Статья на тему: Развитие музыкально-творческих способностей учащихся при формирование УУД на уроках музыки.
left000 Развитие музыкально-творческих способностей учащихся
при формирование УУД на уроках музыки.
Приоритетное направление нового образовательного стандарта - целостное развитие личности в системе образования, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета “Музыка” становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
УУД (универсальные учебные действия) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».
Виды универсальных учебных действий:
личностные;
познавательные;
регулятивные (включающие действия саморегуляции);
коммуникативные;
знаково-символические действия.
Личностные учебные действия:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
самообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор.
Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
С точки зрения предмета “Музыки” это: стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.
Регулятивные учебные действия:
целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.
Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
На предмете “Музыка” учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета “Музыка”, которую учащиеся должны ясно представлять.
Коммуникативные учебные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
решение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.
Познавательные учебные действия:
общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);
логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Формирование познавательных УУД на уроках “Музыки” осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Эффективность формирования УУД на уроках музыки во многом зависит от своевременного использования учителем разнообразных видов деятельности.
К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Все перечисленные виды деятельности я стараемся использовать на своих уроках и внеурочной деятельности.
Как уже говорилось выше, в основе слушания музыки лежит интонационно-образный анализ, который ведет к осмыслению произведения, пониманию его содержания, основной мысли произведения.
“Интонация – зерно произведения” (Д.Б.Кабалевский). На основе интонации рождается музыкальный образ. Соответственно, задача учителя музыки состоит не только в развитии вокально-хоровых данных учащихся, а, прежде всего, воспитать подготовленного активного слушателя. К сожалению, многие дети, особенно в средней школе, не всегда понимают задачи и цель нашего предмета и зачастую ставят в приоритет исполнительскую (вокально-хоровую) деятельность, а не музыкально-аналитическую. Поэтому, мы должны уметь объяснять и обосновывать детям необходимость той или иной деятельности на уроке.
Пример интонационно-образного анализа на уроке в 1 классе по теме “Музыкальные портреты”. Учитель предлагает детям послушать три музыкальных примера (П. Чайковский “Баба Яга”, Л. Моцарт “Менуэт”, С. Прокофьев “Болтунья”) и в игровой форме с помощью наводящих вопросов о характере музыки (интонация, темп, лад, ритм и т.д.) определить, кто пришел на урок.На уроках музыки, слушая и анализируя то или иное музыкальное произведение, мы очень часто проводим параллели с другими видами искусства, такими как живопись, скульптура, литература, и т.д. Особенно подробно этому уделяется внимание в 5 классе в темах “Музыка и ИЗО”, “Музыка и литература”.
Рассмотрим один из таких примеров “переноса” художественного образа с одного вида искусства на другой в теме “Богатырская тема в русском искусстве”. Учащимся предложены репродукции картин В.Васнецова “Богытыри”, “Богатырский скок”, “И один в поле воин”, П. Корина “Александр Невский”. Затем, после просмотра и визуального анализа картин, учащимся задается вопрос: какая музыка созвучна этим картинам и почему? Высказав и обсудив ответы, ребята слушают фрагмент I части “Богатырской” симфонии А.Бородина. Далее идет разбор музыкального образа, обращая при этом внимание на звучание оркестра, особенности интонации мелодии, “топтание” ее вокруг начального звука, остановки ее в конце каждой фразы.
Одним из важных видов деятельности на уроке музыки, на мой взгляд, является игра, которая способствует развитию творческих способностей личности, а также повышает интерес к познанию, повышает мотивацию. В игре проявляется детская активность и эмоциональность, в игре достигается интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий. Мы используем следующие игры: “Вспомни песню”, “Листочки”, “Снежинки”, “Угадай-ка”, “Хромые цапли”, “Оркестр”, игры на развитие внимания, памяти, а также логические задания.Игра “Угадай-ка”. Звучат музыкальные фрагменты пройденных произведений, а дети должны поднять таблички с правильным названием произведения и композитора.
Игра “Оркестр”. Учитель предлагает детям отгадать загадки о музыкальных инструментах. При правильном ответе учащиеся слушают звучание того или иного инструмента.
Игра « Один лишний». Учитель предлагает отгадать какой инструмент, картинка или слово лишнее. При правильном ответе учащиеся объясняют почему.
Игра «Муха». На доске чертятся 9 квадратов одинаковой формы. Учитель предлагает детям проследить, где окажется воображаемая муха ( летит вверх, влево, влево, вниз, вправо и т.д.) После слова стоп, ученики показывают, где оказалась муха.
Понятие развития, “существования в процессе” совершенно естественно для музыки и других временных искусств. Поэтому чтобы урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока:
начало (сообщение темы),
завязка (постановка проблемы),
развитие (изложение материала),
эмоциональная кульминация (разрешение проблемы),
заключение (вывод).
Творческое начало, способности ребенка создавать свое, новое, оригинальное - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из "внешнего предмета" творчества переходит во внутреннее состояние и становится содержательным выявлением детского "Я". Поэтому, немаловажными видами деятельности на уроках музыки также как и пение произведений, следует использовать и пластическое интонирование, использование(возможно эпизодическое) музыкальных инструментов.
При исполнении произведений мы всегда обращаем внимание на интонационную выразительность, формируем простейшие навыки хорового пения. Через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку, а так же этот прием позволяет проникнуть в динамические нюансы произведения. Использование музыкальных инструментов обогащает тембральное звучание исполняемых произведений и всегда вызывает повышенных интерес ребят и служит повышением мотивации.
Повышению мотивации на уроке музыки, а также развитию музыкально-творческих способностей помогает и такая работа, как проектно-исследовательская деятельность, так и подготовка и участие детей в конкурсах и фестивалях.
Ежегодно в рамках предмета музыки проводится творческие конкурсы “Каждый класс-хор”, “Песни о маме”, «Песни Победы», « Народная песня», в которых учащиеся нашей школы успешно участвуют, становясь победителями и призерами городских туров.
Предмет “Музыка” наиболее полно способствует формированию знаково-символических УУД.
Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно с помощью анализа мелодии произведения, его интонации, мы можем понять основную идею произведения. Следовательно, можно сделать вывод, что знаково-символические УУД являются ключевыми для предмета “Музыка”, которые позволяют раскрывать музыкально-творческие способности учащихся.
Учитель музыки
МОБУ СОШ №8
Нужина Т.С.