Методическая разработка практического занятия по теме Профилактика пролежней
гминистерство здравоохранения
пензенской области
кузнецкий филиал гбоу спо
«пензенский областной медицинский колледж»
Методическая разработка
практического занятия
ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
МДК 07.03 «Технология оказания медицинских услуг»
Тема: «Профилактика пролежней»
Специальность: «Лечебное дело», «Сестринское дело»
Составила : преподаватель Багданова А.Х
Рассмотрена на заседании ЦМК
«Сестринское дело»
протокол № ________от________
Председатель ЦМК: Воронцова В.Ф.
2015
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
На данном практическом занятии -
Обучающийся должен освоить элементы следующих профессиональных и общих компетенций:
ПК 4.1. – Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2 - Соблюдение принципов профессиональной этики.
ПК 4.3 – Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского процесса.;ПК 4.4 - Консультирование пациента и его окружения по вопросам ухода и самоуходаПК 4.5 - Оформление медицинской документации.
ПК4.6- Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.
ПК 4.7. – Обеспечивать инфекционную безопасность;
ПК 4.11. – Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
ОК 1. – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 12. – Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
Обучающийся должен приобрести следующие знания и умения, составляющие общих и профессиональных компетенций:
Обучающийся должен знать:
Факторы риска образования пролежней;
Места возможного образования пролежней;
Стадии образования пролежней;
Знать шкалы для оценки риска образования пролежней;
Правила личной гигиены пациента, смены нательного и постельного белья, двигательного режима.
Обучающийся должен уметь:
Определить степень риска возникновения пролежней у каждого пациента;
Производить ежедневные гигиенические процедуры, направленные на профилактику образования пролежней, осуществлять смену нательного и постельного белья;
Организовать двигательный режим пациента;
Обучить родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней на дому;
Заполнять документацию, вести карту сестринского наблюдения больного с пролежнями
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме: «Профилактика пролежней»
Цель занятия: «Формирование умений по выполнению мероприятий направленных на предупреждение образования пролежней».
Задачи:
ознакомить с анатомическими областями образования пролежней
ознакомить с осуществлением личной гигиены пациента и бельевого режима;
научить оценивать риск образования пролежней тяжелобольного по шкале Ватерлоу.
научить проводить профилактику пролежней
организовать почасовой двигательный режим тяжело больного;
Обучить родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней на дому. развить интерес к изучению данной темы;
развить познавательную деятельность обучающихся;
развить умение применять полученные знания и навыки в конкретных ситуациях.
продолжить воспитание сдержанного, ровного и спокойного отношения к пациенту;
воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы при осуществлении мер направленных на предупреждение образования пролежней;
воспитывать интерес к изучаемой дисциплине.
Вид занятия: практическоеМетоды обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, программированное обучение.
Место проведения: Кабинет доклинической практики «Основы сестринского дела»
Время занятия: 180 минут
Средства обучения:
Материально-техническое обеспечение: кабинет доклинической практики, компьютер, экран, проектор
учебный фильм («Проведение гигиенических процедур тяжелобольного», «Организация двигательного режима пациента в постеле»); Учебно-наглядные пособия: Тетрадь алгоритмов,стенд в кабинете №14 «манипуляцинная техника»
Раздаточный материал – шкала оценки риска развития пролежней по Ватерлоу, функциональная кровать, нательное и постельное бельё, муляж, судно эмалированное, клеёнка, резиновые перчатки – 10 пар, ватные шарики, марлевые салфетки, полотенце, мыло, резиновый круг, лоток, губка, клеёнчатый мешок, растворы антисептиков, дез средства.II. Дидактическое обеспечение:
а) Основная литература: Учебное пособие «Основы сестринского дела» под общей редакцией Двойникова С.И. стр204-218.
«Атлас по манипуляционной технике сестринского дела» С.А.Мухина, И.И.Тарнавская стр 27-29 «Учебно-методическое пособие по ОСД» А.И.Шпирн стр. 337-345, Сборник манипуляций (II часть) Кудеева Н. М. (I часть) Родионова В.Ф
б) Методическая разработка для преподавателя, алгоритмы, карта сестринского наблюдения для больных с пролежнями, тестовые задания, ситуационные задачи.
Контингент обучающихся: специальность «Лечебное дело», «Сестринское дело» II курс
Межпредметные связи: 1)«Анатомия и физиология человека» («Опорно - двигательная система»). 2) «Фармакология»:.
3) Терапия: «Нарушение мозгового кровообращения», Хирургия :«Уход за пациентом в послеоперационный период»
Внутрипредметные связи: «Медицинская этика и деонтология», «Инфекционная безопасность», «Сестринский процесс», «Двигательная активность пациента», «Организация питания тяжелобольного», «Оснащение и документация палатной медсестры», «Профилактика ВБИ в ЛПУ».
