Рабочая программа по внеурочной деятельности Королевский гамбит
«Утверждаю»
к использованию
в образовательном учреждении
Директор ГБОУ СОШ №16
____________ И.В.Русских
«___»_____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
спортивно-оздоровительного направления
«Королевский гамбит»
на 2013 – 2014 учебный год
Составил: учитель технологии
Рябова Светлана Евгеньевна
г.о.Жигулевск
2013 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Белая ладья» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.программы И.Г. Сухина» Шахматы в школе»: для начальных классов общеобразовательных учреждений.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Современная школа динамична, она предъявляет к ученику массу серьезных требований: ответственно относиться к школе, выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами, организованно вести себя на уроке. Маленькому человеку необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи, для чего необходимо развитие отвлеченного, логического мышления.
В решении многих из перечисленных вопросов в состоянии помочь введение занятий игры в шахматы. Ведь игровая деятельность детей сильно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у ребят развиваются произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, способствует развитию у детей ориентированию на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, а также развивает усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость и изобретательность.
Для реализации этих целей и разработана эта программа
Цель программы
Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся через занятия игрой в шахматы.
Задачи программы
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно, помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Основным средством обучения шахматам на начальном этапе являются опорные схемы, таблицы, макеты. Они позволяют развивать теоретическую основу шахмат, интегрировать их с другими предметами начального цикла, активно развивать внимание, память, воображение ребенка.
Стержневым аспектом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, развивающих логическое, тактическое и стратегическое мышление учащихся. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, волевое управление поведением.
И направлена на
формирование коммуникативных умений;
развитие творческих способностей;
содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусства;
сохранение и охрану здоровья детей.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
проведение дидактических игр и заданий;
использование оригинальных учебников и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре
изготовление шахматных игрушек и игр, сделанные своими руками
проведение итогового занятия в конце учебного года.
Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности.
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Межпредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие.
Уметь ориентироваться на шахматной доске.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
К концу первого года обучения дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Учебный курс «Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения».
В отличие от материалов первого года обучения, 90 % которых представляют собой авторские наработки, тематика второго курса более традиционна.
Среди заслуживающих внимания авторских инноваций можно выделить:
занимательное объяснение шахматной нотации;
использование на занятиях шахматных легенд;
культивирование игры на фрагментах (3Ч3, 4Ч4 и др.) шахматной доски;
применение диафильмов в учебном процессе;
разработка оригинальных дидактических игр и заданий;
преимущественное использование на занятиях позиций с минимальным количеством шахматных фигур;
инсценирование на уроках дидактических шахматных сказок.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
К концу второго года обучения дети должны знать:
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучени я дети должны уметь:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
«Шахматы, третий год».
Среди наиболее ценных авторских инноваций третьего года можно выделить:
доступное для третьеклассников объяснение игры в дебюте, подкрепленное нестандартными дидактическими заданиями;
приведение большого количества трехходовых партий;
необходимое внимание к методам защиты от детского мата;
разработка оригинальных дидактических заданий;
объяснение на уроках только тех эндшпильных позиций, которые доступны ученикам третьего класса.
Программой предусматривается 33 учебных занятия, одно занятие в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие учащихся материал.
Дети приобретают умение создавать и реализовывать матовые угрозы при небольшом материальном или позиционном перевесе. И только после этого дети практикуются в нахождении матовых шахматных комбинаций, когда к выигрышу ведет красивый тактический удар (жертвуется одна из фигур).
Учебный курс включает три большие темы: «Основы дебюта», «Основы миттельшпиля», «Основы эндшпиля».
К концу третьего года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.
На занятиях четвертого года обучения «Шахматы, четвертый год» используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса «Анализ и оценка позиции», «Шахматные комбинации», «План в шахматах».
Обучающиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
правила игры в миттельшпиле;
основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
пользоваться шахматными часами.
Календарно-тематическое планирование программного материала.
