Статья по теме: Как научить ребёнка писать красиво. (1 класс)


КАК НАУЧИТЬ ПИСАТЬ КРАСИВО
Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, и вот наши первоклассники старательно выводят в прописях буквы, слоги, слова…
К сожалению, старательность ученика, не всегда является залогом успеха. Часто учителя начальных классов говорят о небрежном, неразборчивом письме своих учеников. Плохо написанная буква вызывает отрицательные эмоции у детей, и это беспокоит не только учителей, но и родителей. Беспокойство взрослых оправданно. Ведь только понятное и разборчивое письмо легко читается другими. Таким образом, неразборчивость почерка становится существенной преградой на пути полноценного использования письма в качестве средства общения. Урок за уроком, и у ребенка формируется низкая самооценка, что не может способствовать повышению мотивации на уроках письма.
Анализ каллиграфических ошибок говорит о том, что письмо становится нечетким и некрасивым, если нарушается правильное написание конфигураций букв, если различна величина одних и тех же элементов, если неравномерны интервалы между буквами в словах, если нарушены пропорции между элементами в буквах и т. д.
Как помочь ученику исправить в своем письме каллиграфические ошибки? Прежде всего, их надо обнаружить. В последнее время наибольшее количество ошибок приходится на наклон, расстояние между буквами в слове, высоту элементов букв. Эти ошибки чаще всего вызваны неумением соблюдать гигиенические правила письма.
Так, отсутствие одинакового размера букв наблюдается у детей, которые неправильно держат ручку (пальцы очень близко приближаются или слишком далеко удаляются от стержня или ребёнок держит ручку между пальцами щепотью); разный наклон у детей с неустойчивой посадкой и т. д.
Прежде чем начнём писать, обязательно проверим правильность посадки, наклон тетради, как держим ручку, расстояние от тетради до глаз. Во время письма, детям просто необходим отдых! Пальчиковая гимнастика или физминутка являются обязательным условием. Как известно, лучший отдых – это смена деятельности.
1.Соблюдение наклона. Правильным считается наклон вправо (кроме письменных работ детей, которые пишут левой рукой), ошибкой — разный наклон и прямой.
Для отработки нужного наклона, одинакового расстояния между буквами в слове помогут упражнения:
318706510858533909022860
Переход от одной строки к другой происходит только тогда, когда навык будет автоматизирован и ребенок сможет легко повторить строчку упражнения.
При работе над наклоном и расстоянием между буквами в словах помогут и различные модульные сетки:

Их необходимо расчертить чёрными чернилами по линейке на плотной бумаге. При письме, лист с сеткой подкладываем под тетрадный лист. При такой работе значительно снижается скорость письма, поэтому ребёнка не следует торопить.
6819892330452. Разная высота надстрочных
3263264159196
и разную длину подстрочных элементов.
Для работы над одинаковой высотой надстрочных элементов рекомендуем следующие упражнения:
2977515-18669014605-358140

3. Для отработки графического образа буквы полезно письмо в строчках разной высоты. Подробно разбирается образец крупной буквы, запоминаем направление движения, проговариваем элементы, прописываем букву в воздухе и пробуем писать крупную букву в тетради. Затем, в следующей строчке, дается буква меньшего размера, требующая меньших усилий и внимания (у детей возникают положительные эмоции от выполнения более легкого задания, желание хорошо работать), в третьей строке буква мельче, чуть ниже половины высоты строки. Это задание детям нравится еще больше, положительные эмоции, желание работать подкрепляются.
7239080010
38989008752205
3518535885888535185358858885
4. Скоординированная работа глаза и руки (куда глаз смотрит, туда и рука линию ведет).
Упражнения для выработки координации глаза и руки.
«Чем отличаются?».

Эти упражнения развивают мышление, учат детей сравнивать, анализировать, находить сходство и различие сначала на предлагаемых таблицах, а потом и в своих работах.
2. «Единички».

Сначала упражняются глаза, затем — рука. Под диктовку учителя работает взгляд и рука: «Смотрим на первую точку (1), ставим на нее руку, глаза вверх (2), рука вверх, глаза вниз (3), рука вниз».
После этого можно повторять движение глаз и руки под проговаривание детей (громкое, шепотом и переход на мысленное проговаривание — диктовку).
У учащихся формируется самоконтроль, развивается внимание, отрабатывается уверенность и твердость руки, штриха, единый темп письма.
3. «Прыжки по одной высоте».
В начале строки дается образец написания буквы, подготовленной учителем:

— Поставьте ручку на начало буквы. Посмотрите вправо и сделайте «прыжок» на такую же высоту рядом, это — начало следующей буквы, напишите ее. Поставьте ручку на начало только что написанной буквы, сделайте «прыжок» вправо на такую же высоту и т. д.
4. «Сфотографируй ширину».

Что можно сказать о расстояниях между элементами-наклонами?
5. Сфотографируй одинаковую ширину в букве, соединении:

Проверь точность «фотографии» дугами. Таким образом, мы развиваем глазомер с самоконтролем.
Хочется отметить и большое значение микроклимата, положительных эмоций ребенка при выработке каллиграфического письма. Для этого используем разного вида поощрения:
1. «Любуемся каждой написанной буквой». Не получилось — не беда. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вторая получается — радость! Иногда безудержная — до аплодисментов себе. А третья — еще лучше! Самая красивая у хорошего труженика — обведём в кружочек красным карандашом. Это – буква Королева строки.
2. Похвала: «Молодец, лучше меня написал (а)! Совсем взрослый (ая)!»
3. Выставки работ в конце урока.
4. Письмо, под музыку (когда проводится чисто механическая работа по копированию буквы, слога).
5. Эффекты неожиданности (их в каждом классе бывает много; конечно, используются только положительные).
8. Поощрение (раскраска, наклейка, угощение и т.д.)
В результате выполнения перечисленных упражнений у детей в основном хорошо развивается глазомер, безотрывное письмо, единый темп.