КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 3», Омской области Программа личностного саморазвития учителя истории и обществознания КОУ В(С)ОШ № 3 Грабар Марины Алексеевны.


КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 3»,
Омской области
Программа личностного саморазвития
учителя истории и обществознания
КОУ В(С)ОШ № 3
Грабар Марины Алексеевны.
Сроки реализации 2013 -2014 учебный год.
Омск, 2013-2014 год.
ПРЕАМБУЛА
Стратегия современного педагогического образования зависит во многом от профессионально-личностного развития и саморазвитии учителя. Образ учителя, представленный в целях педагогического образования, выступает как модель конечного результата деятельности – педагога-профессионала способного легко ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, действовать ответственно и профессионально в условиях решения актуальных образовательных задач.
Характер современной профессиональной деятельности учителя требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является первостепенность индивидуальности мышления над единомыслием, образовательных интересов человека над обычной учебной программой, саморазвития, самонаучения над унифицированным усвоением, «передачей» знаний.
Понимание личностно-профессионального развития педагога сегодня позволяют изучать его, как итог профессионально-педагогической подготовки, как обретение индивидуальности, неповторимости, духовности, субъектности. Это проявляется в различных аспектах, а именно - в способности к самостоятельному осмыслению и трактовке педагогических процессов; в целесообразности, обоснованности, свободе действий в ситуациях воспитания и обучения; в оригинальности выбора и сочетания средств, форм, позиций, приемов деятельности; в умении осознанно влиять на изменение ситуации, в которой эта деятельность осуществляется
ЦЕЛЬ: Развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии
ЗАДАЧИ:
Определение дефицита компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
Поиск способов для самореализации и самоутверждения себя как личности.
Обеспечение новых подходов к организации образовательного процесса: системно-структурного, гуманистического, культурологического, организационно-деятельностного, личностно-ориентированого.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Расширение образованности.
Повышение педагогической и психологической компетентности.
Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков.Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
«Ключевые умения»:
· Умение во время увидеть в педагогической ситуации проблему и грамотно оформить ее в виде педагогических задач.
· Умение ориентироваться на ученика, как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели, при постановке педагогической задачи.
· Умение делать объектом анализа каждый свой профессионально-педагогический шаг.
· Умение всегда точно конкретизировать и структурировать проблему.
· Умение увидеть новые проблемы на горизонте практики, вытекающие из предшествующего опыта.
· Умение быстро искать способы решения задач.
· Умения конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях. неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации, то есть мыслить тактически.
· Умение постоянно мыслить «версионно», то есть думать предположениями гипотезами, версиями.
· Умение быть в системе «параллельных целей», и создавать «поле возможностей» для педагогических действий.
· Умение в ситуации ограниченности времени принимать достойное и единственно верное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций.
· Умение четко проанализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты.
· Умение пользоваться разными теориями для осмысления собственного опыта.
· Умение грамотно анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие примеры педагогической практики.
· Умение комбинировать части теории и практики, чтобы получить единое целое, обладающее новизной знание.
· Умение оценивать педагогические факты и явления непредвзято, объективно.
· Умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике;
Работа с вычислительной и оргтехникой в режиме самостоятельного поиска по банкам педагогической информации, в системе Интернет;
Посещение библиотек и чтение научно-педагогической литературы;
Посещение музеев, выставок, театров, клубов с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической….
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСНОГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога
Параметры     Личностное развитие          Профессиональное развитие
Ценности Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально этических принципов, детерминирующих деятельность Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность
Цель Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация
Я-концепцияРазвитие и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной (положительной)  Я-концепции. Адекватное формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной и объективной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности.
Перспектива Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии
Задачи развития Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия личностного опыта и собственной деятельности, Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта
Пункты для составления программы
самообразовательной деятельности учителя:
1. Мои ценности.
2. Мои цели.
3. Моя Я-концепция.
4. Моя перспектива (стратегия).
5. Мои тактика работы и задачи развития и: когнитивные, личностные и т. п.
6. Мои действия.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Направления профессионально-личностного саморазвития Основные мероприятия программы Срок исполнения
В целях создания условий для непрерывного педагогического образования педагогов образовательных учреждений.
Расширение образованности. Институт развития образования Омской области, обучение - дистанционно без отрыва от работы.
Изучение нормативно-правовой базы по дошкольному образованию. Апрель 2014г.
Постоянно
Повышение педагогической и психологической компетентности. Работа классного руководителя
9 класса
Работа в подготовке и оформлении школьного стенда и проекта «Профориентация учащихся КОУ В(С)ОШ № 3»
Работа методического объединения учителей
общественных наук.
Тема методической работы в рамках МО «Формирование знаний и умений в работе с художественным источником
как основной предметной компетенции на уроках истории в средней школе»
Участие в разработке и внедрения КТП история 8-9 классы.
10-12 классы базовый уровень «Интегрированный курс»
Индивидуальные консультации с методистом
КОУ В(С)ОШ № 3 В течение 2013 – 2014 учебного года.
План ВР классного руководителя.
Согласно плану учебно-воспитательной работы КОУ В(С)ОШ № 3 2013-2014 учебный год.
Постоянно
Постоянно.
В течение 2013 – 2014 учебного года.
