Методическая разработка практического занятия по теме: «Среда обитания. Экосистемы».
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5»
Методическая разработка
практического занятия
по теме:
«Среда обитания. Экосистемы».
(для преподавателя)
Дисциплина: «Биология»
Специальность: 060501 Сестринское дело
Вид занятия: практическое
Количество часов: 2 часа
Москва, 2016 год
Составлена в соответствии с
требованиями Государственного образовательного стандарта
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 060501 Сестринское дело.
Автор: Сергеева О.В., преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ ДЗМ «МК № 5»
Содержание:
Пояснительная записка 4
Технологическая карта занятия. 5
Цели занятия и компетенции 5
Межпредметные связи 6
Оснащение занятия 8
Хронологическая карта 8
Методический блок. 9
Организационный момент 9
Актуализация и мотивация познавательной деятельности 9
Деловая игра – соревнование. 10
Подведение итогов игры 13
Проверка эффективности усвоения материала 14
Самопроверка результатов тестирования,
обсуждение вопросов, вызвавших затруднение. 17
Домашнее задание. 17
Критерии оценки. 18
Приложения 19
Пояснительная записка.
Данная работа создана с целью оказания методической помощи при проведении практического занятия по биологии по теме «Среда обитания. Экосистемы». На это занятие отводится два академических часа. Целью этого занятия является умение студентов применять на практике знания полученные на теоретических занятиях. Это занятие – обобщения знаний по темам: «Среда обитания» и « Экосистемы», целесообразно провести в форме деловой игры. Суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности. Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера. Воспитательная эффективность заключается в том, что в процессе деловой игры, формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, их взаимосвязь при решении общих задач, коллективное обсуждение вопросов, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры. Развивающая эффективность осуществляется в процессе игры, при развитии логического мышления, способности к поиску ответов на поставленные вопросы, развитии речи, речевого этикета, умения общаться в процессе дискуссии.
Вначале занятия необходимо мотивировать студентов к данной теме, для этого можно рассмотреть вопрос о связи законов экологии с жизнью и здоровьем людей. В данной работе предлагается это сделать с помощью «экологической сказки». Иллюстрация сказки предлагается как индивидуальное домашнее задание.
Затем проводится деловая игра. Задания к игре делятся по уровням сложности, что соответствует «стоимости» заданий в баллах (1, 2, 3 балла). Студенты обсуждают ответ в группе, на обсуждение заданий отводится разное время. Для ответа преподаватель может вызвать любого студента из группы. Правильный ответ оценивается баллами, которые идут в «копилку» группы. В конце игры набранные командой баллы подсчитываются и выставляются оценки соответственно набранным баллам каждому студенту в группе.
После игры можно провести проверку усвоения материала в виде теста.
Методический блок
Учебная дисциплина: Биология.
Тема занятия: Среда обитания. Экосистемы.
Вид занятия: практическое занятие.
Время: 90 минут.
Место проведения: кабинет биологии № 33.
Мотивация темы:
Место в календарно-тематическом плане: занятие проводится в разделе «Основы экологии».
Рекомендации к поведению студентов:
Рекомендуется педагогика сотрудничества, партнерские взаимоотношения преподавателя и студентов с учетом индивидуальных особенностей, рекомендуется деликатный характер взаимоотношений между студентами. Для повышения мотивации в учебе необходимо создание комфортных условий в учебном коллективе: не опаздывать на занятия, выполнять требования преподавателя, принимать активное участие в беседе, стремиться к качественному выполнению самостоятельной аудиторной работы, которая подвергается анализу и коррекции со стороны преподавателя.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.
Дисциплина: биология
Курс: I
Тема занятия: 7.5. Среда обитания. Экосистемы.
Вид занятия: практическое.
Цели занятия:
Учебная:
студент должен знать: абиотические, биотические и антропогенные факторы; основные закономерности функционирования экосистем, их структуру, основные закономерности и этапы экологических сукцессий, правила экологических пирамид, правило 10%, закономерности потока вещества и энергии в трофических сетях.
студент должен уметь: определять место человека как биологического организма в живой природе, определять оптимальное и ограничивающее действие факторов среды, сравнивать среды жизни, составлять пастбищные и детритные пищевые цепи и пищевые сети.
Воспитательная: воспитывать активность и самостоятельность, умение работать в группе, заинтересованное отношение к учебе.
Развивающая: развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование компетенций.
