Контроль как средство повышения качества знаний учащихся при изучении иностранного языка


«Контроль как средство повышения качества знаний учащихся при изучении иностранного языка».
В последнее время к школе предъявляется все большее число требований повышения качества знаний учащихся, улучшения их подготовки к самостоятельной жизни. Научно-техническая революция, ее бурное развитие усиливает значение языков в человеческой деятельности. Появляется потребность полноценного лингвистического образования для каждого школьника, необходимость достижения всеми выпускниками средней школы гарантированного уровня подготовки по предмету, что поможет им в дальнейшей жизни. За последнее время отмечается, что качество лингвистических знаний многих школьников не соответствует требованиям жизни. Причины такого состояния подготовки кроются во многом, и как показывают наблюдения за учебным процессом, одна из наиболее значимых причин заключается в том, что многие учащиеся на каждом этапе в школе не достигают уровня подготовки по предмету, обеспечивающего дальнейшее успешное его изучение. Все это побуждает к специальной организации контроля усвоения знаний учащимися. Рациональное управление учебным процессом не возможно без четкой системы контроля за ходом становления речевых навыков и умений учащихся. Необходимость в правильной организации контроля очень важна для учителя. В ходе контроля он получает представление об уровне обученности учащихся, возможность правильно корректировать учебную деятельность учащихся.
Основная задача контроля - определение уровня владения учащимися иноязычным материал на каждом этапе становления его речевых навыков.
Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, определяется то, чем он еще не успел овладеть в должной мере, остается вне учета самое главное – степень умения выражать собственные мысли на иностранном языке, то есть содержательная сторона речи.
В ходе обучения иностранному языку учащиеся должны быть подготовлены к общению на этом языке в различных жизненных ситуациях. Проверяя результативность обучения, каждый учитель выясняет причины слабой успеваемости. Таким образом преподаватель диагностирует результаты протекания дидактического процесса; диагностика проявляется в форме контрольной работы, в любой характеристике как ученика, так и учителя.
В контроль вкладывается более широкий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождение. Контроль же учитывает:
- психолого-педагогические доминанты развития учащихся той или иной ступени обучения;
- причины слабой успеваемости, активности, такие как – день недели, какой это урок по счету, какой урок был перед уроком иностранного языка, предстоящие или прошедшие праздники ( каникулы).
Методы:
1. Анализ научно – методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Тестирования;
4. Изучение продуктов деятельности учащихся;
Теоретические основы понятия « контроль» и « качества знаний учащихся»
Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся – необходимый компонент учебного процесса. Он нужен учителю для того, чтобы иметь точное представление о том, насколько учащиеся продвинулись в выполнении программы, как они усвоили языковой материал, как овладели умениями устной речи, чтения и письма.
В педагогической и методической науке нет еще установившегося подхода к определению понятий « контроль», « проверка», « оценка», « учет» и других с ними связанных. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.
Общим родовым понятием выступает « контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. В дальнейшем я буду придерживаться определения данного В. А. Сластениным « Контроль – это определенная система проверки эффективности функционирования учебного процесса».
Выявление и измерение навыков и умений называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание ( как процесс) и оценку ( как результат) проверки. Необходимо учесть, что основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги ( результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные – в оценочных суждениях типа « хорошо, удовлетворительно». Что касается функций оценки, то они не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – это одно из средств, в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критичное отношение к своим успехам. С этой точки зрения ныне существующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. При существующей системе контроля подросток приучается оценивать вероятность тех или иных действий, мотивов учения. Начинаются подсказки, списывания, возникают стрессовые состояния при проверке, доминирует мотив – учение ради оценки. Все эти явления чужды сущности процесса обучения, при нормальной его организации они не должны возникать. Возможно, они будут преодолены, если проверка знаний станет ежедневной, привычным делом для каждого ребенка, если он сам сможет прогнозировать результаты такой проверки. Создание этих условий – важнейшая задача педагогического контроля.
Наиболее распространенными методами контроля на сегодняшний день являются :- устный контроль ( индивидуальный и фронтальный опросы);
- письменный контроль ( контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и др);
- машинный контроль ( использование ТСО на уроках);
- самоконтроль учащихся ( умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности).
Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся являются : систематичность, последовательность, доступность, наглядность.
Рационально поставленный контроль обеспечивает учителю возможность анализировать свою деятельность, своевременно замечать упущения, при подготовке к очередному уроку намечать пути исправления допущенных учащимися ошибок.
