Организация педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида. 
                                                                                                  МБОУ «СШ №5 для  обучающихся, воспитанников 
                                                            с  ОВЗ    VIII  вида» Щёлковского муниципального 
                                                            района Московской области
                                                учитель социально- бытовой  ориентировки
                                                       Иванова-Гайдащук Елена Владимировна 
Организация   педагогической помощи учащимся 
с ограниченными возможностями  здоровья в условиях   специальной коррекционной школы VIII вида.
 В последнее время   в России наблюдается  существенное изменение    общества к  лицам с ограниченными возможностями здоровья.   Последние изменения в образовательной политике государства  отображают понимание   того, что для каждого ребёнка с ОВЗ  необходимо создавать условия для развития, учитывающие его индивидуальные возможности и образовательные потребности, несмотря на   имеющиеся нарушения в психофизическом развитии.
     Процесс социальной интеграции  детей с ОВЗ обеспечивается не только созданием  технических условий для беспрепятственного  доступа в ОУ, но и выстраиванием качественно нового  образовательного процесса, включающего специальные виды помощи:
подбор образовательной программы;
 определение индивидуального образовательного маршрута;
 разработка и внедрение новых моделей обучения  и воспитания   детей с особыми образовательными потребностями.
Организация помощи учащихся с ОВЗ со стороны педагогов. 
     Как показывает практика, большинство учащихся с ОВЗ,  особенно учащиеся с интеллектуальным недоразвитием нуждаются в изменении способов подачи информации или изменении учебного плана с целью более успешного освоения    образовательной программы.  Некоторые апробированные    методики     помогают  реализовывать задачи обучения лиц с ОВЗ. 
       Учебники и пособия могут быть использованы в следующем порядке:
 обеспечение аудиоучебниками для одновременного  чтения и слушания текста;
 использование маркеров для выделения важной информации;
использование предложенией с пропущенными словами;
обеспечение 2-мя комплектами учебников для школьных и домашних заданий;
 указание номеров страниц с правильными ответами;
  Учебная программа может включать:
 сокращённые задания, направленные на усвоение  основных понятий;
 альтернативные замещение письменных заданий ( лепка, рисунок,  коллаж);
 четкое, с повторами, разъяснение заданий;
акцентирование внимания  на задании;
 предоставление альтернативы объёмным заданиям( написать несколько небольших сообщений, предоставить устное сообщение по теме);
Работа в классе  может включать:
наличие индивидуальных правил для учащихся;
организацию классного пространства;
отсутствие в классе отвлекающих предметов (мобильных телефонов);
 наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг и т.д.);
Особенности обучения и выполнения заданий:
 использование указаний в устной и письменной форме, поэтапное разъяснение задания;
 последовательное выполнение задания;
повторение инструкций УК заданию;
демонстрация выполненного задания;
близость к учащимся во время объяснения.
Перемена видов деятельности:
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
предоставление дополнительного времен  для сдачи домашнего задания;
Письменные задания:
использование специальных листов с минимальным заполнением;
использование упражнений с пропущенными словами или понятиями;
дополнение печатных материалов видеоматериалами;
Оценка знаний:
 использование индивидуальной шкалы оценки в соответствии  
  с успехами и затраченными усилиями;
 ежедневная оценка знаний;
 акцентирование внимания на хороших оценках достижениях;
 разрешение переделать задание. Если не справился;
 оценка переделанных заданий.
Тесты:
 устное  объяснение;
 обучение работе с тестовыми заданиями;
обеспечение справочным материалом;
дополнительное время для выполнения;
разрешение устных ответов;
разрешение выполнить тест дома;
подсказка первой буквы ответа;
размещение малого количества заданий ( от 4 до 6  на странице);
Особенности  организации урока:
 ознакомление с этапами урока;
 распределения по парам для выполнения задания;
 обозначение правил, которым уч-ся обязан следовать;
 использование невербальных правил (жестов, плакатов);
 поощрение учащихся, хорошо выполняющих правила;
 сведение к минимум наказаний за невыполнение правил, акцент на позитивном,  а не негативном;
использование   кодового слова, которое даст учащемуся понять. Что его поведение  недопустимо  в данный момент;
 игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
 знание об изменениях в поведении, указывающих на его переутомление.
Применение  вышеперечисленных  структурных позиций    в организации учебного процесса   для учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью)  позволяет оптимизировать процесс обучения  данных учащихся, повысить  их  мотивацию   данной категории учащихся.  
Использованная литература: 
«Справочник классного руководителя» / журнал №8/ август,
 2012 г., / ЗАО  «МЦЭР».
2. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»- № 6,  2011 год/ научно- методический и практический  журнал.
15