Ход практического занятия по теме:
«Профилактика пролежней»
Этапы занятия Деятельность преподавателя
(с какой целью) Деятельность обучающихся(с какой целью) Методы организации
работы обучающихся1.Организационный
этап Преподаватель приветствует обучающихся, проводит контроль посещаемости, обращает внимание на внешний вид обучающихся, состояние аудитории, готовность обучающихся к занятию. Затем объявляет тему, озвучивает цели занятия и проводит мотивацию темы:
Наиболее актуальным в проблеме пролежней является повышение эффективности и совершенствование методов профилактики образования пролежневых язв. Обучение среднего медперсонала и пациентов правилам ухода, могут избежать пролежней у больных с самым высоким риском. Поскольку чаще всего пациенты поступают в стационар без пролежней, необходимо максимум внимания сконцентрировать именно на профилактике.
Цель этапа:
Укрепление дисциплины, воспитание требовательности обучающихся к себе, настраивание на целенаправленную деятельность.Мобилизация внимания.
Обоснование актуальности темы и
необходимости получить прочные знания и навыки по изучаемой теме.
Обучающиеся приветствуют преподавателя вставанием, слушают, записывают тему, цель занятия в дневники, осмысливают план занятия, ставят перед собой цель: настроиться на данное занятие Словесный метод
2.Входной контроль. 1. Сначала преподаватель раздаёт тестовые задания по теме. Студенты решают тесты письменно.
2. Преподаватель проводит фронтальный опрос по теме, задаёт 33 вопроса по теме. Привлекает других обучающихся дополнить ответы, оценить ответы, исправить ошибки.
(также они выносятся на экран)
Студенты зачитывают
заранее заданный на дом доклад на тему
«Профилактика пролежней»
Цель этапа: Выяснение уровня подготовки обучающихся к занятию и качества знаний. Оценка усвоения медицинской терминологии.
Обучающиеся решают данные преподавателем тесты.
Затем по очереди
дополняют предложения указанные на экране (также они их видят на экране, после ответа студента на экран выводиться правильный ответ) Для достижения цели выяснения уровня подготовки обучающихся к занятию используются:
1. Тестовые задания по теме «Профилактика пролежней»
(приложение № 1);
2. Фронтальный опрос по заранее подготовленным вопросам
(приложение № 2).
3.Демонстрация.
1. Студенты просматривают сюжет о профилактике пролежней больного с инсультом.
2. Зачитывается доклад «О современных средствах для гигиены и профилактике пролежней».
3. Вводный инструктаж –преподаватель информирует обучающихся о том что нужно приготовить для выполнения гигиенических процедур для профилактики пролежней, озвучивает оснащение для данной процедуры ,места наиболее подверженные образованию пролежней,, обращает внимание обучающихся на спец. одежду медсестры облачаясь в халат, шапочку, клеёнчатый фартук, перчатки.
Демонстрация преподавателем
техники гигиенических процедур ,массажа кожи, обработки кожи средствами для профилактике пролежней на фантоме. Каждое своё действие преподаватель комментирует, обращает внимание на соблюдение асептики.
Преподаватель информирует о хо-
ходе выполнения самостоятельной
работы.
Цель этапа: научить обучающихся
мероприятиям по
профилактике пролежней. Обучающиеся внимательно слушают и наблюдают за демонстрацией манипуляции. У них формируется интерес к будущей профессии.
Обучение технике манипуляции через репродуктивный метод: «Делай как я». Активизация учебного процесса путем использования ТСО
4.Самостоятельная
работа. Преподаватель выполняет роль кон-
сультанта: отвечает на вопросы, дает
практические советы, указывает
ошибки.
Цель этапа: научить
обучающихся осмысленно и
целенаправленно приобретать
новые для них умения;
формировать стремление
к самоорганизации.
1) Отработка обучающимися техники выполнения мероприятий направленных на профилактику пролежней на фантоме по алгоритмам. (Приложение № 3,4,)
2) Заполнение дневников
3) В конце самостоятельной работы
обучающиеся демонстрируют
отработанную манипуляцию.
Цель этапа: научиться выполнять
Мероприятия по профилактике пролежней на фантоме Практический метод. Активизация учебного процесса путем использования алгоритмов мероприятий по профилактике пролежней: гигиенические процедуры, смена нательного и постельного белья, перемещение пациента в постели.
5.Закрепление. 1.Преподаватель даёт студентам задание применить полученные знания в виде деловой игры.