О качестве знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем повышение качества знаний остается постоянной проблемой. Что же представляет собой качество знаний учащихся? Качество знаний учащихся – это показатель усвоения учащимися содержания обучения.
К числу качеств полноценных знаний учащегося относят : полноту и глубину, оперативность и гибкость, конкретность и обобщенность, систематичность и системность, осознанность и прочность. Между всеми качествами знаний имеется определенная связь. Каждое качество придает знаниям специфические черты, дополняющие друг друга. Так, на оперативность знаний влияет глубина и полнота, так как чем больше знаний связей между ними усвоит человек, тем больше ситуаций, к которым он может эти знания применить.
Большое значение для достижения высокого качества знаний учащихся имеет правильное тематическое планирование, которое помогает определить функцию каждого урока в достижении целей всего курса или его раздела.
Выделяют 3 уровня качества знаний учащихся:
1. Низкий уровень качества знаний учащихся. Учащиеся испытывают серьезные отставания в процессе своей учебной деятельности, что очень часто приводит к неуспеваемости. Эти учащиеся не обладают наличием требуемых знаний, их глубиной, обобщенностью, осознанностью и другими качествами, что наиболее характерно проявляется в речемыслительной деятельности. Для того, чтобы этого не случилось надо вовремя обнаружить отставания школьника. Наиболее эффективным способом выявления отставания является контроль. Результаты выявления знаний и умений получают в этом случае официальную отметку.
2. Средний уровень качества знаний учащихся. Показатель усвоения учащимися содержания обучения более высок по сравнению с низким уровнем, но не отвечает всем требованиям к качеству знаний. Учащимися усвоена основная совокупность понятий при изучении предмета. Тем самым характеризуется такое качество знаний как полнота. Но при этом учащиеся затрудняются в выделении всех существенных признаков, отличающих одно понятие от другого. Поэтому глубина усвоения понятия сформулировано не полностью. Число ситуаций, в которых ученик может заведомо применить то или иное значение не велико.
3. Высокий уровень качества знаний учащихся. Характеризуется достаточно высоким показателем усвоения учащимися содержания обучения. Ученик владеет в какой-либо области или в нескольких областях знаний всеми видами названных качеств на высоком уровне. Такие учащиеся могут помогать учителю при проведении зачетов, игр, викторин, очень часто участвуют в олимпиадах. Проверку учителя стараются сочетать с самопроверкой. Таким путем они получают ясное представление о своих успехах, видят свое продвижение в усвоении знаний. Такие знания учащихся можно назвать полноценными.
Об эффективности работы учителей и школ можно говорить в том случае, когда достаточно заданы требуемые качества знаний, уровни их сформированности.
Контроль знаний учащихся является одним из способов повышения качества обучения. Знание о том, как учащиеся « продвигаются» по учебному материалу, как усваивают различные элементы содержания, позволяет учителю рационально организовать весь учебный процесс и добиться высокого качества знаний. Вместе с тем контроль знаний может и должен стать частью самого процесса обучения.
Организация контроля на уроках иностранного языка
Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью , носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.
Овладение учащимися различными видами речевой деятельности на иностранном языке – это процесс постепенного и систематического формирования речевых навыков и умений. Постепенность и последовательность в овладении навыками находит свое выражение в разном уровне их сформированности. Контроль речевых навыков и умений служит выявлению этого уровня у всех учащихся для диагностики трудностей, испытываемых учащимися при овладении речевыми навыками и умениями, а также для проверки эффективности приемов и способов обучения.
В соответствии с этим выделяют функции контроля:
1 Корригирующая ( Выявляет степень овладения учащимися новым материалом, знаниями, умениями с целью улучшения в соответствии с особенностями данного класса. Важное место при этом занимают систематические наблюдения за учащимися, чтобы выявить общую тенденцию в усвоении материала. )2 Предупредительная ( Дает возможность обратить внимание учащихся на то, какой материал, какие навыки и умения подлежат проверке, какие требования предъявляются учителем, определить степень готовности учащихся к проверке, уровень владения материалом. )
3 Обобщающая ( Выявляет степень владения навыками и умениями по части курса обучения – в конце темы, четверти, полугодия, года. Носит комплексный характер. )4 Диагностирующая ( Помогает выявить характер затруднений в знаниях учащихся, для их дальнейшей ликвидации. )
5 Стимулирующая ( Дает возможность выявить степень владения знаниями, с целью стимулирования заполнения пробелов в знаниях учащихся. )
Проведение контроля за навыками и умениями подчиняется определенным общепедагогическим требованиям, к которым относятся следующие:
1 Регулярность контроля каждого учащегося и наблюдение за его успеваемостью в течение всего года.
