Авторская разработка внеурочной деятельности на тему «Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии..
Тема: ««Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии».
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новым понятиям, знаниям: пересекающиеся линии, точка пересечения прямых
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи:
актуализация знаний о разных видах линий (кривая ломаная, прямая, луч, отрезок, пересекающиеся линии);
тренировать в построении пересекающихся линий;
расширение кругозора обучающихся;
развитие памяти, внимание, наблюдательность, речь, логического мышления посредством упражнений;
воспитание усидчивости, аккуратности на уроке.
Формирование УУД.
Личностные: будут сформированы положительные отношения к урокам математики (геометрии).
Познавательные: научаться различать понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок», «луч», «пересекающие линии» и находить на чертеже геометрические фигуры.Коммуникативные: учатся участвовать в диалоге при выполнении заданий.
Регулятивные: научатся аргументировать свои ответы.
Тип урока: «Урок нового знания»
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Ход урока.
Организационные моменты.
Сообщение темы и целей урока.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли тихонько в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.
У нас хорошее настроение
Тихо сели, спинки прямо
Мы легонечко вздохнем,
Урок логики начнем.
Ребята, вы любите путешествовать?
Сегодня на уроке мы будем путешествовать по занимательной стране геометрии.
По пути нам встретится море чисел с заливом цифр, мы пройдемся по дороге прямой и проплывем по реке Кривой, которые приведут нас к горам сумм с ущельем слагаемых.
В путешествии мы узнаем много нового и интересного.
Я верю, что вы будете:
Внимательно и активно работать
Дружными
Пользоваться знаниями, полученными на других уроках.
И вам всем будет радостно и интересно.
А что вы ожидаете от урока?
Актуализация знаний и умений обучающихся.
Итак, в путь…
Приготовьтесь сделать записи в своих журналах путешествия, откройте тетради, пропустите 4 клетки и запишите число.
Мы попадаем в залив фокусов.
Итак, в начале нашего пути нам встретилось первое задание - осуществить проверку домашнего задания в виде 3 фокусов.
Весёлая топология
Представьте себе две поверхности, склеенные из бумажных полосок. Первая – обычное кольцо или, правильнее, цилиндр. А другая – лист Мёбиуса (один из концов полоски предварительно повернут на 180 градусов).
а) Бумажная полоска; b) Склеенный из полоски цилиндр; с) Склеенный из полоски лист МёбиусаФокус 1: Посадим на цилиндр и лист Мёбиуса по божьей коровке. Если коровка побежит по внешней стороне цилиндра, то через какое-то время вернется в исходную точку. А что произойдет с божьей коровкой, бегущей по листу Мёбиуса? Она, конечно, тоже вернется в начальную точку. Но вот удивительный факт. Бежала она, бежала по «внешней» стороне и вдруг, незаметно, на «внутреннюю» перескочила. Маршрут в результате получился в два раза длиннее, чем на цилиндре. Как же так? А дело в том, что у листа Мёбиуса только одна сторона – и внешняя, и внутренняя одновременно.
Дети: «Так не бывает!». Я: «А вы проверьте сами! :)».Фокус 2: Что получится, если цилиндр разрезать по средней линии? – 2 кольца. Вопрос несложный. А что получится, если разрезать лист Мёбиуса? 2 листа Мёбиуса? Хм… Проверим! А вот и нет! Осталась та же склеенная полоска, но уже перекрученная два раза.
Дети: «Вот чудеса!» Я: «Ага!».
Лист Мёбиуса, разрезанный по средней линии
Фокус 3: А что получится, если это странное кольцо разрезать еще раз посередине? Кольцо станет еще длиннее? Два кольца? Интересно-интересно. Проверим! И правда получается два кольца. Но не отдельных, а сцепленных друг с другом.
Дети: «Да это же заячьи уши. Нет, крылья бабочки. Нет, восьмерка!… А можно мы тоже такое сделаем?».
Лист Мёбиуса, дважды разрезанный по средней линии
Повторение материала.
С заданием справились, и на нашем небе появилось яркая звездочка в знак того, что у нас все получилось.
Нам нужно двигаться дальше.
Но вдруг сомкнулись плотным строем деревья, не пускают нас вперед, хотят, чтобы мы выполнили их задания:
Вспомнить песенку гимна геометрии
Вспомнить песенки веселой точки и прямой линии
Замечательно, без ошибок справились с заданием. Деревья расступились и пропустили нас дальше.
А на небе появилась вторая звездочка.
И вот мы попадаем в мир физкультминуток.
Физкультминутка.
Молодцы и с этим заданием справились.
Вот зажигается очередная звезда.
Изучение нового материала.
Дальше сопровождать нас в нашем путешествии будет мальчик, а как его зовут вы должны отгадать, выполнив правильно задание.
Посмотрите на доску.
Как называется эта фигура? (прямая) Можно ли эту фигуру превратить в луч? Как? Покажите. Хорошо.
Можно ли луч превратить в отрезок? Сделает это …
Теперь попробуйте, не пользуясь мелом превратить отрезок АО в два луча
Скажите, что нам помогло сделать эти превращения? (Точка)
Так как же имя этого мальчика – жителя увлекательной страны Математики - Геометрии? Вот он, посмотрите на него.
Как вы думаете, почему именно он нас сегодня встречает? (Мы узнаем, что – то новое о точках)
А что у него в руке? (Звезда)
Итак, идя по дороге прямой вместе с точкой, мы должны выполнить следующее задание.
Перерисуйте. Как называются эти линии?
Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры.)
- Назовите их.
- Что можете о них сказать? (Прямые пересекаются в точке О. Прямые n и k – параллельные.)
- Сколько прямых можно провести через точки Е и F? ( Одну.)
- Найдите на рисунке пересекающиеся прямые, отрезки, лучи.
( Дети дают различные ответы, фиксируется затруднение.)
Назовите точку пересечения прямых, отметьте ее красным карандашом.
Дети отмечают точку, лежащую сразу на двух линиях (самостоятельно).
- Такие точки называются точки пересечения.
Ребята, а как вы думаете, что можно сказать о линиях, у которых есть точки пересечения.
Что они делают?
Пересекаются.
Что нового мы узнали, выполнив это задание?
Мы очень смело, мужественно, дружно прошли это испытание и за это точка дает нам новую звезду.
А сейчас каждый сам начертит два пересекающихся отрезка и отметит красным карандашом точку их пересечения. (Дети выполняют)
Учитель проверяет. Все выполнили верно. Молодцы.
Сейчас нам нужно обязательно отдохнуть, чтобы с силами двигаться дальше.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Поупражняемся в заданиях по нашей теме урока.
Выполним Попробуй сам смоделировать пересечение двух прямых. Используй нитки или Геоконт.
Молодцы, ребята с заданием справились. Очередная звезда на нашем небе.
Рефлексия.
Поздравляю всех!
Наше путешествие по стране Математика закончилось. Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось. Сколько звезд зажглось на нашем пути.
А это значит, что столько новых знаний вы получили (и вспомнили уже имеющиеся).
Чему было посвящено наше путешествие?
Какие открытия вы совершили за время путешествия?
(Ответы детей)
Хорошо, вы многое запомнили.
А за дружную работу на уроке, за внимательность, за демонстрацию своих знаний Точка дарит каждому вот по такой же звездочке и надеется, что вы будете всегда такими умными и активными на уроках.
Домашнее задание
Придумать сказку о путешествии точки в мире линий.