Компетенции деятельности:
Готовность составлять пищевые цепи
Готовность решать экологические задачи
Готовность использовать теоретические знания в решении задач
Готовность использовать знания по математике, физике и химии.
Компетенции личности:
Аккуратность
Точность
Внимательность
Последовательность
Бережливость к оборудованию кабинета биологии.
Общие компетенции:
Способность самостоятельно работать с информацией
Готовность выступать перед аудиторией
Готовность взаимодействовать и сотрудничать с другими студентами и преподавателем
Готовность использовать новые информационные технологии и современные методы, приемы, средства передачи и хранения информации.
Межпредметные связи: химия, физика, математика, экология и гигиена человека.
Обеспечение занятия:
А. Материально-техническое:
Наглядные пособия: мультимедийная презентация.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Б. Методическое: рабочая программа, календарно-тематический план, технологическая карта занятия, организационно-методическая рекомендация к ведению занятия, раздаточный материал - тесты.
В. Литература:
Основная:
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология «Дрофа» 2001.
Чебышев Н.В. Биология М. «Академия» 2005.
Дополнительная:
Рувинский А.О. Общая биология 10-11. М.: Просвещение, 2006.
Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Академия, 2003.
Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. М.: Дрофа, 2004.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Хронологическая карта
№
п\п
Этапы
занятия
Время
(мин)
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
1
Организационный момент
1
Проверяет присутствующих и готовность учащихся к занятию, делит студентов на группы
Быть готовыми к занятию: наличие тетради,
2
Актуализация и мотивация познавательной деятельности
15
Объявляет тему, план и цели занятия. Делит студентов на две рабочие группы.
Записывают тему и цели занятия. При необходимости пересаживаются.
3.
Деловая игра – соревнование.
47
Объясняет последовательность и суть заданий, оценивает каждое задание.
Выполняют задания разного уровня сложности, активно работают в группе.
4.
Подведение итогов игры
3
Подводит итог, объявляет оценки
Студенты считают количество баллов, набранных командой
5.
Проверка эффективности усвоения материала
15
Проводится с помощью программированного опроса (тест).
Выполняют тест
6.
Самопроверка результатов тестового контроля.
5
Демонстрирует эталоны ответов
Проводят самопроверку
7
Рефлексия
3
Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей
Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов
9.
Домашнее задание
1
Задает домашнее задание
Отмечают домашнее задание.
Методический блок.
Организационно-методическая рекомендация к ведению занятия.
Организационный момент.
Проводится с целью проверки готовности студентов к занятию, мобилизации внимания и создания деловой, творческой обстановки.
Актуализация и мотивация знаний.
В качестве индивидуального домашнего задания два студента из группы получили задание придумать и проиллюстрировать экологическую сказку. Они демонстрируют ее в виде презентации.
Обобщающее занятие проводится в форме деловой игры. Преподаватель делит студентов на 2 рабочие группы, объясняет правила работы в группах и вопросы, вошедшие в тему игры.
Вопросы для фронтального опроса:
1. Какие группы экологических факторов вам известны?
2. Что такое ограничивающий фактор?
3. Что такое цепи питания? Чем отличаются детритные и пастбищные цепи питания?
4. Группы организмов в цепях питания?
5. Группы организмов: фитофаги, симбионты, детритофаги, зоофаги, паразиты.
6. Закон экологической пирамиды. Биомасса.
7. Развитие и смена экосистем. Этапы сукцессии.
Правила «игры»:
Задания делятся по уровням сложности, что соответствует «стоимости» заданий в баллах (1, 2, 3 балла).
Задания поочередно даются двум группам.
Студенты обсуждают ответ в группе, на обсуждение заданий на 1 балл дается 20 секунд, на 2 балла – 40 секунд, на 3 балла – 1 минута.
Для ответа преподаватель может вызвать любого студента из группы.
Правильный ответ оценивается баллами, которые идут в «копилку» группы.
В конце игры набранные командой баллы подсчитываются и выставляются оценки соответственно набранным баллам каждому студенту в группе.
Деловая игра – соревнование.
Задания для игры демонстрируются в виде презентации.
Задания на 1 балл.
Слайд 4 Выберите из списка животное, у которого отсутствует суточный ритм:
А) собака
Б) заяц
В) ворона
Г) глубоководный удильщик
Д) лягушка
Е) окунь
Ответ: Г.
