Статья по теме Как научить грамотно писать

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
I.Как научить грамотно писать – эта проблема всегда волновала учителей и учёных. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах «ошибкоопасные» места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся.
II.Что же такое орфографическая зоркость?
С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Звук в сильной позиции однозначно обозначается буквой по слуху (кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании.
В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением и звук [у], сонорные согласные и парные согласные перед сонорными и [в], [в'], а также все согласные звуки перед гласными. В слабой позиции находятся безударные гласные звуки, парные согласные на конце слова, согласные звуки
перед другими согласными (кроме сонорных и [в], [в']). Попробуем разобраться, как же применить знание признаков слабых и сильных позиций на примере. Запишем четыре строчки стихотворения:

Ветерок спросил пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки растят».
Посчитаем, сколько орфограмм в этих строчках? Более 30. И это почти только орфограммы слабых позиций. А теперь попытаемся ответить на вопрос: что такое орфограмма? В определённых случаях «графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания», из которых орфографически верным является лишь один, другие признаются ошибочными. Такое написание буквы или буквосочетания, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определённому правилу, и называется орфограммой. В.В. Репкин определяет её как «элемент буквенной записи, который точно определить по произношению невозможно».
Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения «видеть» и «слышать» орфограмму при письме и знать, как найти способ её проверки. Умение «видеть», а затем и «слышать» орфограмму у школьников формируется в процессе выполнения орфографического действия. Что есть это действие, каковы его шаги? Орфографическое действие – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из чего (каких шагов – этапов) складывается это действие?
Профессор М. Р. Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
увидеть орфограмму в слове;
определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
проверить слабую позицию способом: измени слово или подбери слово с той же морфемой в сильной позиции;
действовать по закону русского письма, т.е. обозначить звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова;
написать слово в соответствии с решением задачи;
осуществить самопроверку.
В наиболее обобщённом виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа, самоконтроль. Ещё методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие.
В I классе создается основа для выработки навыка правописания безударных гласных. Поэтому задача учителя в период обучения грамоте научить детей безошибочно и быстро делить слово на слоги, определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой. В начальной школе нужно обязательно учить детей различать фонетическое членение слова (слогоделение: пи-сьмо) и деление слова на части для переноса: пись-мо. Такой принцип слогоделения, когда граница слога проходит после гласного перед согласным, предупреждает усеченное произношение гласных (мр-ковь, кр-ман), что, естественно, отразится на письме, и тем самым формирует грамотное письмо.
III.Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
I. Зрительный фактор срабатывает когда необходимо привлечь внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ. Можно использовать следующие приемы:
1) Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком ударения, гласную в слабой позиции выделить точкой внизу.
2) Запись слов с пропусками гласной в слабой позиции (письмо с «дырками»).
3) Выбор буквы с объяснением.
4) Диктант с обоснованием.
5) «Рифмовки – контролеры».
Много споров вызывает прием показа неправильного письма. Но ведь полностью избежать зрительного восприятия неправильного написания слов в жизни никогда не удается: в исправленном виде ошибка сохраняется в тетради ученика; он может видеть её у соседа по парте и т.д. И для нас самое важное – это чтобы ошибка стала предметом анализа, разбора и даже средством обучения грамотному письму. Этот вид работы учит видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать.
Проверяя работы в тетрадях учеников, я испробовала разные приемы исправления ошибок. А так как дети в силу своих умственных и психологических способностей нуждаются в индивидуальном, дифференцированном подходе, у большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Моя цель – помочь ученику вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю и подписываю верный вариант.
II. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух у учащихся, начиная с 1 класса. Можно использовать следующие приемы:
«Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.
«Светофор». Дети показывают красный сигнал, как только находят «опасное место».
«Зажги маячок». Работая с разрезной азбукой, вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности». Умение увидеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове – это уже начало обучения самопроверке написанного.
«Диктант с подчеркиванием». Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.
III. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
IV. Проговаривание. На начальных ступенях обучения письму наряду со слуховым и зрительным анализом большое значение имеют речевые кинестезии (проговаривание). На своих уроках я использую методику П. С. Тоцкого – прием орфографического проговаривания, т.е. проговаривание слов так, как надо писать. Ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.
В наибольшей степени развивает орфогорафическую зоркость комментированное письмо. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слогов, предложений. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
IV.Многолетняя практика моей работы в школе показывает, что чем больше и «качественнее» читает ученик, тем грамотнее он пишет. Объясняется это тем, что чтение и письмо – виды речи тесно взаимосвязанные. Если при письме осуществляется прямая перекодировка звуковых сигналов в графические, то при чтении происходит обратная перекодировка. Практически нельзя научиться писать и при этом не научиться читать. Другими словами, акт письменной речи завершается тогда, когда написанное прочитывается. Следует стремиться к тому, чтобы как можно быстрее орфографическая оболочка слова сразу ассоциировалась в сознании ребенка с лексическим значением слова, скрытым за его орфографическим обликом. Таким образом, включающаяся в работу во время чтения зрительная память способствует повышению уровня орфографической грамотности. Доказано, что предварительное чтение текста, предшествующее его записи, повышает качество грамотного письма примерно на 25% (данные М. М. Разумовской).
Специально направленная на правописание работа при чтении художественных произведений способствует объединению уроков чтения и русского языка, так неоправданно разделяемых в школьной практике начального обучения. Уместно вспомнить при этом, что многие известные методисты прошлого настойчиво советовали применять для усвоения правописания тот же материал, который служил предметом объяснительного чтения. Поэтому, считая целесообразным, в 1 кассе я в одно занятие объединила два урока – обучение чтению и письму. И в качестве материала на развитие орфографического чутья использовала тексты читаемых детьми художественных произведений. Орфографическую работу на материале текстов для чтения можно осуществлять с использованием разных форм и приемов. Например: орфографическое чтение; списывание печатного текста печатными и прописными буквами с обозначением сильной и слабой позиции звуков; письмо по памяти; диктант с предварительной подготовкой, но с обязательной последующей проверкой по книге для чтения; «воображаемое письмо»; диктант с обоснованием и др. В этом случае орфография усваивается через чтение не только путем механического запоминания графической формы слова, но и путем практических обобщений, возникающих в сознании ребенка. «Подсознательное установление орфографических закономерностей и есть чувство орфографии, а, следовательно, если смотреть шире, и чувство языка». (И. В. Борисенко.) Путь изучения правописания от наблюдения конкретных языковых фактов в тексте к практическим орфографическим обобщениям является необходимой ступенью в обучении правописанию, подготовительным этапом к изучению законов орфографии на более глубокой, грамматической основе. При этом текст художественного произведения становится интегрирующей основой обучения русскому языку и чтению, так как выступает в качестве объекта лингвистического анализа: проводятся самые первые, элементарные наблюдения над тем, как организуется смысловой уровень текста с помощью языка.
V.Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:
моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм;
целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволят учителям формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что окажет положительное влияние на грамотное письмо и приведет к снижению орфографических ошибок.
Для реализации задач развития орфографической зоркости учащихся на своих уроках я постоянно использую задания, помещенные ниже в приложении и в разработках уроков. При их выполнении оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Такая работа доводит умение «видеть» и «слышать» звуки в слабой позиции в словах до «автоматизма», концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
© Ермакова Галина Николаевна



15