Цель этапа: закрепить изученный материал. Научить логически мыслить через ситуации, направленные на усвоение определенного опыта, формирование устойчивых навыков через моделирование различных ситуаций на «рабочем месте». 1.Обучающиеся распределяют роли :медицинской сестры, пациента и ухаживающего родственника и разыгрывают роли применяя полученные знания.
Цель этапа: применять знания,
моделирую ситуацию по уходу
за тяжелобольным. Преподаватель использует деловую игру как активный метод обучения.
6.Выходной контроль. Решение ситуационных задач
(приложение № 5). Преподаватель раздает каждому обучающемуся по одной задаче и дает определенное время для решения.
Когда обучающиеся отвечают по задаче, то преподаватель привлекает к оцениванию ответов самих обучающихся.
Цель этапа: Определить степень усвоения изученного материала каждым обучающимся. Обучающиеся решают ситуационные задачи, заполняют карту сестринского наблюдения для больных с пролежнями
(Приложение 6) и затем каждый читает свою задачу остальным и озвучивает ответ..При этом другие обучающиеся, оценивают ответы товарищей.
Преподаватель применяет проблемный метод, ситуационные задачи разработаны с учетом дифференциального подхода для сильных и слабых обучающихся
7. Рефлексия
учебной деятельности.
Подведение итогов
занятия. Чтобы научить оценивать свою работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить преподаватель задаёт вопросы:
Что вы узнали на уроке нужного, интересного, полезного?
Оцените свою работу. Подведите стрелкой слово Я к той шкале, которая соответствует уровню приобретённых вами на занятии умений.
Преподаватель дает оценку деятельности каждого обучающегося с обоснованием. Причем использует элементы рейтинговой оценки, оценивая работу обучающихся на каждом этапе занятия. Обучающиеся выбирают и
обосновывают свой ответ.
Обучающиеся соединяют стрелкой
слово Я с выбранной шкалой.
(Приложение № 7)
Не научился (не умею)Научился и могу научить Я Научился,но…
Научился (умею)
Обучающиеся слушают и
выставляют свои оценки в
дневниках. Делают выводы,
проводят анализ своей
работы на занятии.
Цель этапа: научиться оценивать свою свою работу, выделять и
осознавать то, что усвоено
и что требует
дополнительной отработки.
Словесный метод.
8.Задание на дом. Преподаватель задаёт домашнее задание к следующему занятию по теме: «Простейшая физиотерапия», объясняет на что следует обратить внимание, диктует вопросы для самоподготовки:
Алгоритм постановки горчичников, банок, грелки, пузыря со льдом.
.Показания, противопоказания, механизм действия осложнения.
Подготовить доклад по теме «Простейшая физиотерапия в домашних условиях», «Гирудотерапия в современном мире»
Учебник«ОСД» Двойников С. И. стр.:220-230. Сборник манипуляций (II часть) Кудеева Н. М. (I часть) Родионова В.Ф
Дополинтельная литература:
А.И.Шпирн «Учебно-методичес-
кое пособие по ОСД» стр.: 452-468
Преподаватель задает
индивидуальные задания в виде виде сообщений и памяток, чтобы развить
у обучающихся желание и способность
самостоятельно приобрести новые
знания.
Цель этапа: Подготовка обучающихсяк следующему занятию. Обучающиеся записывают
домашнее задание в дневниках.
Настраиваются на
самостоятельную работу
сначала с учебным материалом,
затем с дополнительной
информацией с целью изучения
новой темы, развития интереса. Словесный метод.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Тестовый контроль знаний:
Выберите один правильный ответ.
Вариант №1
1. Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно протирать:
а) 10% раствором камфорного спирта
б) 10% раствором нашатырного спирта
в) 96 раствором этилового спирта
г) 10% раствором калия перманганата
2. Постельное белье пациенту меняют:
а) 1 раз в 14 дней
б) 1 раз в 7 дней
в) 1 раз в день
г) 1 раз в месяц
3. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:
а) 1 раз в 3 дня
б) один раз в неделю
в) по мере загрязнения
г) один раз в 2 недели
4. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на спине могут
образоваться в области:
а) шеи
б) бедер
в) подколенной ямки
г) крестца
5. Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента
каждые:
а) 2 часа
б) 12 часов
в) 6 часов
г) 24 часа
6. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на боку могут
образоваться в области:
а) шеи
б) тазобедренных суставов
в) подколенной ямки
г) крестца
7.Положение Симса : а) промежуточное между положением лежа на боку и лежа на животе
б) лежа на спине
в) лежа на животе
г) полулежа и полусидя
8.Лечение третьей степени пролежней:
а) обработка 10% камфарным спиртом
б) массаж
в) хирургическим методом
г) обработка 70гр спиртом
9. Как часто следует купать больного:
а) по мере загрязнения
б) перед сменой нательного постельного белья
в)1 раз в 7дней
г)по мере загрязнения,но не реже 1 раза в 7 дней
д) в зависимости от состояния больного
10. В чём заключается основное назначение функциональной кровати:
а)позволяет придать больному наиболее выгодное и удобное положение
б)её можно легко и быстро передвигать
в)облегчает персоналу уход за больным
г)позволяет разместить предметы ухода
д)позволяет больному выполнить назначенный режим
11. Могут ли возникнуть пролежни при вынужденном сидячем положении больного:
а)не могут, так как они образуются в положении лёжа на спине
б)могут в области седалищных бугров
в)не могут, так как в области седалищных бугров большой слой жировой ткани
г)не могут, так как в таком положении больной находиться не долго
12. Почему подкладной круг нельзя надувать очень сильно:
а)быстро выйдет из строя
б)он должен изменять свою форму при движении больного
в)трудно будет ему придать устойчивое положение
г)будет способствовать сдавливанию тканей
д) причинит неудобство больному
Тестовый контроль знаний:
Выберите один правильный ответ.