2 Всесторонность предполагающая контроль уровня владения каждым учащимся всеми видами речевой деятельности.
3 Дифференцированность, проявляется в учете трудностей усвоения или овладения материалом для данного класса или отдельного ученика, выборе методики и форм контроля, адекватных его объекту.
4 Объективность контроля, предполагающая наличие установленных и известных учащимся критериев оценки, строгое соблюдение учителем этих критериев.
5 Воспитательность контроля, оценка знаний и умений учащихся в баллах является средством воспитания учащихся, влияния на мотивационно- побудительные факторы их учебной деятельности, потому что она является выражением признания его успехов ( или отставания ).
Опытные учителя дифференцированно пользуются оценкой как средством воспитания у учащихся интереса к учебному предмету « иностранный язык», как стимулом для овладения им, определяя разную роль оценки и оценочного суждения учителя в разных видах контроля.
Объектом контроля на уроке иностранного языка являются речевые навыки и умения, т.е. степень владения различными видами речевой деятельности. При проверки речевых умений оценивается уровень владения данным видом речевой деятельности. Например, в говорении – уровень развития диалогических и монологических умений; в аудировании – объем, длительность звучания, полнота и точность понимания речи при одноразовом восприятии в записи и в живом общении; при чтении – умение извлекать необходимую информацию из читаемого текста.
В педагогической практике используют следующие виды контроля:
1 Текущий ( следящий ). Самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля, когда речь идет о систематической контрольно - корригирующей функции проверки.
2 Тематический. Занимает видное место. Тематические планы предусматривают проверку усвоения и овладения учащимися соответствующими навыками, умениями в результате изучения темы на заключительных уроках.
3 Периодический. Проводится с целью проверки овладения материалом большого объема. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса.
4 Итоговый. Проводится в конце каждого года обучения, в 9 и 11 приводятся выпускные экзамены по иностранному языку.
Главное требование при выборе форм контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые проверяются. Итак, известны следующие формы контроля:
а) индивидуальные и фронтальные;
б) устные и письменные;
в) одноязычные и двуязычные.
В качестве вывода можно сказать, что несмотря на очевидную важность контроля в педагогическом процессе, в методике обучения иностранным языкам данную проблему нельзя считать решенной. Многие вопросы контроля освещены недостаточно, ряд вопросов не поставлен. В освещении данной проблемы в методической литературе наблюдается определенная односторонность. В пособиях по методике преподавания иностранных языков вопрос о контроле поднимался неоднократно, однако имелся в виду, как правило, только контроль усвоения языкового материала ( лексики, грамматики, фонетики) и почти не затрагивались вопросы контроля речевых умений ( устной речи, чтения, письма ). Как уже отмечалось, в условиях общеобразовательной школы нереально добиться безошибочного владения иностранным языком. Речь должна идти о характере ошибок – затрудняют или не затрудняют они коммуникацию. Типология ошибок могла бы помочь в решении этого вопроса, который почти не исследован в научно- методической литературе.
Изучив теоретический материал, связанный с данной темой, я постаралась на практике проверить, является ли контроль средством повышения качества знаний учащихся.
Итак, я решила остановиться на 7кл во 2 четверти . Исходя из поставленной цели, были выделены несколько этапов работы.
1 Этап. Необходимо было установить владеют ли учащиеся опорными знаниями и разделить условно их на группы по уровню качества знаний по данному предмету. В комплекс контролирующих задач были включены задачи проверяющие:
- лексический материал по теме, которую мы изучали
- грамматический материал;
- умеют ли учащиеся читать и переводить тексты с новой лексикой и использовать ее в других, нестандартных ситуациях.
Текущий контроль на данном этапе проходил в форме фронтального опроса и с применением заданий на готовых карточках из дидактического материала. Наряду с устным опросом проводились диктанты и письменные самостоятельные.