1 год обучения (1 класс)
Тема занятия
Кол-во часов
Форма проведения
УУД
I. Шахматная доска. 4 ч.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.
1.
Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму.
Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки».
Познавательные:
получение необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Личностные:
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентации «я» на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
2.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали.
Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».
Линии на шахматной доске. Диагонали
3.
. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.
Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135).
Дидактические задания и игры «Диагональ».
Центр шахматной доски.
4.
Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.
II. Шахматные фигуры. 2 ч.
Шахматные фигуры.
1.(5.)
Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».
Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Сравнительная сила фигур.
2.(6.)
Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».
III. Начальная расстановка фигур. 1 ч.
Начальная позиция.
1.(7.)
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч».
Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному
IV. Ходы и взятие фигур. 17 ч.
Ладья.
2.(8.)
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Познавательные:
получение необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Личностные:
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Коммуникативные:
ориентации «я» на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные:
Умение
осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться работать по предложенному тренером плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Ладья.
3.(9.)
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями).
Слон.
4.(10.)
Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Слон.
5.(11.)
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
Ладья против слона.
6.(12.)
Термин «стоять под боем».
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Ферзь.
7.(13.)
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».
Ферзь.
8.(14.)
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
Ферзь против ладьи и слона.
9.(15.)
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».
Конь.
10.(16.)
Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Конь
11.(17.)
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
Конь против ферзя, ладьи, слона.
12.(18.)
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».
Пешка.
13.(19.)
Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
Пешка.
14.(20.)
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
15.(21.)
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.
Король.
16.(22.)
Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).
Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга»
Король против других фигур.
17.(23.)
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».
V. Цель шахматной партии. 6 ч.
Шах.
1.(24.)
Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).
Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному плану
Шах.
2.(25.)
Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.
Мат.
3.(26.)
Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
Мат.
4.(27.)
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.
Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
Ничья. Пат.
5.(28.)
Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.
Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.
Рокировка.
6.(29.)
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».
VI. Игра всеми фигурами из начального положения. 3 ч.
Шахматная партия.
1.(30.)
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).
Дидактическая игра «Два хода».
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному плану
Шахматная партия.
2.(31.)
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия.
3.(32.)
Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
VII. Обобщение. 1 ч.
Повторение материала.
1.(33.)
Повторение основных вопросов курса.
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному
2 год обучения (2 класс)
Тема занятия
Кол-во часов
Форма проведения
УУД
I. Краткая история шахмат. 5 ч.
Повторение пройденного материала.
1.
Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.
Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Повторение пройденного материала.
2.
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».
Игровая практика.
Краткая история шахмат.
3.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.
Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира».
Игровая практика.
4.
Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий.
5.
Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской.
II. Шахматная нотация. 7 ч.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
1.(6.)
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8».
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.
2.(7.)
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
Шахматная нотация.
3.(8.)
Игровая практика (фрагмента шахматной партии).
Шахматная нотация.
4.(9.)
Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
Шахматная нотация.
5.(10.)
Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
Шахматная нотация.
6.(11.)
Игровая практика (с записью шахматной партии).
Шахматная нотация.
7.(12.)
Игровая практика (с записью шахматной партии).
III. Ценность шахматных фигур. 7 ч.
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.
1.(13.)
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.
Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны».
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).
Игровая практика.
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
2.(14.)
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня).
Игровая практика.
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
3.(15.)
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона).
Игровая практика.
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
4.(16.)
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи).
Игровая практика.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
5 (17.)
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки).
Способы защиты.
Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры).
Игровая практика.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
6.(18.)
Защита.
Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака).
Игровая практика.
Способы защиты. Игровая практика.
7.(19.)
Решение заданий.
Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака).
Практическая игра.
IV. Техника матования одинокого короля . 5 ч.
Техника матования одинокого короля.
1.(20.)
Две ладьи против короля, «линейный» мат.
Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».
Игровая практика.
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общении
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу
Техника матования одинокого короля.
2.(21.)
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».
Игровая практика.
Техника матования одинокого короля.
3.(22.)
Ферзь и король против короля.
Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».