Вариант №2
1.Положение Фаулераа) полулежа, полусидя
б) на боку
в) на животе
г) на спине
2.Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют
а) один раз в 2 недели
б) один раз в неделю
в) 1 раз в 3 дня
г) по мере загрязнения
3.Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно протирать раствором
а) 10% нашатырного спирта
б) 10% камфорного спирта
в) 10 % калия перманганата
г) 0,02 % фурацилина4.Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента каждые (в час.)
а) 24
б) 12
в) 6
г) 2
5.Признак второй степени пролежней
а) бледность
б) отек, краснота
в) пузыри
г) язвы
6. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении сидя могут
образоваться в области:
а) шеи
б) бедер
в) подколенной ямки
г) копчика
7. Наиболее частая область образования пролежни у тяжелобольного пациента при положении на спине:
а) крестец
б) подколенная ямка
в) бедро
г) голень
8.После освобождения суден и мочеприемников от содержимого их
а) погружают в 1% моющий раствор на 15 мин
б) погружают в 0,1% раствор жавелиона на 60 мин
в) погружают в 3% раствор аламинолана 30 мин
г) дважды протирают 1% раствором хлорамина
9.Что следует предпринять в начальной стадии образования пролежней
а)усилить все профилактические мероприятия
б)использовать различные биологические мази
в)провести хирургическое лечение
г)назначить физиопроцедуры д)обработать поражённые участки 1% р-ром бриллиантовой зелени, крепким раствором перманганата калия
10. Определение начальных признаков пролежней
а) побледнение кожи
б) гиперемия кожи
в) мацерация кожи
г) мокнет кожа
д) гноится кожа
11.Подкладной круг применяется
а) при недержании мочи
б) при дефекации в постели
в) при профилактике пролежней
г) при транспортировки больного
д) при подмывании больного
12. В каких случая показано регулярное изменение положения тела больного в постели
а) при инфаркте миокарда
б) для профилактики пролежней
в) для лучшего заживления ран
г )после операции
д) в бессознательном положении
Эталоны ответов на тестовые задания:
Эталон ответа:1 вариант
а
б
в
г
а
б
а
в
в
а
б
б
Эталон ответа:2 вариант
а
г
б
г
в
г
а
б
а
б
в
б
Приложение 2
Фронтальный опрос:
Что в стационаре относится к больничному белью;
Как часто производят смену нательного и постельного беля больного;
Понятие асептика;
Понятие антисептика;
Понятие внутрибольничной инфекции
Правила дезинфекции использованных тампонов;
Если одна рука у больного повреждена, первым рукав снимают ___;
Если одна рука у больного повреждена, первым рукав одевают __;
Понятие пролежени ;В каких положениях образуются обычно пролежни у ослабленных и тяжелобольных пациентов;
Стадии образования пролежней
Три основных фактора приводящих к образованию пролежней;
Понятие шкала Ватерлоу;
Сколько раз в день даётся текущая оценка по шкале Ватерлоу ______;
Как часто следует менять положение больного на кровате ____;
Понятие положение Симса;
На какие факторы обращают внимание при первичной оценке пролежней______;
Каким фактором риска при неудовлетворительном уходе за пациентом является недержание мочи ___;
Что можно использовать вместо постоянного мочеприёмника при недержании мочи ___;
Правила обработка мочеприёмника после использования____;
Правила дезинфекция использованных перчаток_____;
Места образования пролежней лежа на боку ____;
Места образования пролежней лежа на спине______;
Места образования пролежней сидя в кресле: ______;Места образования пролежней при длительном пребывании в положении лёжа на животе__;
Средства для профилактики пролежней______;
В процессе ухода за больным следует ежедневно наблюдать ______;
Какой раствор используется чаще всего для обработки кожи при профилактике пролежней __;
Правила дезинфекции использованного больничного белья ;Необратимые внешние факторы риска, приводящие к образованию пролежней___;
Положение Фаулера_____;
Что происходит, при повреждение тканей от трения. ____;
Что регламентирует приказ №123__;
Эталон ответов к фронтальному опросу :Простыни, наволочки, пододеяльники, пеленки, рубашки, кальсоны, косынки, халаты, пижамы, полотенца и др.Один раз в 7-10 дней или по мере необходимости.
