Значение мотивации при изучении иностранного языка
СЕКЦИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ТЕМА ДОКЛАДА: ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Учитель английского языка,
МБОУ СОШ №18
Герман Екатерина Петровна
НОВОСИБИРСК 2017
Приступая к изучению иностранного языка, нельзя пожаловаться на отсутствие интереса учащихся к предмету. Но со временем интерес значительно ослабевает. Возникает вопрос: почему? Нельзя обязать человека познавать что-либо, даже если это записано в уставе. Пока обязанность не будет осознана и принята учеником, он будет «подвергаться обучению», а не учиться. Поэтому проблема мотивации учения представляет собой проблему превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. Между тем при овладении иноязычной культурой как средством формирования личности вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности.
Стимулирующее воздействие внешней мотивации важно строить таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком (кинофильмы, специальная литература, газеты, журналы и т.д.).
Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Большинство учащихся хотят общаться, переписываться с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Не смотря на это, именно такой тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер.
Использование игровых форм обучения, заданий творческого характера являются отличительной особенностью интенсивных методов. Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности, тем самым повышает мотивацию.
Одной из характеристик интенсифицированного обучения является личностно-ориентированное общение. Очень важно быть в курсе жизни своих учеников, знать о наиболее важных событиях, которые с ними произошли, хорошо изучить интересы каждого ученика и учитывать их при организации общения. Не раз проверено, что учёт интересов обучающихся создаёт мотивацию, стимулирует активность, позволяет ученику более полно раскрыть свои способности, и обогащает других учащихся.
Но одним из самых эффективных методов по повышению мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе считаю проведение предметной недели. Такой способ работы включает в себя различные творческие задания, игры, а так же задания коммуникативной и личностно-ориентированной направленности. Участвуя в мероприятиях Недели, ребята имеют возможность развивать и совершенствовать свои интеллектуальные и творческие способности, учатся достойно побеждать и терпеть поражения.
Подготовка к проведению начинается заблаговременно. Мероприятие делится на два этапа: подготовительный и основной. Во время подготовительного этапа учащимся предлагаются различные конкурсы, в которых они могу принять участие, например:
Конкурсы рисунков
Конкурс электронных презентаций «Что для меня английский язык»
Конкурс сочинений «Письмо моему английскому другу»
Конкурс кроссвордов о Лондоне.
Так же, во время подготовительного этапа оформляются информационные стенды об англоязычных странах, традициях народов этих стран.
Далее мероприятие идет по следующему плану:
Первый день
Торжественное открытые недели английского языка «Добро пожаловать в мир дружбы» “Welcome into the World of Friendship”
Брейн-ринг для начальных классов 3-4классы
Викторина «Эрудит» 5-9 классы
Второй день
Олимпиада по английскому языку 5-9 классы
“A magic trip to English Land”. 2 класс
Третий день
Страноведческие викторины:
«Знаете ли вы Великобританию?» 7-8 классы
«Знаете ли вы США?» 9 класс
Путешествие в «Страну английского языка»
Четвертый день
Урок-КВН 3 класс
«Звёздный час» 8-9 класс
Пятый день
Викторина «Кто хочет стать миллионером?» (“Who wants to be a millionaire?”)5-9 классы
Торжественная линейка. Подведение итогов конкурсных работ объявленных в начале недели. Поздравление победителей.
Таким образом, посредством стимуляции интеллектуальной и языковой активности во время активного участия в Неделе, учащийся не только повышает свою мотивацию и развивает творческие способности, но и сможет повысить свой культурный уровень и расширить образовательный горизонт. Проведение такого мероприятия в школе так же способствует возможности практическому владению речевой деятельности у учащихся и увеличения у них словарного запаса.
Вывод:
Повышение мотивации к изучению английского языка возможно за счет:
Разнообразия приемов и форм работы;
Использования таких приемов, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;
Большей самостоятельности учащихся в выполнении действий при овладении учебным материалом;
Формирования таких отношений взаимодействия между учителем и учащимися, с одной стороны, и в коллективе учащихся, с другой стороны, которые вызвали бы у школьников веру в успех и желание действовать вместе.
Список литературы:
1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. М.: ЯИШ. - 2011. 2. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика. - 2013. 3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение. - 2010.4. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. М.: ИЯШ. – 2013.