Приемы развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время
Приемы развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.
Развитие творческих способностей школьников не возможно без обобщения опыта использования занятий по английскому языку в системе обучения и воспитания. Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и быта необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение английского языка, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание иностранного языка и развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале.
Формирование творческих способностей у подростков опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:
Аналитические компоненты - соответственно понятийно- логическое мышление - логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и т.д.;
Эмоциональные компоненты (чувственно - образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.
Созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.
Проанализировав свои уроки и уроки моих коллег, я пришла к выводу, что развитие творческих способностей подростков на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:
необходимость профессионального мастерства, компетентностипреподавателя;
наличие высокой материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб;
наличие благоприятного психологического микроклимата в школе;доверительные отношения;
занятия проводятся систематически, и осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство творческой деятельностью детей;
процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языкусоответствуют возрастным индивидуальным особенностям ипсихофизиологическим возможностям подростков, реализация общения с детьми через игру;
использование системы личностно - и социально- значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности; отказ от административно-командных форм и методов работы;
формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется, в том числе, и на основе изучения английского языка.
использование внеклассной работы.
Учитель должен направлять учеников, способствовать развитию их творческих умений на каждом уроке. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты.
Я бы выделила следующие формы работы над развитием творческих умений:
практические занятия,
использование песен и стихов;
домашние задания,
ведение дневников,
применение компьютерных программ,
защита рефератов и проектов,
деловые игры, конференции;
работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.
Наиболее отчетливо направления творческой деятельности учеников проявляются в их увлечениях. Они мастерят что-либо из природного и иного металла, увлекаются литературой, ведут дневники, занимаются фотографией, собирают коллекции, общаются с природой, переписываются с зарубежными друзьями, ищут необычное в обычном и повседневном и т. д. Подобные увлечения могут использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. По просьбе учителя, дети приносят на урок фотографии, открытки, письма, предметы из своих коллекций, которые оживляют общение на иностранном языке, делают это общение более содержательным, близким и интересным для его участников. Задача учителя заключается в том, чтобы глубоко изучать и знать увлечения школьников, использовать их для творческого самовыражения учащихся на уроках.
Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане.
Вот простые приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности:
творческая работа со стихами, песенками на начальном этапе обучения , а именно, их исполнение по ролям.
Пример:. Однажды с детьми мы совместно сочинили песню на мотив» Мы едем, едем, едем в далёкие края» Tra- ta- tat, tra- ta- tat We shall take a dog and cat, ball and teddy bear, fox and little hare We shall go to the wood, So the company is good!
творческий подход к диалогам.
Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.
размышления над интересными цитатами и высказываниями:
Тема « Профессия. Успех »( 10- 11 класс)
1. Success does not come overnight.
2. The three D’s to succeed: Desire, Discipline, Dedication.
3. Be nice to people on your way up because you’ll meet them again on your way down ( Samuel Bekket)
4. Difficulties are stepping stones to success.
Варианты заданий:
- обсуди с партнёром по парте, выскажи своё мнение.
- дебаты в группах. Одна группа соглашается, другая - против. Выступают по очереди. На доске висят фразы согласия/ несогласия, что особенно важно для детей с более низким уровнем обученности.
проведение уроков рисования, посвящённых праздникам (Рождеству и дню Святого Валентина, на которых учащиеся красочно оформляют рождественские открытки и валентинки, придумывают поздравления, затем мы выбираем самые оригинальные( 5- 6 класс) .)
проектная работа( когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, коллажей, презентаций по таким темам, как «My Family », «My Pet», «Save the Earth», «Выдающиеся спортсмены нашей страны», и т. д)
Нестандартные уроки: урок- театр, где учащиеся инсценируют сказки и произведения английских и американских писателей: «Золушка», «Алиса в стране чудес», «Приключения Тома Сойера», «Красная Шапочка», «Принц и нищий» и т. д. Надо отметить, что ребята сами придумывают костюмы.;урок- концерт, проводимый обычно в конце года, на котором демонстрируется знание выученных за год песенок и стихов. Для ведения концерта выбираем двух активных учеников, которые самостоятельно составляют сценарий, придумывают реплики по ходу концерта, т.е. исполняют роль конферансье. Они же готовят призы для участников. Затем, урок- путешествие в страну знаний по разным станциям: «Фонетическая», «Лексическая», «Грамматическая», «Читательская», «Физкультурная», «Музыкальная». Этот урок проводится в виде соревнования между двумя командами 5 класса, как итоговый урок года. Дети сами придумывают названия команд, рисуют эмблемы. Чаще всего нестандартные уроки я практикую в среднем звене ( 5-7 классы),когда ещё высока мотивация учащихся к изучению иностранного языка.
Работая над чтением текста, интегрирую в процесс обучения художественную деятельность и предлагаю учащимся следующие творческие задания:
-нарисовать рисунок, иллюстрирующий название текста;
-нарисовать портреты главных героев и организовать портретную галерею;
-нарисовать рисунки к наиболее понравившимся местам в тексте.