Асептика- это комплекс мероприятий, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в рану
Антисептика - это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение микроорганизмов уже внедрившихся в рану.
Внутрибольничная инфекция - это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, поражающее больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный персонал в силу осуществления им деятельности
После использования ,тампоны замачиваються в 0,1 % р-ре «Жавелиона»,затем сбрасываются в пакет жёлтого цвета для отходов «классаБ»
Со здоровой руки.
На повреждённую руку.
Омертвением (некрозом) кожи с подкожной клетчаткой и других мягких тканей .В положениях на спине, на боку и сидя.
1 стадия - устойчивая гиперемия кожи, не проходящая после прекращения давления; (кожные покровы не нарушены, поражённая область тёплая на ощупь, болезненная).
2-стадия - стойкая гиперемия кожи; поверхностное (неглубокое) нарушение целостности кожных покровов (некроз) с распространением на подкожную клетчатку (наличие пузырей с отделяемым)
3 ,4 стадия -разрушение (некроз) кожных покровов вплоть до мышечного слоя с проникновением в мышцу; могут быть жидкие выделения из раны (формирование язвы с отделяемым (язва распространяется не глубже кожи), заживление под коркой). ,
Давление, срезывающая сила, трение.
Шкала для количественной оценки риска развития пролежней
1 раз в день (утром).
Каждые 2 часа.
Промежуточное положение лёжа на боку и на животе.
На локализацию, размер, степень тяжести, наличие запаха и боли.
Недержание мочи является обратимым фактором риска при образовании пролежней..ПамперсыПосле использования,содержимое мочеприёмника сливается в унитаз,затем замачивается в 0,1% р-ре «Жавелиона,либо в 5%р-ре «Аламинола» на 60 мин, затем промывается под проточной водой ,высушивается на специальных решётках и храняться в специально отведённых шкафах санитарной комнаты.
После использования перчатки сбрасываются в контейнер с 0,1 раствором «Жавелиона» на 60 мин, затем отжимаются, и утилизируются в жёлтом пакете для отходов класса «Б»
В области : ушной раковины, височной области ,плечевого и локтевого сустава тазобедренного сустава, голеностопного сустава.
В области затылка, лопаток крестца ,ягодицы, икроножные мышцы, пятки.
В области лопаток, крестца ,седалищных бугров , стопы.
В положении лёжа на животе чаще всего образуются пролежни в области рёбер ,подвздошной кости, коленных суставов, тыльной стороны стоп.
Матрацы противопролежневые, подушки , поролоновые валики, подкладные круги
Следить за выражением лица, голосом ,состояние кожи, АД, пульсом, ЧДД, режимом питания и питья.
Чаще всего для обработки кожи при профилактике пролежней используют 10% раствор камфорного спирта.
После использования больничное бельё сбрасывается в полиэтиленовый мешок и отправляется в дез камеру.
Обширное хирургическое вмешательство продолжительностью более двух часов.
Промежуточное положение полусидя, полулёжа.
Трение возникает при неправильной технике перемещения пациента, когда кожные покровы тесно соприкасаются с грубой поверхностью. Трение усиливается при чрезмерном увлажнении кожи и приводит к травме кожи и более глубоко лежащих тканей.
Приказ №123 от 17.04.2002 регламентирует Отраслевой стандарт "Протокол ведения больных. Пролежни" (ОСТ 91500.11.0001-2002)
Приложение 3
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЛЕЖНЕЙ
Цель: Предупреждение образования пролежней.
Показания: Риск образования пролежней.
Противопоказания: Нет.
Оснащение:
1. Перчатки.
2. Фартук.
3. Мыло.
4. Постельное белье.
5. Подкладной резиновый круг, помещенный в чехол.
6. Ватно-марлевые круги - 5 шт.
7. Раствор камфорного спирта 10 % или 0,5 % раствор нашатырного спирта, 1%-2 % спиртовой раствор танина.
8. Подушки, наполненные поролоном или губкой.
9. Полотенце.
Возможные проблемы пациента: Невозможность самоухода.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Вымойте руки.
3. Наденьте перчатки и фартук.
4. Осмотрите кожу пациента в местах возможного образования пролежней.
