Рекомендации родителям для работы над грамматическим строем речи


Уважаемые родители!
Вы заметили, что ваш ребёнок произносит некоторые звуки неправильно? На неправильное звукопроизношение всегда обращают внимание, но помимо этого многие речевые проблемы связаны с грамматическим строем речи. А что же такое грамматический строй речи? Это строение слова и предложения, присущее данному языку. Приведу некоторые примеры: «У меня много мячов» - «У меня много мячей», «Папа мне пукил две машинках» - «Папа мне купил две машинки», «У меня красная платья» - «У меня красное платье», «Я взял хлеб от стола» - « Я взял хлеб со стола» и т.п.
Если это нестойкие ошибки, то вы можете сами помочь своему ребёнку. Совсем необязательно для этого усаживать его за стол, с ним можно просто поиграть.
В качестве наглядного материала вы можете использовать окружающие вас предметы, а учитывая занятость современных родителей, играть вы можете в различных местах: на улице, идя из детского сада или магазина, во время прогулки на детской площадке, на кухне, когда готовите и т.д.
Хочу предложить вам некоторые игры.
«Назови ласково»
Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
А) Это дом. Он большой. А как назвать маленький? (Домик.)
Аналогично можно называть любые предметы.
Б) На дереве сидит белка, а на деревце …(белочка.)
Под кустом заяц, а под кустиком …(зайчик).

«Один - много»
Цель: образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах.Вы купили в магазине яблоки.
- Посмотри какое вкусное и красивое яблоко. Что у меня? (Яблоки). Чего у меня много? (Яблок).
Аналогично проговариваем любые существительные.
«Жадина»
Цель: согласование местоимений мой, моя, моё, мои с существительными.
- Назови предметы, которые ты видишь своими.
(Мой мяч, моя кукла, моё платье, мои игрушки….)
«Весёлый счёт»
Цель: согласование числительных с существительными.
Одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.
Если ребёнок, не умеет считать, то числительные может называть взрослый.
«Из чего – какой?»
Цель: образование относительных прилагательных от существительных.
Сок из яблок какой? – Яблочный.
Скамейка из дерева какая? – Деревянная.
Дом из кирпича какой? – Кирпичный.
Если кошка живёт дома, она какая? – Домашняя.
Листочек с берёзы какой? – Берёзовый. И т.д.
«Назови чей»
Цель: образование качественных прилагательных.
У лисы есть хвост. Это чей хвост? – Лисий
А голова? – Лисья.
А лапы? – Лисьи.
У мамы есть красивой платье. Это чьё платье? – Мамино.
У папы рубашка. Это чья рубашка? – Папина. И т.д.
«Кто что делает?»
А) Цель: образование глаголов от существительных.
Учитель что делает? – Учит.
Строитель – строит
Продавец – продает.
Покупатель – покупает и т.д.
Б) Цель: образование существительных от глаголов.
Кто учит? – Учитель.
Кто лечит? – Врач.
Кто летает? – Лётчик.
Кто поёт? – Певец. И т.д.
«Куда спрятались игрушки?»
Цель: употребление в речи предлогов.
- Куда спряталась кукла? – За стул, под стул, на шкаф….
- А достанем мы её откуда? – Из-за стула, из-под стула, со шкафа…
9. «Выполни задание»
Цель: понимание значения предлогов.
Спрячь игрушку в шкаф, за шкаф, на полку….