Особенности организации процесса коррекционной поддержки обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 172 г. Казани для слепых и слабовидящих детей.
МОРОЗОВА ЛЮДМИЛА АРКАДЬЕВНА. Учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 172 III, IV видов»
Особенности организации процесса коррекционной поддержки обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 172 г. Казани для слепых и слабовидящих детей.
В современных условиях развития общества система специального образования не может не претерпевать изменений. Новые требования к организации учебного процесса в школах для детей с нарушениями зрения, обусловленные изменяющейся общественной системой, объективно стимулируют поиск новых педагогических технологий, наиболее эффективных и рациональных методов обучения и воспитания.
Рассматривая важные аспекты означенной проблемы, мы опираемся на научные изыскания В.А. Феоктистовой, Л.И.Солнцевой, Л.И.Плаксиной, Литвака А.Г., Денискиной В.З., Ермакова В.П. и Якунина Г.А. и других ученых, посвятивших свою научную деятельность проблемам реабилитации лиц с физическими ограничениями здоровья по зрению. Они утверждают, что социально - экономические преобразования в России, внедрение новых государственных образовательных стандартов, гуманистическая направленность политики государства по отношению к инвалидам детства рамками интеграции в социум и способностью «конкурировать» со зрячими детьми и подростками обуславливает необходимость пересмотра содержания, форм и методов их воспитания, обучения и развития.
Обучение детей с глубокой патологией зрения весьма специфично и требует специально организованного коррекционного обучения.Весь процесс должен быть пронизан практико-ориентированным обучением, носящим характер целенаправленности на приобретение тех знаний, навыков и умений, которые бы служили слепым и слабовидящим учащимся средством социальной компетенции и защиты.
Поэтому исходным положением для коррекционно-педагогического процесса в нашей школе является осознание тифлопедагогами необходимости определения программ индивидуального маршрута развития конкретного ребенка, с учетом личных способностей и возможностей, степени и характера нарушенного зрения, перспектив его сохранения.
Для осуществления коррекционной поддержки воспитанникам школы педагогическим коллективом определены следующие направления педагогической деятельности:
-Изучение нормативных документов руководящих органов образования, направленных на обеспечение получения учащимися с патологией зрения стандарта образования;
-Изучение теоретических вопросов, достижений науки, практического опыта коллег по означенной проблеме;
-Формирование банка данных первичного, вторичного дефектов и сопутствующих заболеваний учащихся школы для организации коррекционно - образовательного процесса обучения;
-Разработка составляющих для организации дифференцированного подхода к учебной деятельности, отбору содержания образовательных программ, видов коррекционно-развивающих упражнений с учетом зрительных возможностей, интересов, склонностей и потребностей детей;
-Анализ оценочной деятельности (ведение мониторинга) и выделение соответствия методов обучения формам организации уроков для полного отражения специфики обучения учащихся.
Для реализации направлений коррекционной деятельности в методическом кабинете школы формируется пакет информативной документации для осуществления коррекционной поддержки воспитанникам школы:
Данные по состоянию здоровья школьников.
Характеристики офтальмологических заболеваний.
Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих учащихся.
4. Инструктивная таблица организации дифференцированного подхода к учебной деятельности с учетом остроты зрения учащихся.
5. Схема коррекционно – педагогической работы при проведении урока.
6. Особенности изготовления наглядного материала и специфика домашнего задания.
7. Коррекционно – педагогические приемы на уроке с учащимися, имеющими патологию по зрению.
8. Виды офтальмологических гимнастик.
Для осуществления поставленных целей в школе сформирована медико-психолого-педагогическая служба, в состав которой входят специалисты: педагог - психолог, врач-окулист, психиатры (в Республиканской ПМПК), логопед, дефектологи-тифлопедагоги, опытные, психологически компетентные учителя, воспитатели, представители администрации школы. Задачей их деятельности является создание условий и обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушенных функций (как первичного дефекта, так и вторичных отклонений) у учащихся школы.
В результате данных мероприятий в системе работы школы определяется главное в направлении реабилитации для каждого ученика, а учителя – предметники приобретают знания по возможным рекомендациям обоснованного выбора индивидуального пути сопровождения, форм и видов коррекционно-обучающих и развивающих программ для каждого учащегося.
В качестве примера можно привести образец памятки для учителя, работающего в школе для слепых и слабовидящих учащихся:
Тифлопедагогическое сопровождение урока в школе III-IV видов.
I. Учитель строго следит за соблюдением общих рекомендаций офтальмолога:
- освещение рабочего места;
- рассаживание детей на занятиях в соответствии с характером патологии;
- осуществление правильного подбора и расстановки мебели;
- использование во время урока корригирующих приспособлений (очки, лупы, линейки, транспортиры и др) ;
- соблюдение режима зрительных и тактильных нагрузок, выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (зрительная нагрузка не более 15 минут);
- правильное изготовление и использование дидактических пособий с учётом остроты и характера зрения, структуры дефекта обучающегося;
- правильная организация работы у доски (размер шрифта написанного на доске, правильный показ демонстрационного материала и т.д.);
- прогнозирование возникновения трудностей у педагогов при объяснении материала по своему предмету.
II. Использует при подготовке и проведении урока знания особенностей видов офтальмологических заболеваний, определяя в связи с этим возможности каждого ученика по видам урочной деятельности.
III. Определяет цель коррекционной работы на уроке, содержание и средства коррекции специальными наглядными пособиями по системе Брайля.
IV. Использует методические приемы:
- контролирует навыки организации рабочего места. Формирует у учащихся умение слушать других;
- развивает ориентировку в макро- и микропространстве (доведение до алгоритма работу с учебником, тетрадью, у доски; поведение во время перемены, в столовой);
- учит осуществлять зрительный (тактильный) контроль учащимися за записью в тетради, отрабатывает навыки комментированного письма, ответа у доски, с места и пр.;
- учит выполнять задания по четкой словесной инструкции учителя, доведение до автоматизации всех элементов действия при работе ученика с пособиями по системе Брайля;
- развивает глазомер, зрительное внимание (учить умению определять различия в величине предметов, геометрических форм, различий по цвету);
- развивает совместную деятельность слухового и кожного анализаторов обучающегося;
- формирует понятия по узнаванию предметов на наглядно-практической основе;
- грамотно использует способы для активизации внимания ученика ( яркость, новизна, структурирование наглядного материала; образность речи учителя, ее эмоциональность, смена интонации, новизна речевых форм; смена видов деятельности, темп урока).
Список использованной литературы.
1. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей.- Учебно-методическое пособие. Москва, ВОС,1990 г.
2. Феоктистова В.А. Концепция перестройки системы подготовки слепых и слабовидящих к жизни в период их школьного образования./Сб.Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. Минск.: Полымя, 1991г./
3. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. /Учебно-методическое пособие. Под ред. Л. И.Солнцевой/ М.; ВОС, 1992.
4. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения.-Верхняя Пышма,1997 г.
5. Л.И.Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения.-М. ГороД,1998 г.
6. В.П.Ермаков, Г.А.Якунин. Основы тифлопедагогики. / Развитие, обучение и вос-питание детей с нарушением зрения/.- Москва, «Просвещение»,2000 г.
7. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. «Логос» ВОМ Москва,2004.
8. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под редакцией Л.И.Солнцевой, Е.Н. Подколзиной, изд.2-е,, «Логос» ВОС, М.: 2005г./
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15