5. Обмойте эти участки кожи теплой водой утром и вечером и по мере необходимости.
6. Протирайте их ватным тампоном, смоченным 10% раствором камфорного спирта или 0,5% раствором нашатырного спирта или 1%-2% спиртовым раствором танина. Протирая кожу, этим же тампоном делайте легкий массаж.
7. Следите, чтобы на простыне не было крошек, складок.
8. Меняйте немедленно мокрое или загрязненное белье.
9. Используйте подушки наполненные поролоном или губкой для уменьшения давления на кожу в местах соприкосновения пациента с кроватью (или под крестец и копчик подкладывайте резиновый круг, помещенный в чехол, а под пятки, локти, затылок - ватно-марлевые круги) или используйте противопролежневый матрац.
10. Снимите перчатки и фартук, обработайте их в соответствии с требованиями санэпидрежима.
11. Вымойте руки.
Оценка достигнутых результатов: У пациента нет пролежней.
Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Приложение 4
СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО И НАТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ
Цель: Сменить постельное и нательное белье пациенту.
Показания: После санитарной обработки пациента и у тяжелобольных по мере загрязнения.
Противопоказания: Нет
Оснащение:
1. Наволочки (2 штуки).
2. Простынь.
3. Пододеяльник.
4. Клеенка.
5. Подкладная (пеленка).
6. Полотенце.
7. Рубашка.
8. Мешок для грязного белья.
9. Перчатки.
Возможные проблемы пациента: Индивидуально, выявляются в процессе вмешательства.
1-ый способ Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Наденьте перчатки.
3. Скатайте чистую простыню по длине до половины и отложите в сторону.
4. Смените пододеяльник и отложите его в сторону.
5. Поднимите голову пациента и уберите из-под нее подушку, снимите наволочку.
6. Пододвиньте пациента к краю кровати, повернув его набок.
7. Скатайте грязную простынь по длине по направлению к пациенту, вместе с клеенкой и подкладной.
8. Расстелите чистую простыню на освободившейся части '' постели, вместе с истой клеенкой и подкладной.
9. Поверните пациента на спину, а затем на другой бок, чтобы он оказался на чистой простыне.
10. Уберите грязную простынь в мешок и расстелите чистую простынь и подкладную.
11. Подоткните края простыни под матрац.
12. Положите подушки под голову пациента.
13. Снимите перчатки, вымойте руки.
2-ой способ Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Скатайте чистую простынь в поперечном направлении.
3. Смените пододеяльник и отложите его в сторону.
4. Наденьте перчатки, приготовьте непромокаемый мешок для грязного белья.
5. Поднимите голову пациента, смените наволочки у подушек.
6. Скатайте грязную простыню со стороны изголовья кровати до поясницы, положив на освободившуюся часть кровати чистую простыню.
7. Положите подушку на чистую простыню и опустите на нее голову пациента.
8. Приподнимите таз, а затем ноги пациента, снимите грязную простыню, продолжая расправлять чистую, а также клеенку с подкладной. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни и подкладной под матрац.
9. Уберите грязную простыню в мешок.
10.Снимите перчатки, вымойте руки.
Последовательность действий при смене рубашки пациента с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Приподнимите верхнюю половину туловища пациента.
3. Скатайте грязную рубашку до Затылка и снимите ее через голову.
4. Освободите руки пациента.
5. Положите грязную рубашку в мешок.
6. Наденьте рукава чистой рубашки.
7. Перекиньте ее через голову,
8. Расправьте ее на пациенте.
Оценка достигнутых результатов: Пациенту сменили постельное и нательное белье.
Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.
Примечание: При смене рубашки пациенту с травмой правой руки:
1. Наденьте рукав рубашки на поврежденную руку.
2. Наденьте второй рукав рубашки на здоровую руку.
3. Помогите пациенту застегнуть пуговицы.
4. Вымойте руки.
Приложение 5
Ситуационные задачи по теме: «Профилактика пролежней»
Задача №1
Пациентка Петрова А.Н 49 лет доставлена в стационар из дома ,где не имела надлежащего ухода ,так как не имеет близких родственник. Визуально: масса тела ниже среднего, кожные покровы сухие, контроль стула и мочеиспускания сохранён, движение вялое, апатичное . 2 недели назад была выписана из стационара по поводу инсульта.
Определите риск развития пролежней по шкале Ватерлоу . Заполните карту сестринского наблюдения за больными пролежнями. Определите план ухода за пациенткой по профилактике пролежней
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №2
Пациент Иванов И.И 50 лет доставлен в травматологическое отделение стационара по поводу перелома шейки бедренной кости . Пациент страдает ожирением, сахарным диабетом, кожные покровы отёчные, движение ограничено из-за болей лежать может только на одном боку, отмечает что пропал аппетит, часто курит. Пациенту предстоит объёмное оперативное вмешательство.
