Методическая разработка по дисциплине Безопасность жизнедеятельности: открытый урок по теме Огневая подготовка: Материальная часть автомата Калашникова
Государственное профессиональное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Черемховский горнотехнический коллеж им.М.И.Щадова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Тема 2.4. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
1.Материальная часть автомата Калашникова.
2.Подготовка автомата к стрельбе.
3.Ведение огня из автомата.
Выполнил:
преподаватель спец.дисциплин
Черемхово, 2016
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Тема 2.4. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
1.Материальная часть автомата Калашникова.
2.Подготовка автомата к стрельбе.
3.Ведение огня из автомата.
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
«Тяжело в учении, легко в бою»
(Александр Васильевич Суворов)
Время урока: 90 минут.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная: изучить назначение и боевые свойства АК, научиться выполнять практические действия неполной разборки и неполной сборки АК при подготовке автомата к стрельбе, снаряжения магазина патронами, тактика ведения огня из автомата Калашникова.
Развивающая: сформировать мотивацию к самостоятельному поиску необходимой информации, повысить познавательную активность обучающихся при изучении дисциплины БЖД.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма у обучающихся, чувство гордости за российское оружие, бережное отношение к нему и уверенность в нём.
Напоминание о строгом соблюдении мер безопасности при обращении с оружием.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (учебно-методическое сопровождение):
Мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал в виде памяток-раздаток (3 штуки), учебные автоматы и магазины с патронами (3 штуки), видеофильм с демонстрацией порядка неполной разборки и сборки после неполной разборки автомата Калашникова, видеофильм о современных достижениях в области военных технологий РФ (12 мин).
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент (приветствие, наличие присутствующих, доклад старосты группы об отсутствующих и причинах отсутствия). 5 минут
2. Объявление темы и целей урока. Значимость данной темы. 3 минуты
3. Краткая биография Михаила Тимофеевича Калашникова. 7 минут
История создания АК, назначение и боевые свойства.5 минут
4. Устройство автомата Калашникова. Порядок его разборки – сборки.
10 минут
5.Снаряжение магазина автомата Калашникова патронами. 5 минут
6. Работа в группах: практическая отработка навыков, самостоятельная работа с раздаточным материалом в виде текстов и картинок. 30 минут
7. Рефлексия. 5 минут
8. Просмотр видеофильма о последних достижения России в области военных технологий. 12 минут.
9. Подведение итогов урока.4 минуты
10. Выдача домашнего задания. 3 минуты
ХОД УРОКА:
2. Объявление темы и цели урока. Значимость данной темы.
Прежде чем объявить тему урока, я хочу предложить вам несколько вопросов по поводу того предмета, вокруг которого будет строиться сегодняшний урок:
Какие виды боевого оружия, изобретенного в России, вы знаете?
Изучаемое на сегодняшнем уроке огнестрельное оружие изображено на гербе государства Мозамбик
Его называют иногда 8-ым чудом света, одним из символов нашей эпохи
Его называют самым лучшим и самым популярным видом оружия, он является самым известным видом оружия на планете благодаря своей простоте и надёжности, компактности и мощности
На тактическом применении этого оружия основана игровая программа Counter-Strike, в которую сегодня играют и взрослые мужчины и дети и подростки.
Наводящий вопрос: Что это за оружие, которое носит имя своего создателя?
Ответ обучающихся: Автомат Калашникова.
Итак, темой сегодняшнего урока является изучение назначения, боевых свойств, устройства АК и правила разборки-сборки АК, а также снаряжения магазина АК патронами. Эта тема закрепит и углубит ваши знания по разделу «Огневая подготовка», т.к. те навыки, которые вы получите при изучении данного раздела, помогут вам получить навыки обращения с огнестрельным боевым оружием и по-настоящему почувствовать себя защитниками Отечества.
На сегодняшнем уроке я ставлю следующие задачи перед вами, дорогие ребята:
Вы должны изучить историю создания легендарного оружия и узнать о тех его важнейших технических характеристиках, которые делают его столь совершенным
Научиться осуществлять неполную разборку и сборку АК и
Научиться снаряжать магазин патронами
Изучить тактику ведения огня из автомата Калашникова
Мотивация изучения данной темы в том, что почти каждому юноше придётся пройти службу в армии, где понадобятся навыки обращения с оружием. Девушкам это умение потребуется в меньшей степени, но сказать, что не потребуется вообще, нельзя. Во-первых, сейчас всё больше девушек стремятся поступить в военные учебные центры, в которых получают военное образование наряду с гражданским. Во-вторых, живя на родине этого легендарного оружия, зная, как оно славится в мире, как можно не уметь производить его разборку-сборку? Это просто не патриотично.