В результате проведенной работы и наблюдений за учебной деятельностью учащихся получила данные о качестве опорных знаний учащихся и их активности на уроке,
Виды уровня:

Низкий уровень – учащиеся испытывают отставания в учебной деятельности, не обладают наличием требуемых знаний, их глубиной, обобщенностью, осознанностью и другими качествами, что проявляется во всей их деятельности.
Средний уровень – знания учащихся достаточно полные, но не глубокие, хорошо применяют знания по образцу, но в нестандартных ситуациях испытывают затруднения, связь между качествами знаний не совсем прочная. Учатся без интереса.
Высокий уровень – знания учащихся полные и глубокие, легко ими оперируют.
2 Этап. Одной из первых задач, которая встала предо мной на этом этапе – заинтересовать ребят, привлечь их внимание. Я смогла этого добиться при чередовании различных форм контроля, при подборе интересных контролирующих заданий, при выполнении которых учащиеся стремились высказать свои мысли. Таким образом, удавалось установить необходимый контакт с классом, создавалась рабочая обстановка. У учащихся с низким уровнем качества знаний, каждое умение старалась доводить до навыка, как можно чаще побуждая их к выполнению индивидуальных заданий, тестов, различных работ на карточках. Тем самым, повышая оперативность знаний учащихся. ( Приложение 1)
В конце четверти по всей теме была проведена контрольная работа. Но как тщательно не велась подготовка, ошибки в контрольной работе были все равно. Я их оценила, но не исправила. На следующем уроке раздала их в разброс и попросила их откорректировать, затем мы разобрали их вместе. Все работы были отданы домой, чтобы учащиеся сделали работу над ошибками.
По результатам контрольной , и вообще работы учащихся на уроке стало видно, что уровень знаний по данной теме - средний.

На основании этого, я снова распределила всех учащихся по уровням знаний. Этот результат был достигнут благодаря интенсивному контролю за знаниями учащихся, с применением различных способов контроля. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чтобы повысить качества знаний учащихся необходимо применять различные способы контроля за усвоением знаний учащихся по данному предмету. Кроме повышения уровня знаний предложенные задания для контроля способствуют качественному усвоению темы в целом.
Заключение
Итак, при постепенном переходе к разнообразию в обучении и воспитании, к демократизации воспитательных взаимодействий, к ослаблению централизации и повышению роли управленческих решений на уровне школы и учителя, все большее значение приобретает точная, сопоставимая информация о педагогических объектах, о сильных и слабых сторонах явлений и процессов, происходящих в сфере образования.
Контроль рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
Таким образом, контроль включает в себя проверку, оценивание и учет знаний и умений. Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включается в диагностирование школьной успеваемости как необходимые составные части. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому. При этом немаловажная роль отводится оценке, которая в системе диагностирования как средство стимулирования приобретает новые качества.
Об эффективности учебного процесса можно говорить лишь в том случае, если правильно проведен контроль, если учителями учтены основные психолого – педагогические доминанты учащихся. Эта проблема требует вдумчивого педагогического регулирования, направленного на переключение энергии подростков на учебу, на социально полезные, личностно значимые виды деятельности.
Я изучила литературу по данной теме, применив наглядные методы обучения в учебном процессе. И могу сделать следующий вывод: использование различных форм контроля служит средством повышения качества знаний учащихся. Знание о том, как учащиеся усваивают различные элементы содержания учебного процесса, позволяют учителю рационально организовывать учебный процесс. Эти знания важны также и для самих учащихся. Учащиеся тренируют свой интеллект, память, мышление. Контролируемые знания, умения, навыки становятся более фундаментальными. Важно чтобы проверка учителя была слита с самопроверкой учащегося. В сочетании с систематичностью это стимулирует их старания. Итак, от качества знаний , зависит насколько успешно учащиеся смогут в дальнейшем овладеть специальными знаниями.
Приложение
Метод дискуссии.
Очень важно использовать на уроке обратную связь, причём не механически просить повторить сказанное, а задавать вопросы на сообразительность, логику: «Как по-другому можно сказать?», «Что чувствует в этот момент герой из прочитанного текста?»
На своих уроках организовывала работу в парах, где ученики по выделенному абзацу текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который заканчивается вопросительным предложением, обращённым к напарнику, например: «А что ты мог добавить?», «А каково твоё мнение?»
Иногда предоставляла возможность детям оценить друг друга в разных видах деятельности, но не только указывая на недостатки, а обязательно должны звучать пожелания, как их предотвратить в дальнейшем.
