Формирование положительной Я-концепции у воспитанников специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья


Одним из ведущих принципов государственной политики в области образования Законом РФ "Об образовании" определяется "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности". В официальных документах указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в плане формирования у детей качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к рефлексии.
Дети детского дома - это дети с нравственной деформацией личности, с проявлением неадекватности поведения, с существенным дефектом межличностных отношений, с неблагоприятным вариантом восприятия себя, с негативной самооценкой. Асоциальный опыт, приобретенный до вступления в детский дом, отклонения в психофизическом здоровье, искажение восприятия действительности, эмоциональной сферы вследствие депривации и дезадаптации способствует формированию Я-концепции у детей по негативному типу. Для большинства воспитанников характерно искаженное самовосприятие, негативная самооценка, отсутствие рефлексивных действий. Этим обусловлены: низкая мотивация учебной и трудовой деятельности; негативный характер использования свободного времени; дефицит позитивного общения; нарушения правил нравственного поведения; неадекватность во взаимодействии с окружающими. Воспитанники чуть ли не в каждом деле склонны видеть непреодолимые препятствия, т.к. ориентированы не на своё Я, а на взрослого. Самооценка испытывает конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Большинство детей не чувствуют себя успешными, а дефицит успеха ведет к отрицательному представлению о себе. Низкая самооценка закрепляет за собой комплекс неполноценности, что ведет к душевному дискомфорту и тревожности.
Поэтому нужна целенаправленная работа по формированию позитивного Я, чтобы каждый воспитанник имел множество представлений о себе, своих сильных и слабых сторонах, умел оценивать себя, был удовлетворен собой и чувствовал свой личный потенциал.
Положительная самооценка определяется тремя факторами:
твёрдой убеждённостью в импонировании другим людям;
уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
чувством собственной значимости ("Я есть", "Я умею", "Я познаю", "Каким бы Я хотел быть").
Формирование положительной Я-концепции способствует позитивному проявлению потребностей личности, эффективному развитию, успешности. Для того чтобы дети чувствовали себя счастливыми, были способны адаптироваться и преодолевать трудности, им необходимо иметь положительное представление о себе, своей значимости, ценности.
Научить человека быть в ладу с самим собой - вечная проблема обучения. Еще Василий Андреевич Жуковский, будучи наставником наследника престола, Его Императорского Высочества Александра Николаевича (Александра П), писал: "Цель воспитания вообще и учения в особенности заключается в знакомстве ученика с четырьмя вещами:
с тем, что его окружает;
с тем, что он есть;
с тем, что он должен быть как существо нравственное;
с тем, как он должен направлять свои способности на служение добродетели".
В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.В работе с воспитанниками по формированию положительной Я-концепции поставлены цели: стратегическая -способствовать формированию позитивной Я-концепции через проявление эмпатии и уважения к другим людям;тактическая - способствовать формированию умения контролировать и оценивать свои действия и поступки.
Задачи:
1) создавать условия для формирования положительного образа Я у воспитанников через осознание себя в жизнедеятельности;
2) развивать восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний;
3) формировать желание познавать самих себя и анализировать свои поступки.
Ожидаемый результат: дети будут иметь положительные представления о себе, понимать и принимать себя, знать свои сильные и слабые стороны, оценивать себя и свои поступки, будут успешными в разнообразной деятельности.
Патентный поиск позволил прийти к выводу о том, что:
1) Я - концепция - это система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение;
2) чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче его внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от негативного окружения;
3) важнейший компонент личности - самоуважение - определяется отношением действительных ее достижении к тому, на что человек претендует, рассчитывает.
Как создать и поддержать положительную Я-концепцию у воспитанников детского дома? Педагог должен строить систему такого взаимодействия, сотрудничества, когда и где "Я" было бы результативным и поощряемым. Это взаимодействие строится на личностно-ориентированном подходе, продуктивном общении. Поэтому педагогу важно придерживаться ряда правил, способствующих самопониманию, самоуважению, становлению позитивного образа Я:
- сообщение воспитаннику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними;
- сообщение о своих хороших результатах воспитанник получает от людей авторитетных и значимых для него;
- сообщение воспитаннику о хороших результатах в форме внушения, т.е. соответствующим эмоциональным воздействием;
- предоставление возможности воспитаннику закрепить впечатление о хороших результатах;
- создание в окружении ребенка благоприятного к нему отношения сверстников;
- создание ситуации успеха и возможности ощущения ресурса успеха - "Я - могу";
- проявление к воспитаннику эмпатических чувств, искреннее переживание за него, умение держать его сторону даже тогда, когда его показатели не стабильны;
- предоставление самостоятельности (воспитывать, но не контролировать каждый шаг);
- не подсказывать решения, а показывать пути к нему, разыгрывать с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели;
- не пропустить момент, когда достигнут первый успех, дать оценку поступку и сделать паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал;
- оценивание поступка, а не личности;
- предоставление воспитаннику ощутить, что сочувствую ему, верю в него, хорошего мнения о нем, не смотря на его оплошность.
Для реализации педагогической цели и решения поставленных задач используются различные формыпроведения коррекционно-развивающих занятий. Среди них важное место занимают тренинг и игровые упражнения.
Специальные исследования и наблюдения показывают, что у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью коммуникативные способности не сформированы или сформированы слабо (те, которые приняты в современном цивилизованном обществе). Социальная среда, в которой они развивались, не способствовала усвоению детьми этических норм и правил, зачастую являясь асоциальной.
Этический тренинг - один из наиболее эффективных способов нравственного развития детей, способов тренировки нравственных норм поведения и общения с другими людьми. Этический тренинг способствует закреплению знаний о нормах и правилах культурного поведения с помощью выполнения различных игровых упражнений, помогающих сплотить коллектив, сформировать доброжелательное отношение друг к другу.
Этический тренинг - это форма идеального представления ситуаций взаимоотношений людей путем ролевой игры (или моделирования ситуаций), воссоздаваемых "здесь и сейчас" и анализируемых с позиций нравственных форм.
С помощью игровых упражнений появляется возможность выработать навыки этического общения с людьми и довести до сознания воспитанников общие правила, закономерности этического общения. Это способствует подготовленности детей к определенным реальным ситуациям.