Урок по информатике Программирование как этап решения задачи на компьютере
Урок 3. Программирование как этап решения задачи накомпьютере
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление об основных этапах решения задачина компьютере;
метапредметные– умение самостоятельно планировать путидостижения целей; умение соотносить свои действия спланируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельности, определять способы действий в рамкахпредложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией; умение оцениватьправильность выполнения учебной задачи; владение основамисамоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое дляпрофессиональной деятельности в современном обществе;представление о программировании как сфере возможнойпрофессиональной деятельности.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийныйпроектор, экран;
ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
презентация «Программирование как этап решения задачи накомпьютере» из электронного приложения к учебнику.
Особенности изложения содержания темы урока
Новый материал излагается в сопровождении презентации«Программирование как этап решения задачи на компьютере » изэлектронного приложения к учебнику.
Этапы решения задач на компьютере
Задача о пути торможения автомобиля
Водитель автомобиля, движущегося с некоторой постоянной скоростью, увидев красный свет светофора, нажал на тормоз. После этого скорость автомобиля стала уменьшаться каждую секунду на 5 метров. Требуется найти расстояние, которое автомобиль пройдёт до полной остановки.
Первый этап
Дано:
v0x - начальная скорость;
vx - конечная скорость (равна нулю);
ax - ускорение (равно -5 м/с)
Требуется найти: - расстояние, которое пройдёт автомобиль до полной остановки.
Второй этап
В данной ситуации мы имеем дело с прямолинейным равноускоренным движением тела. Формула для перемещения при этом имеет вид:
Упростим эту формулу с учётом того, что конечная скорость равна нулю:
Третий этап
Представим алгоритм решения задачи в виде блок-схемы:
Четвёртый этап
Запишем данный алгоритм на языке программирования Паскаль:
program n_2;
var v0, s: real;
beginwriteln('Вычисление длины пути торможения автомобиля');
write('Введите начальную скорость (м/с)> ');
readln (v0);
s:=v0*v0/10;
writeln ('До полной остановки автомобиль пройдет', s:8:4,' м.')
end.
Пятый этап
Протестировать составленную программу можно, используя ту информацию, что при скорости 72 км/ч с начала торможения до полной остановки автомобиль проходит 40 метров.
Выполнив программу несколько раз при различных исходных данных, можно сделать вывод: чем больше начальная скорость автомобиля, тем большее расстояние он пройдет с начала торможения до полной остановки.
Далее рассматривается несколько задач из учебника. Рассмотрение каждой задачи завершается выполнениемсоответствующей программы на компьютере. Можно организоватьвыполнение заданий по группам: каждая группа получает свою задачу и вконце урока представляет свой результат.
Задача 11
Домашнее задание. §4.3; вопросы и задания 1–12 к параграфу. Письменно в тетради составить программу к задаче 12.
Решение№11
var cena, zp:real;
beginwrite('Цена одной газеты: ');
readln(cena); //вводим цену
zp:=cena*50; //вычисляем прибыль с первых 50 газет
cena:=cena+(cena/100*20); //прибавляем к цене 20%
zp:=zp+(cena*150); //прибыль с оставшихся 150 газет
writeln('Заработок за 200 газет = ', zp:8:2); //выводим результат
end.
Решение№16
Разработайте программу, которая вычислит сумму денег, полученную от продажи билетов на этот рейс, если известно, что остались не распроданными а билетов бизнес-класса и b билетов эконом класса.
Этапы решения
Описание
1 этап постановка задачи Дано:
(40 – а) – количество проданных авиабилетов бизнес класса по цене x рублей за билет;
(120 – b) – количество проданных авиабилетов эконом. класса по цене x/2 рублей за билет.
Требуется найти s – общую сумму, полученную компанией от продажи билетов за рейс.
2 этап формализация Для нахождения s можно вычислить значение следующего
выражения: (40 – а)*x+(120 – b)*x/2. Здесь a и b – целые величины, s –величина вещественного типа.
3 этап алгоритм
4 этап программа 4-й этап.
program n_12;
var a, b: integer; s, x: real;
beginwriteln ('Подсчѐт суммы от продажи билетов');
writeln ('Количество непроданных билетов бизнес класса a');
readln (a);
writeln ('Количество непроданных билетов бизнес класса b');
readln (b);
writeln ('Стоимость билетов бизнес класса x');
readln (x);
s:=(40-a)*x+(120-b)*x/2;
writeln ('Билетов продано на ', s, ' руб.')
end.
5 этап тестирование Протестировать программу можно по следующим данным:
a=39, b=119, x=2000, s = 230.