Игровая практика.
Техника матования одинокого короля.
4.(23.)
Ладья и король против короля.
Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».
Игровая практика.
Техника матования одинокого короля.
5.(24.)
Решение заданий.
V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
1.(25.)
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода».
Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
2.(26.)
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.
3.(27.)
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий.
Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
4.(28.)
Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
Достижение мата без жертвы материала.
5.(29.)
Решение заданий на мат в два хода.
Защита от мата
Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
VI. Обобщение. 5 ч.
Повторение материала.
1.(30.)
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
Повторение материала.
2 – 3.
(31–32)
Игра в турнире. Турнирные партии.
Повторение материала.
4.(33.)
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Повторение материала.
5.(34.)
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
3-й год обучения (3 класс)
Тема занятия
Кол-во часов
Форма проведения
УУД
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч.
Повторение пройденного материала.
1.
Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.
Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Повторение пройденного материала.
2.
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.
Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
Повторение пройденного материала.
3.
Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».
Игровая практика.
Повторение пройденного материала.
4.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля.
Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала).
Три стадии шахматной партии.
5.
Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.
II. Основы дебюта. 13 ч.
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии.
1.(6.)
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.
Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии).
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с тренером и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
2.(7.)
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя».
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.
3.(8.)
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.
Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».
Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.
4.(9.)
Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.
Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата».
Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка»
5.(10.)
«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек».
Дидактические задания «Поставь мат в один ход «повторюшке», «Выиграй фигуру у «повторюшки».
Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.
6.(11.)
Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.
Дидактическое задание «Выведи фигуру».
Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.
7.(12.)
Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).
Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?».
Основы дебюта. Борьба за центр.
8.(13.)
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.
Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру»
Принципы игры в дебюте. Рокировка. Правила рокировки.
9.(14.)
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.
Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход нерокированному королю», «Поставь мат в два хода нерокированному королю», «Не получат ли белые мат, если рокируют?».
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение.
10.(15.)
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки?
Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки».
Основы дебюта. Связка в дебюте.
11.(16.)
Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное развязывание», «Сдвой противнику пешки».
Основы дебюта. Классификация дебютов.
12.(17.)
Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
Как изучать дебюты.
13.(18.)
Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в разыгрывании дебюта.
III. Основы миттельшпиля. 5 ч.
Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
1.(19.)
Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле.
2.(20.)
Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Основы миттельшпиля. Двойной удар.
3.(21.)
Тактические приемы. Двойной удар.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.
4.(22.)
Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Основы миттельшпиля.
5.(23.)
Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.
IV. Основы эндшпиля. 9 ч.
Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).
1.(24.)
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).
Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Определять и формулировать цель деятельности с помощью тренера.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному тренером плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с тренером и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).
2.(25.)
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).
Дидактические задания «Выигрыш фигуры», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».
Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).
3.(26.)
Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».
4.(27.)
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».
Дидактическое задание «Квадрат».
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.
5.(28.)
Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».
Основы эндшпиля.
6.(29.)
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.
Дидактические задания «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».
Основы эндшпиля.
7.(30.)
Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля.
Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».
Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения.
8.(31.)
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.
Дидактические задания «Куда отступить королем?», «Путь к ничьей».
Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
9.(32.)
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
V. Обобщение. 2 ч.
Повторение программного материала.
1.(33.)
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Повторение программного материала.
2.(34.)
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
4-й год обучения (4 класс)
Тема занятия
Кол-во часов
Форма проведения
УУД
I. Шахматная партия. 3 ч.
Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии.
1.
О трех стадиях шахматной партии..
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Виды преимущества в шахматах.
2.
Материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени.
Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
3.
Шахматные часы. Правила FIDE о шахматных часах. Правила пользования шахматными часами. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.
Правила игры в миттельшпиле.
1.(4.)
Четыре правила В.Стейница.
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу
Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции.
2.(5.)
Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач
3.(6.)
Практическое занятие.
Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!».
Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.
4.(7.)
Практическое занятие.
Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!».