Определите риск развития образования пролежней по шкале Ватерлоу. На каких участках тела пациента самый большой риск развития пролежней. Заполните карту сестринского наблюдения за больными с пролежнями. Определите план ухода за пациентом по профилактике пролежней.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №3
При посещении пациентки на дому Сидоровой Г.И 78 лет, участковая медсестра обнаружила её в постели. Как утверждает старушка ей трудно передвигаться поэтому встаёт она с кровать только один раз в день с трудом и только присаживается на кровати . В таком состоянии она находиться уже в течении недели, её навещает соседка и приносит еду только один раз в день, объясняя это отсутствием аппетита . Родственница обнаружив её в таком состоянии вызвала врача и медсестру. Визуально видно: сильное истощение, масса тела ниже среднего, кожные покровы бледные на спине ,в области крестца и на пятка видны пятна розового цвета , в некоторых местах образование пузырей , наблюдается недержание мочи и кала.
Определите риск развитие пролежней по шкале Ватерлоу. Какие стадии пролежней вы наблюдаете у данной пациентки. Заполните карту сестринского наблюдения за больными пролежнями . Составьте подробный план зависимой реализации по уходу за пациентом и информируйте родственников о дальнейшей профилактике и лечении пролежней
Задача №4
Участковая мед сестра посетила пациента Петрова В.В 50 лет на дому .Пациент является инвалидом I группы и передвигается в инвалидной коляске страдает параплегией. Визуально телосложение нормальное, масса тела средняя, кожа в область седалищных бугров и стоп сухая, стул и мочеиспускание контролируется, нижние конечности холодные на ощупь. Родственники жалуются на отсутствие аппетита пациента и сильную раздражительность.
Определите риск развитие пролежней по шкале Ватерлоу. . На каких участках тела пациента самый большой риск развития пролежней у данного пациента. Заполните карту сестринского наблюдения за больными пролежнями . Составьте подробный план ухода и проведите беседу с родственниками о дальнейшей профилактике пролежней.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №5
Пациентка Сидорова М. И 65 лет находится в хосписе по поводу онкологического заболевания 4 стадии. Визуально : масса тела ниже среднего, кожные покровы влажные липки наблюдается постоянная гипертермия, полное недержание мочи и кала, подвижность ограничена. Питание происходит через зонд. Речь нарушена ,взгляд притуплён. Пациентке вводится большое количество противоопухолевых лекарственных препаратов.
Определите риск развития пролежней по шкале Ватерлоу . Заполните карту сестринского наблюдения за больными пролежнями. Определите план ухода за пациенткой по профилактике пролежней.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №6
В приёмное отделение доставлен мужчина Иванов И.П 63 лет с глубокими разрушениями (некрозом) кожных покровов вплоть до мышечного слоя с проникновением в мышцу; наблюдаются жидкие выделения из раны в области лопаток, крестца, икроножных мышц, пяток. При осмотре: выявлен педикулёз, грязные кожные покровы, на пациенте грязная одежда, мышечная масса ниже среднего, анарексия, резкое истощение бледность кожных покровов, движение ограничено,наблюдается недержание мочи и кала. Жалуется на сильные боли .Определите риск развитие пролежней по шкале Ватерлоу. Какие стадии пролежней вы наблюдаете у данного пациента. Заполните карту сестринского наблюдения за больными пролежнями . Составьте подробный план зависимой реализации сестринского ухода, дальнейшей профилактике и лечении пролежней.
Задача №7
В травматологическое отделение поступил пациент Сидоров И.И 45 лет с диагнозом «Компрессионный перелом I поясничного позвонка. Растяжение связок правого голеностопного сустава».
В палате лежит на вытяжении за подмышечные лямки на наклонной плоскости с валиком под областью перелома. При осмотре медсестра выявила: масса тела выше среднего, кожные покровы без особенностей, наблюдается параплегия, состояние пациента удовлетворительное ,жалобы на боли в области перелома. Назначено большое количество противовоспалительных лекарственных препаратов. Пациенту предстоит объёмное оперативное вмешательство.
Определите риск развития пролежней по шкале Ватерлоу . Развитие каких осложнений ,кроме пролежней может возникнуть в данном случае. Заполните карту сестринского наблюдения за больными пролежнями. Определите план ухода за пациенткой по профилактике пролежней.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №8
Пациентка Петрова А.Н 60 лет находится в неврологическом отделении в палате интенсивной терапии в течении 5 дней. У пациентки строгий постельный режим .При обходе ,во время осмотра врач обнаружил в области лопаток розовые пятна,в области крестца образование пузыря диаметром 2,5 см .