Старалась научить учащихся использовать речевые обороты: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению…”, “я думаю…”, “я считаю…”, “моя точка зрения…” и т.д. Учащиеся должны научиться мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска ее решения. Никакой зубрежки присутствовать не должно. Проводя учебные занятия, следую принципу самоактуализации, принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, доверия и поддержки. принципу творчества и успеха, принципу веры. Только так можно воспитывать активно мыслящую личность.
Что дают дискуссионные методы в обучении?
Развивают субъективную активность.
Развивают умения слушать.
Показывают, что большинство проблем имеют многозначное решение.
Повышают мотивацию включения в учебный процесс.
Дают возможность аргументировать свои идеи.
Удовлетворяют потребность в самоуважении.
Позволяют показать преимущество личной позиции, не зависящей от давления группового мнения.
Метод проекта
Метод проекта является фактором формирования исследовательских компетенций у учащихся. Проектная деятельность школьников – это тоже одна из форм контроля за знаниями учащихся.
Педагог учит детей "добывать " знания самостоятельно и считает, что:
во-первых, "добытые" ими знания намного прочнее и остаются в сознании дольше;
во-вторых, развиваются познавательные навыки учащихся;
в-третьих, метод опирается на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребёнка.
В учебной деятельности я использовала метод проектов уже 4 года. Проектная работа получила в настоящее время широкое признание в методике преподавания иностранного языка. Учащиеся средней ступени работают как над краткосрочными, так и над долгосрочными проектами. При работе над проектами ученики не только овладевают определенными предметными знаниями, но и получают возможность их практического использования, поэтому результат работы является личностно-значимым для ученика.
Помимо повышения мотивации учения, формирования умений самостоятельной и совместной работы, результатами применения метода проектов является:
- расширение лексического запаса учащихся;
- формирование умения быстро и эффективно работать со словарями и справочниками;
- улучшение навыков письма.
Что дают методы проекта в обучении?
1. Учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов.
2. Формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета. 3. Воспитывает у учащихся исследовательские компетенции (под которыми мы понимаем готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию), позволяющие лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям.
4. Ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.
3 Система блоков и опорных карточек
Системой блоков и опорных карточек приучает ребят мыслить, они кодируют большой текстовый материал, понимая его, придумывают в меру своих возможностей способы наилучшего запоминания. Каждый учащийся чувствует себя личностью. Дети не боятся отвечать. Недаром методики с использованием опор принято называть комфортными. Применение опорных схем помогает развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез и обобщение, внимание.
Благодаря опорам и схемам, все, что делается на уроке, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся, способствует прочному запоминанию. Давно замечено, что человек легче запоминает зримое, видимое, нежели услышанное. В данном случае при формулировке правила по схеме работают два вида памяти — зрительная и слуховая, кроме того развивается умение логически мыслить.
Любую грамматическую конструкцию представляю схемой, выводим алгоритм перевода сложных предложений, алгоритм определения склонения прилагательных, с помощью опорных схем кодируем предложения и целые тексты по темам.
Что даёт система блоков и опорных карточек в обучении?
1) приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся;
2) способствует прочному запоминанию;
3) при формулировке правила по схеме работают два вида памяти — зрительная и слуховая;
4) развивается умение логически мыслить;
5) позволяет сгруппировать некоторый программный материал по немецкому языку 5 – 9 классов.
5 Тестовый контроль за знаниями учащихся
Популярность тестового контроля в настоящее время растет в связи с тем, что тест является формой контроля, которая не затрачивает массу времени, экономит время при проверке, а также абсолютно проста в проверке. Тестов различают огромное множество, поэтому можно с легкостью подобрать нужную форму теста. Из этого следует, что тест можно назвать универсальной формой контроля.
К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения, разработка тестов - дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям:
- надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях;
- валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик;
- объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя.
Для контроля формирования грамматических навыков необходимо подобрать такой метод, который сможет за короткий период времени проконтролировать именно тот объем знаний, который нужен учителю, метод, который обеспечит легкость проверки и написания, но в то же время окажется эффективным и покажет объективные результаты. Я пришла к выводу, что этим методом является тест, из чего следует, что именно тест занимает главную роль в контроле формирования грамматических навыков. Да и самим учащимся такой вид контроля очень нравится, так как он обеспечивает объективность и однозначность оценки знаний ученика, и также улучшает психологический климат на контрольной, учащиеся практически не испытывают стресса.