Сегодня наш урок проходит в нетрадиционной форме. Мы будем теоретически изучать новый материал и практически его отрабатывать.
Включаю презентацию «Калашников»
3. Краткая биография Михаила Тимофеевича Калашникова.left0Приступая к изучению автомата, я сообщаю обучающимся биографию конструктора М. Т. Калашникова.Михаил Тимофеевич Калашников родился 11 ноября 1919 года на Алтае в многодетной крестьянской семье. Окончив 9 классов школы, М.Т.Калашников устроился учеником в железнодорожном депо, затем работал техническим секретарем отделения ТуркСиба в Алма-Ате. В 1938 призван в армию, окончил там школу механиков-водителей танка. В армии сделал несколько изобретений - счетчик количества выстрелов танковой пушки, приспособление для эффективной стрельбы из пистолета через щели в башне танка, прибор для учета моторесурса двигателя танка. В начале Великой отечественной войны М.Т.Калашников воевал в качестве командира танка, в звании старшего сержанта. В октябре 1941 был тяжело ранен. В госпитале начал разрабатывать конструкцию своего пистолета-пулемета. Получив шестимесячный отпуск по состоянию здоровья, в железнодорожных мастерских изготовил образец ПП. В июне 1942 этот образец был рассмотрен в Артиллерийской академии. Пистолет-пулемет не был рекомендован для принятия на вооружение, однако М.Т.Калашникова направили служить на Центральном научно-исследовательском полигоне стрелкового вооружения Главного Артиллерийского управления РККА. Там в 1944 разработал опытный образец самозарядного карабина, а на его основе в 1946 - автомат. В 1947 усовершенствовал его конструкцию и в том же году автомат Калашникова победил в конкурсных испытаниях. В 1949 АК был принят на вооружение, а старший сержант Калашников получил Сталинскую премию первой степени и орден Красной Звезды. С тех пор М.Т.Калашников живет и работает в Ижевске, став Главным конструктором стрелкового оружия и генерал-майором.В 1974 году на вооружение был принят новый автомат конструкции Калашникова 5,45мм АК-74.Советское правительство высоко оценило заслуги М. Т. Калашникова в укреплении оборонной мощи советского государства. За создание автомата АК-47 Михаилу Тимофеевичу Калашникову была присуждена Сталинская (Государственная) премия первой степени. Позднее были приняты на вооружение автомат АКМ и ручной пулемет РГС. За этот труд конструктор удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1964 году ему присуждена Ленинская премия. Спустя 34 года М. Т. Калашников вновь стал лауреатом Государственной премии. В 1976 году Михаил Тимофеевич удостоен второй Золотой медали "Серп и молот". Среди его наград - три ордена Ленина, "За заслуги перед Отечеством" II степени, ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, многие медали. М. Т. Калашников - кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Михаил Тимофеевич Калашников - доктор технических наук, Заслуженный работник промышленности СССР, Заслуженный деятель науки и техники Республики Удмуртии. Он - почетный член (академик) РАН, Академии ракетно-артиллерийских наук, Российской инженерной академии, действительный член Петровской академии художеств и искусства, Международной академии наук, индустрии, образования и искусства США, Международной академии информатизации, Союза дизайнеров России, ряда других крупных научных учреждений; Почетный гражданин Удмуртской Республики, города Ижевска, села Курья Алтайского края. М. Т. Калашников опубликовал три книги воспоминаний: "Записки конструктора-оружейника" (1992), "От чужого порога до Спасских ворот" (1997), "Я с вами шел одной дорогой" (1999). Член Союза писателей России. Михаил Тимофеевич увлечен классической музыкой. Он - постоянный участник традиционных дней музыки Петра Ильича Чайковского. Любит поэзию. Еще в школе увлекался сочинением стихов. Его предвоенные стихотворения публиковались в газете Киевского Особого военного округа "Красная Армия".
Назначение АК-74:
7,62мм модернизированный автомат Калашникова является индивидуальным оружием, предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож.(демонстрация автомата на презентации и учебных моделей автомата в виде раздаточно-обучающих пособий)
История создания АК, назначение и боевые свойства.
История создания АК очень интересна. Мы остановимся сейчас лишь на нескольких моментах, но самостоятельно вы можете узнать об этом гораздо больше. Итак, создателем легендарного автомата стал Михаил Тимофеевич Калашников - молодой человек, имевший профессию железнодорожника, а затем военную специальность танкиста. О таких говорят, что это самородки, т.к. ни в каких технических вузах Калашников не обучался, инженерно-технического образования не имел. Идея создания мощного и удобного пистолета – пулемёта родилась у Калашникова во время войны. Несколько лет ушло на то, чтобы воплотить идеи в реальность, в 1947 году на свет появился АК – 47. В 1959 году автомат Калашникова модернизировали, и новая модель получила название АКМ (автомат Калашникова модернизированный).