Слайд 6 Из перечисленных биологических явлений годичным биоритмам подчиняются:
А) открывание и закрывание устьиц на листьях растений
Б) миграция лососевых рыб на нерест в реки
В) открывание и закрывание раковин у морских моллюсков
Г) изменение склонности к кровотечениям у оперированных больных.
Ответ: Б
Слайд 8 Назовите типы биологических ритмов (приливно-отливные –ПО; суточные –С; годовые –Г), определяющих следующие явления:
А. перелеты птиц с мест гнездования в южные районы - _______
Б. спячка бурых медведей - ________
В. Утреннее раскрывание цветков растений - __________
Г. линька соболя - __________
Д. периодичность запирания и открывания раковин устриц в прибрежной зоне - _________
Е. цветение покрытосеменных растений умеренных
широт - ________
Ж. сон и бодрствование человека - __________
Ответ
А -. Г
Б.- Г
В – С
Г – Г
Д - ПО
Е - Г
Ж – С
Слайд 10 В каждом из предложенных примеров выберите и подчекните тот фактор, который можно считать ограничивающим, т.е. не позволяющим организмам существовать в предлагаемых условиях:
А) Для растений в океане на глубине 6000 метров: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет;
Б) Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода;
В) Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет;
Г) Для речной обыкновенной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород;
Д) Для кабана зимой в северной тайге: температура, свет, кислород, влажность воздуха, высота снежного покрова.
Ответ: А – свет, Б- вода, В- пища, Г – соленость воды, Д - высота снежного покрова.
Слайд12. 4. Из перечисленных названий выберите продуцентов, консументов, редуцентов: медведь, бык, дуб, елка, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, пеницилл, дрожжи, клоп-черепашка, росянка, опята, саранча, яблоневая плодожорка.
Ответ: продуценты: дуб, елка, шиповник, баобаб, капуста; редуценты: гнилостные бактерии, пеницилл, дрожжи; консументы: медведь, бык, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, клоп-черепашка, росянка, опята, саранча, яблоневая плодожорка.
Слайд 13. Определите, к каким факторам среды можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, паразитизм, свет, строительство дорог, давление воздуха, конкуренцию, выброс углекислого газа заводами, соленость воды.
Слайд14 . Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях:
Сосна - ? - дятел
Примерный ответ: короед
Слайд 15 Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях:
Фрукты – дрозофила - ? - кошка
Примерный ответ: синица
Слайд 16 Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях:
Береза - ? - кукушка
Примерный ответ: листовертка
Слайд17 Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях:
Пшеница- ? - гадюка – аист
Примерный ответ: мышь
Слайд 18 Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях:
Трава – кузнечик - ? - уж - ? .
Примерный ответ: лягушка, цапля
Слайд19 Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях:
Лилия – комнатная муха - ? - синица - ?
Примерный ответ: паук, сокол-балобан
Слайд 20. Задания на 2 балла.
Слайд 21. Инфузорий-туфелек поместили в закрытую пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой, содержащей пищу для простейших. Как вы думаете, что произойдет с инфузориями дальше и почему?
Примерный ответ: Простейшие погибнут из-за недостатка кислорода в прокипяченной воде.
Слайд 22. . Ученые-ихтиологи сталкиваются с серьезными проблемами при сохранении для музеев глубоководных рыб. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле слова взрываются, что вызывает нарушение их наружных и внутренних органов. Объясните, почему это происходит.
Примерный ответ: На больших океанских глубинах давление много выше атмосферного. Организмы, живущие в этих условиях, имеют высокое внутреннее давление, противостоящее наружному. При поднятии на поверхность окружающее давление падает, что вызывает разрыв тканей за счет относительно возросшего внутреннего давления.
Слайд 23. Прочитайте список организмов и укажите, к какой из перечисленных групп они относятся. Фитофаги, симбионты, зоофаги, детритофаги
Список организмов: бобр, волк, росянка, иксодовый клещ, слон, бычий цепень, дафния, кролик, рак, рысь, гриб трутовик, овца, подберезовик, палочка Коха, щука, самка комара, дождевой червь, личинка навозной мухи, колорадский жук, карп, клубеньковые бактерии, жук-скарабей.
Ответ:Список организмов: бобр - фито, волк - зоо, росянка - зоо, иксодовый клещ - паразит, слон - фито, бычий цепень- паразит, дафния - фито, кролик - фито, рак - детритофаг, рысь - зоо, гриб трутовик - паразит, овца - фито, подберезовик - симбионт, палочка Коха - паразит, щука - зоо, самка комара - паразит, дождевой червь - детритофаг, личинка навозной мухи - детритофаг, колорадский жук - фито, карп - фито, клубеньковые бактерии - симбионты, жук-скарабей – детритофаги (организмы, питающиеся остатками организмов или их выделений).
