Консультация для учителей Системный подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников


Системный подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников
На чем основывается моральное поведение учащихся? Какие мотивы стоят в основе руководства в той или иной ситуации? Как побудить их думать о правильном проявлении действительности?
Такие вопросы возникают у каждого учителя. Ведь нужно научить детей вести себя обоснованно и осознанно. Поэтому и нужно проводить работу, которая позволяет сформировать мотивы и развивать их дальше.
В процессе обучения учитель использует различные методы и способы, однако основным инструментом являются самые простые жизненные задания, которые сможет решить ребенок. С их помощью можно направить и организовать деятельность ребенка. Однако эффективными они будут только в том случае, когда учащиеся примут их внутренне. Поэтому задание подбирается с определенным смыслом.
Чтобы прививать детям важные нормы поведения в жизненных ситуациях, используют традиционные методы. Сейчас они будут эффективными, если применять усиленный внешний контроль.
Если у детей уже сформированы первые навыки нравственных понятий, то ребенок контролирует свои действия изнутри. Когда он видит, что правила нарушаются, у ребенка возникает эмоциональный дискомфорт.
Воспитывать личность нужно с педагогическим смыслом, используя в работе духовно-нравственное направление, чтобы появилась возможность помочь школьнику продвинуться от владения и понимания элементарных вещей к следующему более высокому уровню. На нем ученик сможет самостоятельно принимать решение и делать нравственный выбор.
Методы, с помощью которых можно проводить воздействие, делят на два вида.
1. С помощью первого вида можно мотивировать, формировать представления.
2. С помощью других создаются привычки, которые впоследствии и определят тип поведения.
По классификации Г.И. Щукиной методы могут быть::влияющие на сознание, чувства и волю. С их помощью можно формировать нравственные взгляды и убеждения, а значит, и сознание личности;
которые дают возможность сформировать опыт того, как ведут себя в обществе;
с помощью которых можно стимулировать поведение и деятельность.
Учитель ставит перед собой важную задачу - формировать смыслообразующие мотивы. Тяжело воспитать духовно-нравственную личность, выработать у нее качество, если нет полного понимания значения этого процесса.
Реальные условия педагогического процесса, при котором появляется возможность использовать максимально возможные методы, это гармонично организованная их система.