По своему устройству автомат очень прост. А раз прост, то и надёжен. АКМ не боится воды, грязи и пыли. Солдат может целый день брести по болоту, по грудь в воде, проваливаясь в грязь вместе с оружием, но когда он выйдет к позициям врага, автомат будет готов к бою. О ТТХ, которые свидетельствуют о высоких боевых свойствах АКМ, а также об удобстве его использования, вы узнаете из практической части урока.
4. Устройство АКМ. Порядок его разборки – сборки.
Разборка-сборка АК бывает полной и неполной. Полная производится в заводских условиях. Как же производится неполная?
Я продемонстрирую вам порядок разборки-сборки, сопровождая всё это комментариями.
Я осуществляю разборку-сборку АК, комментируя каждое движение.
МОИ ДЕЙСТВИЯ: разборка автомата:
Может быть полная и неполная. Рассмотрим когда проводится полная и неполная разборка автомата. Полная разборка автомата производится для чистки при сильном загрязнении автомата, во всех остальных случаях производятся неполная разборка. Разборку и сборку автомата производят на столе или чистой подстилке; части и механизмы укладывают в порядке разборки.
Порядок неполной разборки автомата:
Студенты определяют ключевые фразы и записывают в рабочую тетрадь.
Педагог: подчеркнуть 1 пункт, начинаю детальный показ неполной разборки АК, проговаривая каждое действие:
1.Отделить магазин,
2.перевести переводчик вниз, осмотреть патронник ,
3.спустить курок боевого взвода в положении автомата 45-60° от поверхности стола,
4.вынуть пенал с принадлежностью,
5.отделить шомпол,
6.отделить крышку ствольной коробки,
7.отделить возвратный механизм,
8.отделить затворную раму с затвором,
9.отделить затвор от затворной рамы,
10.отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
Порядок сборки автомата после неполной разборки.
Студенты оформляют в рабочих тетрадях записи пунктов 1-10.
Педагог: начинаю детальный показ сборки автомата после неполной разборки, проговаривая каждое действие.
Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой,
присоединить затвор к затворной раме,
присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке,
присоединить возвратный механизм,
присоединить крышку ствольной коробки,
спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель,
присоединить шомпол,
вложить пенал в гнездо приклада,
присоединить магазин к автомату.
Для углубленного визуального восприятия включаю ВИДЕО-ролик с демонстрацией технологии неполной разборки и сборки автомата Калашникова.
Фронтальная работа:
А теперь ещё раз рассмотрим порядок разборки – сборки автомата. Я демонстрирую вам фотослайды, а вы по-очереди называете выполняемые действия.
Идёт просмотр слайдов, ребята комментируют действия по разборке – сборке АК.
5. Снаряжение магазина АКМ патронами.
В боевых условиях успех часто зависит от того, насколько быстро солдат может снарядить магазин автомата патронами. Посмотрите, как выполняется эта операция.
Я осуществляю снаряжение магазина патронами, комментируя каждое движение.
6. Работа в группах: практическая отработка навыков, самостоятельная работа с текстами, работа в парах.
Ну а теперь приступаем к практической части урока.
В классе создано 3 учебных места с учебным оружием (на каждом ряду на второй парте) по разборке-сборке автомата и по снаряжению магазина. Каждый участник группы должен пройти все этапы неполной разборки и сборки АК.
Мне потребуется помощь трех обучающихся, желающих продемонстрировать с комментариями (комментирует один) порядок неполной разборки (разбирает второй) и сборки после неполной разборки (собирает третий) АК и далее помочь каждому из вашей группы произвести все действия по неполной разборке и сборке после неполной разборки АК.
Названным учащимся занять свои учебные места.
Каждый из вас по команде выходит к рабочему месту и выполняет упражнение.
Затем трое (по одному на каждый ряд) помощников проверяют технику разборки-сборки АК у каждого из оставшихся обучающихся и выставляют оценки.Задания понятны? Группа СЭЗС-14, к выполнению заданий приступить!
Далее в практической части урока выделяется 2 блока.
7. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Какие новые практические навыки приобрели?
Что вы освоили не до конца? Над чем ещё необходимо поработать?
Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?
Давайте вместе хором повторим: из каких составных частей состоит автомат Калашникова при неполной разборке.
8. Просмотр видеофильма о последних достижения России в области военных технологий. 12 минут.
А теперь посмотрим видеофильм о современных достижениях России в области военных технологий.
9. Подведение итогов урока.