Слайд 24. Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут конкурировать.
Пары организмов: ландыш – сосна, полевая мышь – полевка обыкновенная, волк – лисица, окунь – щука, канюк – сова-неясыть, барсук – лисица, рожь – василек синий, саксаул – верблюжья колючка, шмель – пчела.
Ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плотва, ионы калия, мелкие грызуны.
Ответ: Ландыш – сосна (ионы калия), полевая мышь – обыкновенная полевка (семена пшеницы), волк – лисица (зайцы), окунь – щука (мелкая плотва), канюк – сова-неясыть (мелкие грызуны), барсук – лисица (нора), рожь – василек синий (свет), саксаул – верблюжья колючка (вода), шмель – пчела (нектар).
Слайд 25. Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему?
Ответ: 1) На большой высоте мало кислорода.
2) Потребность в нем восполняется за счет увеличения количества эритроцитов.
Слайд 26. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
Ответ: 1) Быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше.
2) Глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.
Слайд 27. Задания на 3 балла.
Слайд 28 . Составьте по 3 цепи питания. Все они должны начинаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором – личинка комара в пресном водоеме, в третьем – комнатная муха. Все цепи должны заканчиваться человеком. Предложите наиболее длинные варианты цепей.
Примерный ответ:
дуванчик – детрит – дождевой червь – землеройка – уж – кабан – человек;
детрит – личинка комара – мелкая плотва – окунь – щука – человек
детрит – личинка комнатной мухи (взрослая муха) – стрекоза – голавль – человек;
Слайд 29 . Дайте название рисунку. Объясните закономерности изображенные на нем.
Примерный ответ:
Слайд 30 Дайте название рисунку. Объясните закономерности изображенные на нем.
Примерный ответ:
Слайд 31 Зная правило 10%, рассчитайте:
а) сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Ответ: 500 кг.
б) сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один синий кит весом 150000 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – синий кит). Ответ: 15000000 кг.
Слайд 32 Составьте пищевую сеть широколиственного леса (домашнее задание).
Примерный ответ:
Слайд 33 Составьте пищевую сеть широколиственного леса (домашнее задание).
Примерный ответ:
Подведение итогов игры.
Студенты считают количество баллов, набранных командой. Преподаватель подводит итог игры, объявляет оценки студентов. Оценки выставляются соответственно баллам набранным командой.
23 - 26 баллов – «5»
19 - 22 балла - «4»
– 18 баллов – «3»
Проверка эффективности усвоения материала. Проводится с помощью программированного опроса (тест).
Тест.
Вариант 1.
Недостаток света для травянистых растений под пологом хвойного леса относят к факторам:
А. оптимальным
Б. ограничивающим
В. антропогенным
Г. сезоннымСовокупность сосуществующих популяций разных видов:
А) экосистема Б) фитоценоз
В) биоценоз Г) зооценоз Организмы - потребители мертвых растительных остатков:
А) фитофаги Б) зоофаги
В) сапрофаги Г) некрофаги.
К биотическим факторам среды относят:
А. растительный опад, минеральный состав почвы, температура
Б. соленость воды, свет, останки животных
В. гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами
Г. газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воды и воздуха промышленными отходами
Назовите ту последовательность групп организмов, входящих в состав биогеоценоза, которая обеспечивает преобразование Е, поступающей в биогеоценоз, и передачу ее в цепях питания:
А) консументы, продуценты, редуценты
Б) редуценты, продуценты, консументы
В) продуценты, консументы, редуценты
Г) консументы, редуценты, продуценты
Укажите организмы, которые относят к группе продуцентов:
А) наземные растения, водоросли, бактерии-хемосинтетики
Б) травоядные и плотоядные животные
В) бактерии гниения, брожения и грибы
7. Установите последовательность организмов в цепи выедания (пастбищной цепи)
А) рыбы макрофаги
Б) птицы ихтиофаги
В) рыбы микрофаги
Г) зоопланктонД) фитопланктон
8. Установите соответствие:
Факторы среды
Примеры
Биогенные
Абиогенные
Хищничество
влажность воздуха
температуру воздуха
паразитизм
свет
конкуренция
Вариант 2.
