Разработка урока по русскому языку на тему Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.
План-конспект урока
Русский язык
Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.
Цель:
совершенствовать знания учащихся о предложении, развивать умение распознавать главные и второстепенные члены предложения, дать представление о связи слов в предложении;
развивать внимание, память, логическое мышление, орфографическую зоркость, устную и письменную речь;
воспитывать аккуратность и ответственность.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: беседа, объяснение, работа с учебником, упражнения.
Ход урока
1.Организация класса
1.1.Проверка готовности к уроку
2.Актуализация опорных знаний учащихся
2.1.Проверка домашнего задания
Самостоятельная взаимопроверка
2.2.Упражнение на определение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений
Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у брата: «Папа приехал?» Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером она сообщила своей подруге: «Папа приехал».
- Сравните как произносится предложение. Почему они произносятся по-разному?
2.3.Дополнение предложений
Ты помнишь …
Кукушка слетела …
Как прекрасна …
Ребята, соблюдайте …
3.Сообщение темы и задач урока
4.Первичное восприятие и осознание нового материала
4.1.Ознакомление с правилом учебника (страница 84-85)
- Как называются главные члены предложения?
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
- На какие вопросы отвечает сказуемое?
4.2.Составление и запись схемы
Главные члены предложения
Сказуемое
(что делает? что делал? что сделает? кто он? каков он?)
Подлежащее
(кто? что?)
- Могут ли в предложении, кроме главных членов, быть другие слова?
- Как они называются?
- На какие вопросы отвечают?
Второстепенные члены предложения
Обстоятельство
(где? зачем? когда? как часто)
Дополнение
(кого? кому? кем? чем? на ком?)
Определение
(какой? какого? чей? каким?)
4.3.Запись предложений и определение главных и второстепенных членов
Ворона Кара
Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счётах. Кара ловко снимала кольца со столбиков.
4.4.Самостоятельное списывание с грамматическим заданием
Упражнение 184
Ноябрь
Это было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковыми. Световые зайчики играли на опавших листьях. Они перебегали с одного листка на другой. И листья вспыхивали ярким огнём.
Скоро, очень скоро ноябрь затянет тучами небо. Тёмным и грустным станет лес.
Физкультминутка
5.Закрепление и осмысление знаний
5.1.Знакомство с правилом о связи слов в предложении
- Как устанавливается связь слов в предложении?
5.2.Наблюдение над связью слов в предложении
(кто?) дети (что делают?) читают
дети (какие?) любознательные
читают (что?) книги
читают (где?) в библиотеке
Любознательные дети читают книги в библиотеке.
5.3.Работа с учебником
Упражнение № 190 – фронтально у доски.
Упражнение 190
За ноябрём идут зимние месяцы. Брат уехал на целый месяц. Рядом с луной сияет яркая звёздочка. Под тусклым светом ночи всё казалось необычным.
Упражнение № 192 – устно
Физкультминутка
6.Обобщение и систематизация знаний
6.1.Составление предложений по схемам
Когда? Какой? Что? Что сделал?
Где? Что сделали? Какая? Что?
Какой? Кто? Как? Что делает?
Кто? С кем? Что делали? Куда? Зачем?
7.Итог урока
8.Домашнее задание
Упражнения № 186, 195 – подчеркнуть члены предложения.