Преподаватель: Итак на этом уроки все вы:
узнали о назначении и боевых свойствах автомата Калашникова;
ознакомились с его основными частями и механизмами;
научились разбирать и собирать АК;
узнали о том, что разборка АК бывает неполная и полная;
усвоили порядок действий, связанных с разборкой, сборкой АК.
провели закрепление-рефлексию.
Сегодня почти каждый из вас успел выполнить все задания.
Спасибо за работу консультантам, они справились со своей задачей: отслеживали правильность выполнения заданий и исправляли ошибки. За отработку приемов неполной разборки и сборки АК с нашими помощниками, все обучающиеся получают оценки (комментируют консультанты). В практической части вы приобрели первоначальные навыки, которые в дальнейшем вы должны развить и подойти к следующим результатам: производить неполную разборку и сборку после неполной разборки автомата Калашникова за максимально короткий отрезок времени (в секундах).
10.Домашнее задание: выучить порядок разборки – сборки АК, ТТХ автомата Калашникова и составные элементы автомата Калашникова, использую раздаточный материал, который останется у вас в качестве памяток. (3 минуты).
Ответить на вопросы домашнего теста (раздаточный материал 2).
Спасибо всем ребятам за активную работу на уроке.
Раздаточный материал №2 для проверочной работы.
В каком году принят на вооружение в Советской армии автомат Калашникова?
А) 1959.Б) 1949.В) 1945.2. Какова емкость магазина АКМ?А) 45.Б) 28.В)30.3. Чему равна начальная скорость пули?А) 715м/с.Б) 720 м/с.В) 700м/с.4. Какова боевая скорострельность АКМ при стрельбе очередями?А) 90 выстрелов в минуту.Б) 100 выстрелов в минуту.В) 115 выстрелов в минуту.5. Чему равен вес АКМ?А) 3,6 кг.Б) 5,2 кг.В) 6.3 кг.
Приложение к плану-конспекту урока:Основные части и механизмы автомата: 1 -ствол со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением и прикладом, 2 -крышка ствольной коробки, 3 -затворная рама, 4 -затвор, 5 -возратный механизм, 6 -газовая трубка со ствольной накладкой, 7 -ударно-спусквой механизм, 8 -цевья, 9 -магазин, 10 -пенал с принадлежностями Основные части и механизмы автомата: 1 -ствол со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением и прикладом, ^ 2 -крышка ствольной коробки, 3 -затворная рама, 4 -затвор, 5 -возратный механизм, 6 -газовая трубка со ствольной накладкой, 7 -ударно-спусквой механизм, 8 -цевья, 9 -магазин, 10 -пенал с принадлежностями
Разборка автомата:
Может быть полная и неполная. Рассмотрим когда проводится полная и неполная разборка автомата. Полная разборка автомата производится для чистки при сильном загрязнении автомата, во всех остальных случаях производятся неполная разборка. Разборку и сборку автомата производят на столе или чистой подстилке; части и механизмы укладывают в порядке разборки.
Порядок неполной разборки автомата:
Студенты определяют ключевые фразы и записывают в рабочую тетрадь.
Педагог: подчеркнуть 1 пункт, начинаю детальный показ неполной разборки АК, проговаривая каждое действие:
Отделить магазин, перевести переводчик вниз, осмотреть патронник , спустить курок боевого взвода в положении автомата 45-60° от поверхности стола, вынуть пенал с принадлежностью, отделить шомпол, отделить крышку ствольной коробки, отделить возвратный механизм, отделить затворную раму с затвором, отделить затвор от затворной рамы, отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
Порядок сборки автомата после неполной разборки.
Студенты оформляют в рабочих тетрадях записи пунктов 1-9.
Педагог: подчеркнуть 2-3 пункт, начинаю детальный показ сборки автомата после неполной разборки, проговаривая каждое действие. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой, присоединить затвор к затворной раме, присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке, присоединить возвратный механизм, присоединить крышку ствольной коробки, спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель, присоединить шомпол, вложить пенал в гнездо приклада, присоединить магазин к автомату.
Закрепление пройденного материала
Решение задач по карточкам. Максимальное количество баллов –5.
Проверка практической части.
Подведение итогов занятия, домашнее задание
Педагог: в ходе занятия вы узнали о назначении и боевых свойствах автомата Калашникова, ознакомились с его основными частями и механизмами, научились разбирать и собирать АК, узнали о том, что разборка АК бывает неполная и полная, усвоили порядок действий, связанных с разборкой, сборкой АК.
Домашнее задание: назначение, боевые свойства АК, порядок неполной разборки и сборки.
Найти полную биографию М. Калашникова и историю модернизации АК.