III. Шахматная комбинация. 24 ч.
Понятие о шахматной комбинации.
1.(8.)
Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.
Познавательные:
получение и отбор необходимой информации;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
определение основной и второстепенной информации
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и тренера, как поступить.
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Учиться совместно с учителеми другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Пути поиска комбинации.
2.(9.)
Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив – средства – тема», путь нахождения комбинации «мотив – тема – средства».
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.
3.(10.)
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.
4.(11.)
Матовые комбинации. Тема завлечения.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.
5.(12.)
Матовые комбинации. Тема блокировки.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.
6.(13.)
Матовые комбинации. Тема связки.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.
7.(14.)
Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.
8.(15.)
Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.
9.(16.)
Матовые комбинации. Тема перекрытия.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.
10.(17.)
Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи».
11.(18.)
Матовые комбинации. Тема «рентгена».
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
12.(19.)
Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.
13.(20.)
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.
14.(21.)
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.
Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.
15.(22.)
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.
Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.
16.(23.)
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.
17.(24.)
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.
18.(25.)
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.
19.(26.)
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.
Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.
20.(27.)
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.
21.(28.)
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.
Дидактическое задание «Сделай ничью».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.
22.(29.)
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.
Дидактическое задание «Сделай ничью».
Игровая практика.
Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.
23.(30.)
Типичные комбинации в дебюте.
Дидактическое задание «Проведи комбинацию».
Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).
24.(31.)
Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).
Дидактическое задание «Проведи комбинацию».
Игровая практика.
IV. Обобщение. 3 ч.
Повторение материала.
1.(32.)
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Личностные:
развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
формирование мотивации к учению;
нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения
Регулятивные:
прогнозирование результата и уровня усвоения материала,
умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу
Повторение материала.
2.(33.)
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Повторение материала.
3.(34.)
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Распределение программного материала 1 год обучения (занятия 1–33)
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
II. Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Дидактические игры и игровые задания.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
III. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
IV. Ходы и взятие фигур. (основная тема учебного курса)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические игры и игровые задания.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.
«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
Распределение программного материала 2 год обучения (занятия 1–33)
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.)
«Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.
«Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).
«Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску).
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше.
«Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
Дидактические игры и игровые задания.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
Распределение программного материала 3 год обучения (занятия 1–33)
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии.
II. Основы дебюта.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».
Борьба за центр.
Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
Классификация дебютов.
Дидактические задания.
«Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
«Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
«Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
«Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
«Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
«Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
«Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
«Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
«Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
«Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
«Сдвой противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.
III. Основы миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
Дидактические задания.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
IV. Основы эндшпиля.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания.
«Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.
«Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода.
«Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
«Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
«Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи.
«Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение.
«Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
«Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.
Распределение программного материала 4год обучения (занятия 1–33)
I. Шахматная партия.
О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
Дидактические игры и игровые задания.
«Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
«Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
III. Шахматная комбинация.
Пути поиска комбинации.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Матовые комбинации на мат в три хода.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др..
Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
Методическое обеспечение программы
В основу педагогического процесса заложены следующие типы занятий организации учебной деятельности:
словесные (рассказ, беседа, познавательные игры, учебные дискуссии и др.)
наглядные (демонстрация видеоуроков, шахматных фигур, компьютерных презентаций);
исследовательские (решение шахматных задач, задач на логику).
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 класса:
Программа
Книги о шахматах
Энциклопедии
Методическое пособие для учителя
Электронные образовательные ресурсы
Шахматгая школа для начинающих
Динозавры учат шахматам
Шахматная планета
Наглядные пособия
Коробки с деревянными шахматами
Коробки с магнитными шахматами
Плакаты:
Различные позиции в шахматах
Игры и игрушки
Игры настольно-печатные
Игры, сделанные своими руками
Технические средства
Компьютеры
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Список литературы
Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких»-М.-Астрель.АСТ.Полиграфиздат. 2011г.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Е.Я. Гик «Беседы о шахматах» - М. «Просвещение» 1985г.
В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» - М. «Просвещение» 1991г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шахматы – школе / Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
15