В соответствии Учебного плана КОУ В(С)ОШ № 3 (составлен на основе: Закона РФ «Об образовании»; Федерального базисного учебного плана 2004 года; Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации).С 2012 -2013 уч.годаПо мере необходимости.
Предъявления и обобщения передового педагогического опыта
Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности 1.Показ опыта (в режиме реального времени) в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий. 2.Ознакомление с документальным обеспечением реализуемых нововведений.
3.Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы.
4.Составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы. 5.Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы. 6.Проведение семинаров, конференций, собеседований, организация консультаций. Постоянно
Направления работы 1.Организационное.
2.Работа с учащимися 2.1.«Ученик и его здоровье»
2.2.«Ученик и его интеллектуальныевозможности»
2.3.«Ученик и его нравственность»
2.4.«Ученик – гражданин»
3.Работа с учащимися, уклоняющимися от обучения
4.Профориентация
5.Совместная работа школы и исправительного учреждения В течении 2013-2014 учебного года.
Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
Профессионально значимые личностные качества педагога 1.Толерантность.
2.Стремление к максимальной гибкости.
3.Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников
4.Умение придать личностную окраску преподаванию
5.Установка на успех в формировании Я-концепции воспитанника
6.Владение стилем неформального общения с учениками.
7.Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, оптимизм
8.Способность к педагогической рефлексии.
Креативность. Постоянно.
В течении 2013-2014 учебного года.
Повышения профессионального мастерства -самообразование;
-изучение документов и материалов, представляющих --профессиональный интерес; -рефлексия и анализ собственной деятельности; -накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
-создание базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке;
-разработка собственных средств наглядности;
-самостоятельное проведение исследований;
-постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес;
-разработка диагностических процедур, заданий и тестов и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
-подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчета о достигнутом – в конце года;
-посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
-персональные консультации; собеседования с администрацией;
-выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методобъединения;
-разработка собственной программы самообразования; Постоянно.
В течении 2013-2014 учебного года.
План ШМО.
План МО естественных наук.
ВШК
План ШМО. План МО
Компетентная педагогическая деятельность (владение умениями) 1.Ставить и решать педагогическую задачу
2.Общаться, организовывать педагогический процесс как сотрудничество и взаимодействие
3.Организовывать учебный материал как систему познавательных задач, осуществлять межпредметные связи.
4.Формировать общеучебные и специальные умения и навыки
5.Ориентироваться на личность и её индивидуальные особенности.
6.Прогнозировать и проектировать педагогическое взаимодействие и его результаты
7.Владеть методическими и самообразовательными умениями и навыками Постоянно.
В течении 2013-2014 учебного года.
МОДЕЛЬ “МОЕГО Я”:
Быть хозяином своей судьбы.
Достигнуть успеха в том, что люблю.
Внести конструктивный вклад в общее дело.
Строить свои отношения на доверии.
Развивать творческие способности.
Культивировать смелость.
Заботиться о здоровье.
Не терять веру в себя.
Мыслить позитивно.
Сочетать материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Важной составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня.
Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:
- культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в новые условия;
- устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
- рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;
- гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия[11]:
- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
- планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
- самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;
- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.
Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.
На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со стороны значимого другого (преподавателя).
На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии.
На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все основные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются автоматически, непринужденно.
Сложившаяся в современном мире социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. И человеку в такой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. И сегодня готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях очень важна для каждого педагога. Как утверждают психологи, активность человека в таких условиях, может быть направлена на лучшее и более полное приспособление к среде за счет своих внутренних ресурсов и собственных резервов (О.С. Советова), где ключевым фактором динамического развития будет выступать личностное развитие.
Прежние устои, где организованное, систематическое самообразование осуществлялось в основном во всевозможных курсах, в кружках, народных университетах и т. п., оказываются недостаточными. Их место все больше и больше заполняет самостоятельная работа каждого человека над различными источниками получения знаний лишь при небольшой консультации специалистов той или иной области науки и практики.
Самообразование учителя базируется на принятии цели самоподготовки, содержания педагогических знаний, обеспечивающих информационную базу, реализации себя как субъекта инновационного процесса, оценке и самооценке достигнутого результата в соответствии с принятой целью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография - Волгоград: Перемена, 2011.
2. Даутова О.Б., Христофоров С.В. // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2013.
3. Дистервег А. Избр. пед. соч. - М.,1956.
4. Ильенков Э, В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. 1964.
5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. – М.: издательский центр «Академия», 2012.
6. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 2011.
7. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 2012.
8. Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. - Л.,2011.
9. Личностное и профессиональное развитие педагога средствами изобразительного творчества Бондарева В. В.// Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2013
10. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях 2013 // PORTALUS.RU
11. Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы/ Пер. с англ. — М.: "Когито-Центр", 2012.
12. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя. - Волгоград, 2011.
13. Словарь педагогического обихода / Под ред. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2013.
14. Становление профессиональной культуры у будущих учителей Каткова Л. В., Смыковская Т. К., Руденко Т. Б.// Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2012.
15. Струценко Л.А. Cамообразование и инновационный поиск учителя: модульный подход к ориентации педагога на инновационную деятельность в развивающейся школе // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2013.
16. Торгунская Н. Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций// Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" / №1.
17. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественных теорий личности. - Ростов н/Д,2011.