Конспект урока обобщения по литературе в 6 классе Путешествие в страну Литературию

Турнир знатоков литературы
«Путешествие в страну Литературию» (6 класс).
Дидактическая цель: Проверить знания учащихся 6 класса по курсу литературы за пройденный учебный год.
Цели по содержанию урока:
Создать условия для обобщения пройденного учебного материала путем использования различных видов игрового материала.
Формировать умение систематизировать материал, обобщать, делать выводы, правильно и связно выражать свои мысли.
Воспитывать культуру общения, уважение друг к другу, уверенность в себе, развивать у детей любознательность и интерес к предмету.
Форма урока: урок-викторина (турнир знатоков).
Класс делится на несколько команд (можно по рядам), представители команд отвечают по очереди, определяемой жребием. Викторина состоит из разделов.
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Организация игры.
- Дорогие друзья! Мы закончили изучение курса литературы 6 класса и на сегодняшнем уроке проведем турнир знатоков литературы. Нам предстоит проверить себя, что и как мы запомнили. Наверное, мы, внимательно прочитав произведения русских и зарубежных писателей и поэтов, узнали больше, чем раньше. Посмотрим, так ли это?
(Конкурсы 2,3,4,5,6 на листочках, раздаются всем командам).
1 тур.
Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»
Задание: Назовите произведения по их началу и концу, вспомните автора.
Вопросы на 1 тур (команды отвечают поочередно)
1. Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. («Левша», Н.С.Лесков)
2. В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. («Кладовая солнца», М.М.Пришвин)
3. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания. («Неизвестный цветок», А.П.Платонов)
4. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он же утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень! («Бежин луг», И.С.Тургенев).
5. На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. («Толстый и тонкий», А.П.Чехов)
6. В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный. И собрали в городе вече и сказали:
- Вот уже скоро умрем от голода. Сдадимся печенегам – может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрем. («Сказание о Белгородском киселе» из «Повести временных лет», древнерусская литература).
7. Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит
(«Железная дорога», Н.А.Некрасов)
8. Раз у отца, в кабинете,
Саша портрет увидал,
Изображен на портрете
Был молодой генерал.
(«Дедушка», Н.А.Некрасов)
2 тур.
Конкурс «В стране Литературии»
Задание: Соедините имена и фамилии русских и зарубежных писателей
Михаил Юрьевич Лондон
Фазиль Искандер
Михаил Михайлович Брэдбери
Антон Павлович Лесков
Марк Лермонтов
Афанасий Афанасьевич Твен
Джек Фет
Виктор Петрович Некрасов
Николай Алексеевич Пришвин
Рей Дуглас Чехов
Николай Семенович Сетон-Томпсон
Эрнест Астафьев
3 тур.
Конкурс «Литературное лото».
Задание: Вспомните произведения, в которых встречаются эти имена и фамилии
князь Верейский
Санька Левонтьев
Антипыч
Троекуров
Глеб Капустин
Харлампий Диогенович
Геракл
Митраша
Лидия Михайловна
Вася Рубцов
Фортунато
Ассоль
4 тур.
Конкурс «Шерлок Холмс, мсье Пуаро, лейтенант Коломбо и другие».
Задание: По описанию портрета литературного персонажа или характеристики назовите героя, а также произведение, в котором он фигурирует, и автора (по 3 карточки каждой команде).
«Первому старшему изо всех, ., вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, и богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы». (Федя, «Бежин луг», Тургенев).
«Ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия Она не имела подруг и выросла в уединении, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиной, имела прекрасный голос и большие музыкальные способности». (Маша Троекурова, «Дубровский», Пушкин)
Этот герой «только что пообедал на вокзале», и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый, «Толстый и тонкий», А.П.Чехов)
«Она была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни седые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и легли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх». (Настя, «Кладовая солнца», М.М.Пришвин).
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутног чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; и тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне». (Лидия Михайловна, «Уроки французского», В.Г.Распутин).
«Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром, трость и сумка с новеньким никелевым замочком выказывали горожанина». (Эгль, «Алые паруса», А.С.Грин).
5 тур.
Конкурс «Географический».
Задание: вспомните, в каких произведениях события происходят в следующих местах:
Поместье Ненарадово, Жардино
Диканька
Село возле Блудова болота в районе города Переславль-Залесского
Кистеневка
Райцентр, улица Подкаменная
Тула
6 тур.
Конкурс «Магический прямоугольник».
Задание: найти в «магическом прямоугольнике» зашифрованные названия стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Н.Майкова, А.А.Прокофьева, Д.С.Самойлова. Читаться они могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Определите автора каждого стихотворения.
Б
о
р
Т
у
ч
и

С
о
о
д
и
н
о

о
р
У
т
е
с
Л

к
о
е
е
н
О
и

У
в
ы
с
ь
к
с

з
к
ш
к
а
о
т

н
и
у
н
е
л
А

«Утес», «Бородино», «Тучи», «Листок» - Лермонтов
«Узник» Пушкин
«Аленушка» Прокофьев
«Сороковые» Самойлов
«Осень» Майков
7 тур.
Конкурс «Лирические струны» (карточки выдаются обеим командам).
Задание: каждая команда должна продолжить стихотворение, у которого дана только 1 строчка. Назвать стихотворение и автора.
1. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
(«Зимнее утро», Пушкин)
2. Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
(«Утес», Лермонтов)
3. Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
(«Листья», Тютчев)
4. Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
(«Учись у них – у дуба, у березы», Фет)
5. Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
(«Весна, весна! как воздух чист!», Баратынский)
6. Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
(«Пороша», Есенин)
8 тур.
Конкурс «Блиц-турнир», команды отвечают поочередно.
Вопросы для блиц-турнира:
Как греки называли свои сказки? (мифы)
Знаменитый русский баснописец - (Крылов)
Название имения Троекурова - (Покровское)
Какой псевдоним взял себе Дубровский? (Дефорж)
На сколько лет Настя старше Митраши? (на 2 года)
Как называется болото, где заблудились дети? (Блудово)
Назовите прозаические жанры (повесть, роман, рассказ)
Кто подковал блоху? (Левша)
Город, в котором родился Пушкин? (Москва)
Как называется образное определение? (эпитет)
Кто автор стихотворения «полей»? (Николай Рубцов)
Как называется рассказ Рея Брэдбери, в котором события происходят на Марсе? («Зеленое утро»)
Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (поэма Гомера, Гесиода)
Название имения Дубровского - (Кистеневка)
Как называли Настю в «Кладовой солнца»? (золотая курочка на высоких ножках)
Кто из чиновников помогал Троекурову в тяжбе за имение Дубровского? (Корнет)
Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (бабушка Елизавета Арсеньевна)
Кому посвятил свой рассказ «Уроки французского» В.Г.Распутин? (учительнице, матери трагически погибшего писателя и драматурга Александра Вампилова)
Закончите название произведения Д.Никитина «Мой первый друг, мой друг» (бесценный)
Как звали собаку Насти и Митраши? (Травка)
Кому кузнец Вакула достал черевички? (Оксане – своей возлюбленной)
Назовите автора стихотворения «Тучи» (Лермонтов)
9. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
- Итак, закончился наш сегодняшний турнир, и, хотя он обнаружил и победителей, и проигравших, можно смело сказать, что литературу в 6 классе мы с вами усвоили очень хорошо.

Заголовок 215