Недостаток неорганических веществ, которые испытывают растения на бедных песчаных почвах, относят к факторам
А. оптимальным
Б. ограничивающим
В. антропогенным
Г. сезонным
Совокупность живых организмов и окружающих их неорганических тел связанных между собой потоком энергии и круговоротом веществ:
А) экосистема Б) фитоценоз
В) биоценоз Г) популяция
Организмы - потребители мертвых животных
А) фитофаги Б) зоофаги
В) сапрофаги Г) некрофаги.
Назовите продуценты, которые в сосновом лесу создают основную массу биологической продукции:
А) однолетние и двулетние травянистые растения
Б) многолетние травянистые растения
В) кустарники
Г) деревья
Назовите группу организмов, представители которой в биогеоценозе заканчивают преобразование Е, поступившей из внешнего источника:
А) консументы
Б) продуценты
В) редуценты
Г) паразиты
Назовите компонент биогеоценоза, биомасса которого за продолжительный период времени обычно преобладает над биомассой других компонентов:
А) продуценты
Б) консументы
В) редуценты
7. Установите последовательность организмов в цепи разложения (детритной)
А) хищники макрофаги
Б) детритофаги
В) детрит
Г) хищники микрофаги
8. Установите соответствие:
Группы организмов
Примеры
Зоофаги
Паразиты
волк
росянка
иксодовый клещ
бычий цепень
гриб трутовик
сова
Вариант 3.
Для обитателей небольших прудов и непроточных озер ограничивающим фактором является недостаток:
А. тепла
Б. кислорода
В. света
Г. растений
Организмы, разлагающие мертвые органические вещества до неорганических:
А) фитофаги Б) зоофаги
В) сапрофаги Г)детритофаги.
Назовите продуценты, которые в дубраве создают основную массу биологической продукции:
А) однолетние и двулетние травянистые растения
Б) многолетние травянистые растения
В) кустарники
Г) деревья
Назовите группу организмов, представители которой в биогеоценозе первыми начинают преобразование Е, поступившей из внешнего источника:
А) консументы
Б) продуценты
В) редуценты
Г) симбионты
Агроценозы в отличие от биоценозов:
А) имеют полный круговорот веществ Б) имеют большое видовое разнообразие
В) имеют короткие пищевые цепи Г) устойчивая экосистема.
Укажите организмы, которые относят к группе консументов:
А) наземные растения, водоросли, бактерии-хемосинтетики
Б) травоядные и плотоядные животные
В) бактерии гниения, брожения и грибы
Г) растения, бактерии и грибы.
7. Установите последовательность процессов, сопровождающих сукцессию:
А) формирование травяного сообщества
Б) формирование лесного сообщества
В) появление накипных лишайников на скальных породах
Г) появление полукустарников и кустарников
Д) появление кустистых лишайников и мхов.
8. Установите соответствие:
Группы организмов
Примеры
Симбионты
Детритофаги
подберезовик
дождевой червь
личинка навозной мухи
клубеньковые бактерии
жук-скарабей
лишайник
6.Самопроверка результатов тестового контроля.
Студенты меняются выполненными тестами. Преподаватель демонстрирует эталоны ответов, а студенты проводят самопроверку.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
1.
Б
Б
Б
2.
А
А
Г
3.
Г
Г
Г
4.
В
Г
А
5.
В
В
В
6.
А
А
Б
7.
Д-Г-В-А-Б
В-Б-Г-А
В-Д-А-Г-Б
8.
1-А,D,F
2-B,C,E
1-A,B,F
2-C,D,E
1-A,D,F
2-B,C,E
За каждый правильный ответ на вопросы 1-6 поставьте 1 балл, за правильные ответы на вопросы 7-8 – по 2 балла.
«5» - 9-10 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов
«2» - менее 5 баллов.
Рефлексия.
Преподаватель предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.
8. Домашнее задание стр. 135-151.
Критерии оценки знаний.
Оценка «5» ставится, если студент:
Обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующую тему.
Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры «не только из учебников, но и подобранные самостоятельно»,правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания учащихся данного материала.
Уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполненных практических работ.
Свободно владеет речью, биологической терминологией.
Оценка «4» ставится, если студент:
Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметки «5».
Допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.
Оценка «3» ставится, если студент:
Знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил.
Допускает частичные ошибки.
Излагает материал недостаточно связанно и последовательно.
Оценка «2» ставится, если студент:
Обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл.
Беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерыва
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415ъ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415
15