-изобразить в виде комиксов содержание текста;
-нарисовать наиболее понравившуюся историю из текста, разрезать на частии предложить соседу по парте собрать ее и рассказать об этом эпизоде;
- создать коллаж (плакат) по тексту.
Использование творческих заданий на уроке:
-изменение перспективы(ученикам нужно написать историю, небольшой рассказ от лица другого персонажа. )
- придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);
- придумать и написать рассказ по серии картинок;
- сделать рисунок по прочитанному;
- узнать свои корни, нарисовать генеалогическое дерево, сделать сообщение (тема «Семья»);
- разыграть диалог между персонажами текста;
- составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу( тема «Еда»);
- сделать поэтический перевод стихотворения на русский язык (учащиеся переводят сонеты Шекспира, стихотворение Р. Киплинга «Если», Д. Джойса «Златовласка» ( 9- 11 класс).
Примеры:
J. Joyce. “ Goldenhair”
Lean out of the window,
Goldenhair.
I heard you singing
A merry air.
My book is closed,
I read no more,
Watching the fire dance
On the floor.
I have left my book,
I have left my room,
For I heard you singing
Through the gloom.
Singing and singing
A merry air
Lean out of the window,
Перевод стихотворения» Златовласка» учеником 9 класса:
Снова я слышу знакомый мотив,
Вижу волос золотой перелив.
Голос звенящий разносят ветра,
Песня твоя, словно злая игра.
Книгу свою я читать перестал,
Только смотрел, как огонь танцевал.
Больше читать я уже был не в силе,
Только твой голос звучит в моём мире.
Книгу оставил, влекомый тобой,
Дом свой покинул поспешно родной.
Выбежал, песню услышав твою.
Думать о чём- то другом не могу.
Спой же, красавица, песню ты мне,
Косу твою дай увидеть в окне,
Стан твой прекрасный, цвет глаз голубой.
Дай насладиться твоей красотой.
- придумать ситуацию к идиоме;
- написать сочинение по темам «Школа будущего», «Если бы я был президентом», «9 Мая» и т. д.
- завершить лимерик. Лимерик- это стихотворение шуточного содержания, состоящее из пяти строчек, где рифмуются между собой 1, 2, 5 строчки, а 3 рифмуется с 4 строчкой. Для задания предлагаются 1, 2, 5 строчки. Нужно придумать 3 и 4 строчки.
Пример:
A young Lady of Riga.
1. There was a young lady of Riga
2. Who rode with a smile on a tiger
3 ...
4 ..
5. And a smile on the face of the tiger.
Вот пример лимерика, составленного ученицей 8 класса:
1 There was a young lady of Riga
2 Who rode with a smile on a tiger
3 Once he ate up her guest
4 And remained only a dress
5 And a smile on the face of a tiger
- использование заданий на развитие образного воображения, творческого мышления «Придумать продолжение истории»:
1. Once upon a time there lived a king and a queen. And they had a beautiful daughter..
2. I saw her dancing in the rain
3. Last night I had an awful dream: I found myself in the world where all the colours were blent. The grass was orange, the trees were white, the purple sun was shining in the green sky
4. Yesterday I heard a strange noise in the drawing- room. I came downstairs, opened the door and saw a man lying on the floor.
вопросы, поощряющие думать творчески – «представьте себе, предположите что, сочините, порассуждайте о» и т.д .
Неоценимый вклад в развитие творческих способностей учащихся вносит внеурочная деятельность по предмету. Кроме того она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. В своей работе я использую разные формы внеклассной работы: утренники, конкурсы, викторины, инсценирование сказок. Так в начальных классах проводится «Праздник букваря», где учащиеся имеют возможность проявить свои артистические способности.
Особое место во внеклассной работе я отвожу инсценировке сказок,проведению тематических праздников. Участие в сказках и праздниках даёт мощный стимул к овладению иностранными языками. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности дают возможность преодолеть стеснительность, мешающую им употреблять в речи слова чужого языка, что благотворно сказывается на результатах обучения.
Участие во внеклассных мероприятиях способствует снятию психологических барьеров, мешающих самовыражению, раскрепощению учащихся, стимулирует развитие инициативы школьника, его творческих способностей.
Таким образом, как видно из всего выше сказанного, есть множество средств для развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности, которые не позволяют оставить учеников равнодушными к изучению иностранного языка, делают урок интереснее, оживленнее и разнообразнее, помогают избавиться от скуки и усталости на уроке. Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и рутинную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то очень интересного, где каждый смог бы почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои творческие способности.
Ведь, наша задача при обучении иностранному языку - увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить, развить, а не забить. Важно не обрезать ученикам крылья, а создавать для них ситуации творчества и успеха.
13PAGE 15
13PAGE 14615