турцию к войне с Россией.
1711г. – Прутский поход. Разрушение Таганрога.
Сообщение ученика о Прутском походе.
Дабы упредить противника, в феврале 1711 Россия двинула свою армию в Молдавию, на Дунай, стремясь как можно дальше отодвинуть театр военных действий от Украины и Польши. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир обещал Петру поддержку и, в случае победы, присоединение Молдавии к России. Одновременно русские агенты развернули широкую антитурецкую пропаганду на Балканах, в результате чего вспыхнули восстания в Сербии, Черногории и Албании, впрочем, быстро подавленные османами. Русские чувствовали себя уверенно и не сомневались в победе, но 7 июля 1711 в районе реки Прут турки отрезали русскую кавалерию от основной части армии, которая, попав в тяжелые условия безводной, опустошенной саранчой степи, вынуждена была отступить. По пятам наступали турки, постоянно атакуя шедший в арьергарде Преображенский полк. Пройдя лишь 7 верст, армии Петра пришлось остановиться лагерем на берегу реки Прут. Тут 38 тысяч русских оказались со всех сторон окруженными в три с половиной раза численно превосходящим их противником. Турецкая артиллерия беспрерывно обстреливала лагерь, и все русские парламентеры, которых Петр посылал с предложениями о перемирии, возвращались ни с чем. Царь решил любой ценой прорвать окружение, и только тогда, видя его решимость, турки согласились на переговоры. Существует легенда, что сопровождавшая Петра в походе его жена Екатерина втайне от царя передала в подарок визирю все свои деньги и драгоценности, что сделало турецкого военачальника более сговорчивым. Петр готов был на любые уступки, за исключением капитуляции и возвращения шведам Петербурга с прилегающими землями. Но золото и драгоценности, по-видимому, подействовали, и условия подписанного 12 июля 1711 мирного договора были легче, чем можно было предполагать. И все же это был один из самых тяжелых мирных договоров в истории России По нему Турции возвращался Азов, надлежало уничтожить построенные там укрепления и флот, уничтожались также крепости Таганрог, Каменный Затон. Россия обещала не вмешиваться в польские дела и беспрепятственно пропустить на родину Карла XII.
Сообщения учащихся о морских сражениях.
Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.) . Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. – Пётр боясь столкновения со шведами решил перетянуть корабли в самом узком месте полуострова.– Шведы двинулись навстречу, но ветер стих и они остановились.– Пётр обошёл шведов и обогнув полуостров воссоединил эскадру.А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией.Карл XII пытался исправить положение, но безуспешно и в 1718 году начались мирные переговоры, прекратившиеся с гибелью Карла XII. Пришедшая к власти Ульрика Элеонора, сестра Карла, и её муж, заручившись поддержкой Англии, продолжили войну. Ни распад антишведской коалиции, ни угроза нападения британского флота, не помешали Петру I.
Объединённые силы России, Речи Посполитой и Дании изгнали шведов с южного побережья Балтики. Русский флот захватил господство на всём Балтийском море и нанёс шведам ещё несколько крупных поражений. 27 июля 1720 г. –состоялось Гренгамское сражение, в котором на глазах британцев русские галеры под командованием М. М. Голицына вступили в бой с превосходящими силами противника и выиграли. Начавшись на суше, Северная война завершилась на море.
Учитель Итогом этих побед стало подписание в городе Ништадте Ништадского мира. Прочитайте пожалуйста на странице 194 условия мирного договора. /ответы детей/
Как вы считаете какие последствия имело для внешней и внутренней политики России заключение Ништадского мира? / выводы по слайдам/
Представьте себя на месте Петра 1. Вы удовлетворитесь победой в Северной войне и получением выхода в Балтийское море? /нет/ Почему? /Зима, холода, лёд/
Так какие по вашему мнению поставил задачи Петр 1 перед Российской империей на юге и на востоке? Более подробно мы с вами узнаем о дальнейшей деятельности Петра 1 на следующем уроке.
IV. Закрепление
А теперь, чтобы проверить ваши знания, предлагаю вам выполнить проверку сочинения нерадивого ученика Коли Ошибкина. Работаем в парах.
VI. Домашнее задание
1. Параграф 172.задание 4 стр. 196 и письменно ответить на вопрос стр. 197 / повышенный уровень/
VII. Подведение итогов урока
“ђЗаголовок 1zђЗаголовок 315