Методическая разработка практического занятия: Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования
Практическое занятие 4
Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования
Цель занятия
овладение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов.
Задачи урока:
Образовательная: актуализировать и закрепить ранее изученный материал, научиться составлять программы на языке программирования Паскаль;
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления, организованности, ответственности, повысить интерес обучающихся к данной теме.
знание:
алфавит и лексику языка;
правила записи выражений и операций.
операторы ввода-вывода;
операторы ветвления;
операторы цикла;
умение:
составление программ, реализующих линейные алгоритмы,
составление программ, реализующих оператор ветвления
составление программ, реализующих оператор цикла
умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
2. Материально – техническое оснащение занятия практического занятия:
компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux);
мультимедийное оборудование;
схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции»;
электронное пособие;
раздаточный материал (практическое задание),
язык программирования Паскаль
Задания.
Задание 1.
Для начала работы в системе необходимо отыскать в древовидной структуре каталогов ПК файл с именем TURBO.EXE и запустить его.
После успешного вызова системы экран приобретет вид, который вы наблюдаете в данный момент. В верхней части этого окна расположена строка содержания, главное меню системы, в нижней - краткая справка о назначении основных функциональных клавиш.Чтобы открыть окно редактирования программного кода в пункте меню FILE необходимо выбрать команду NEW.
В верхней части появившегося окна приводится имя дискового файла, в данном случае файл имеет имя NONAME00.PAS и два специальных поля, поле перемещения между окнами редактора и поле закрытия окна редактора кода, используемых при работе с мышкой (эти поля выделены квадратными скобками).
В окне редактора необходимо прописать код создаваемой вами программы.
Введите текст программы EXР_1.
PROGRAM EXР_1;
BEGIN
Writeln('Первая программа на языке Pascal');
END.
Перед запуском программы ее необходимо откомпилировать для проверки на наличие синтаксических ошибок. Чтобы запустить процесс компиляции необходимо выбрать команду COMPILE пункта меню COMPILE. Если компиляция прошла успешно на экране появится следующее сообщение, в противном случае будет выдано сообщение об обнаружении ошибки, которую необходимо исправить перед запуском программы, при этом курсор будет переведен в место обнаружения ошибки.
После исправления ошибок, если таковые обнаружены, необходимо повторно откомпилировать программу, чтобы убедиться, что ошибок в коде больше нет.
Теперь можно запустить программу, для этого необходимо выбрать команду RUN пункта меню RUN. Во время выполнения программы появится черный экран и на шаге ввода значений переменных процессор остановит свою работу, сработает программа прерывания работы процессора, компьютер будет ждать ввода значений переменных. После ввода всех значений программа произведет все вычисления и закончит свою работу, снова отобразив на экране окно редактора кода.
Для просмотра результатов вычисления программы нажмем сочетание клавиш ALT+F5. для возврата в окно редактора кода достаточно нажать любую клавишу.
Чтобы выйти из системы в пункте меню FILE выберем команду EXIT, при этом программой будет выведено сообщение о сохранении созданного файла.
Сохраните под именем EXР_1. В поле "Save File as" задайте путь сохранения. На диске С:\ или D:\ выберите папку с номером группы наберите имя файла и нажмите Ok.
Покажите результат преподавателю.
Произвести выход из оболочки Turbo Pascal различными способами.
Найдите в текущем каталоге файлы и просмотрите их расширение.
Задание 2.
Запустите программу Turbo Pascal и введите тексты следующих программ, согласно образцу. Произведите компиляцию программы: Compile→ Compile либо (Alt+F9), запустите программу: Run→ Run либо (Ctrl+F9). Покажите результат преподавателю.
Программа приветствия
Program Hello;
Begin
Writeln(‘Здравствуй, компьютер!’);
Write(‘Привет, ’); writeln(‘студент.’);
End.
Найти сумму двух чисел
Program Summa;{заголовок программы}
Var
X,Y,Summa:Integer;{раздел объявления переменных}
Begin{тело программы}
Write(‘Введите числа Х и Y’);
Readln(X,Y);
Summa:=X+Y;
Writeln(‘Сумма чисел X и Y равна ’, Summa);
Readln;{Оператор пустого ввода, заменяет Alt+F5}
End.
Составить программу, вычисляющую значение переменной m при данных i,j.k:
Program Primer_1;
Var
i, j, k :Integer;
m : Real;
Begin
Write(‘Введите значения для i, j и k =>’);
Readln(i, j, k);
m:=(i + j)/(k + 1);
Writeln(‘Значение для m = ’, m);
End.
Даны два вещественных числа. Вывести их двумя способами:
Program Primer_2;
Const A=4.5;
B=3.5;
Begin
Writeln(‘А= ’, A);{Получаем число с плавающей точкой}
Writeln(‘B= ’, B:5:2);{Получаем число с фиксированной точкой}
End.
Программа тестирования знания дат
Program VETVLENIE;
VarGod: Integer;
Begin Write('Введите год начала Великой Отечественной войны - ');
Readln(God);
If God = 1941 then
Writeln('Ответ верный')
Else
Writeln('Вы ошиблись');
Readln;
End.
Программа, составляющая таблицу умножения
Program Tumn;
VarP1, I : Integer;
Begin
Write('Введи первый сомножитель: ');
Readln(P1);
For I:=1 to 10 do {Организация цикла со счетчиком}
Begin
Writeln(P1,' x ',I, ' = ', P1*I);
end;
Readln;
End.
Задания для самостоятельного выполнения.
Даны два действительных положительных числа. Найти среднее арифметическое, сумму, разность и произведение этих чисел. Числа вывести на экран с 3 знаками после запятой.
Даны два целых числа. Найти среднее арифметическое, сумму, разность и произведение этих чисел.
Даны три действительных числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны. Результат вычисления вывести на экран монитора.
Написать программу вычисления значения функции:
y=x2, если 0<x<2; x+4, если-2<x≤0;0, в остальных случаях.Даны три числа a, b, c. Выяснить, верно ли, что a<b<c. Ответ получить в текстовой форме: верно или неверно.
4. Содержание отчета:
Название, цель работы, задание данной практической работы.
Номер варианта, условие задачи своего варианта и ее решение.
Результат продемонстрировать преподавателю.
Перечень контрольных вопросов.
Вывод о проделанной работе.
5. Контрольные вопросы
Как сохранить новую информацию из нового окна?
Как сохранить изменения в файле?
Опишите компиляцию и выполнение программ.
Из каких разделов состоит программа, написанная на языке программирования Turbo Pascal?
Какие разделы в программе обязательны?
Назовите известные вам арифметические операции и функции.
Как объявляются целые или вещественные переменные?
Как определить значение переменной?
Опишите операторы ввода информации.
Опишите операторы вывода информации.
Опишите оператор присваивания и правила его использования.