Пациентка страдает ожирением, кожные покровы отёчные, липкие, в анамнезе сердечная недостаточность ,сахарный диабет. Страдает недержанием мочи и кала.
Назовите ошибки при осуществлении ухода за пациенткой .Какие стадии пролежней Вы наблюдаете в данной ситуации. Определите риск развития пролежней по шкале Ватерлоу. Заполните карту сестринского наблюдения за больными пролежнями . Составьте подробный план зависимой реализации, ухода, дальнейшей профилактике и лечении пролежней.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №9
При посещении участковым врачом пациента Иванова И.П 55 лет ,прооперированного по поводу ампутации конечностей и в данный момент передвигающегося в инвалидном кресле. Пациент пожаловался на чувство дискомфорта и болей в области седалищных бугров. При осмотре врач обнаружила язвенные образования на данном участке тела с выделением серозной жидкости .При этом в течении 10 дней посещала участковая мед сестра для выполнения в/м и в/в инъекций. Мужчина проживает один, уход за ним осуществляет социальный работник .Масса тела ниже среднего, кожные покровы сухие, бледно розового цвета, страдает отсутствием аппетита, апатичный, много курит , в анамнезе сахарный диабет. Принимает высокие дозы противовоспалительных препаратов.
Есть ли в данном случае ошибки в действия участковой мед сестры. Какие стадии пролежней Вы наблюдаете у больного.Определите риск развитие пролежней по шкале Ватерлоу. Заполните карту сестринского наблюдения за больными пролежнями . Составьте подробный план ухода в дальнейшей профилактике и лечении пролежней.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №10
В нейрохирургическом отделении стационара находиться пациент Сидоров И.И 45 лет, после планового оперативного вмешательства на позвоночник 5 дней назад, у пациента постельный режим и он может находиться в постели только в положении лёжа на животе, можно на некоторое время переворачиваться на один бок. Продолжительность операции составила более 2 часов, с большой кровопотерей из-за чего наблюдается бледность кожных покровов. Телосложение пациента среднее, кожа сухая, за пациентом ухаживает супруга. По назначению врача пациент принимает в большом количестве противовоспалительные и обезболивающие средства.
Оцените степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу в данном случае. На каких анатомических областях самая большая опасность развития пролежней у данного пациента. Заполните карту сестринского наблюдения за больными пролежнями . Составьте подробный план ухода и проведите беседу с супругой пациента о дальнейшей профилактике пролежней.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №11
В онкологическом диспансере после оперативного вмешательства по поводу удаления опухоли находиться пациентка Петрова А.А 40 лет. В данный момент проходит курс химиотерапии. И принимает в большом количестве цитостатики. Пациентка почти не встаёт, объясняя это слабостью в ногах, ни скем не разговаривает ,апатична, масса тела ниже среднего, страдает отсутствием аппетита из-за постоянного чувства тошноты. У пациентки выведены калостома и цистостома, которые были выведены вовремя оперативного вмешательства, по поводу которых она очень расстраивается.
Определите риск развития пролежней по шкале Ватерлоу .Заполните карту сестринского наблюдения за больными пролежнями. Определите план ухода за пациенткой по профилактике пролежней.
Эталоны ответов на ситуационные задачи:
Задача №1
Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 11 балов- есть риск развития пролежней.
Провести гигиенические мероприятия, организовать смену нательного и постельного белья. Обработать кожные покровы в местах наиболее подверженных образованию пролежней 10% раствором камфорного спирта, или современными средствами для профилактики пролежней (увлажняющие лосьоны, растворы для смягчения кожных покровов), кровать должна быть функциональной, желательно оснащена противопролежневым матрацем. Организовать изменение положения тела каждые 2 часа,лечебной гимнастики и массажа. Составить рацион правильного питания богатого белками и контролировать употребление выпитой жидкости. все эти мероприятия осуществлять ежедневно , фиксируя всё в карте сестринского наблюдения.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №2
Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 19 балов- высокий риск развития пролежней.
Самый большой риск развития пролежней у пациента в данной ситуации это в области височной кости ,тазобедренного сустава. Для эффективной профилактики образования пролежней уложить больного на противопролежневый матрац. В данном случае перед проведением мероприятий по профилактике пролежней ,по назначению врача, сделать пациенту эффективное обезболивание . Все мероприятия проводить аккуратно и с максимальной осторожностью следя за выражением лица больного. Уменьшить трение при смене нательного и постельного белья , осматривать кожные покровы, делать лёгкий массаж кожи , дважды в день осуществлять гигиенические мероприятия по профилактике пролежней пользуясь при этом современными средствами : увлажняющие и дезинфицирующие лосьоны для кожи ,10%камфорный спирт, поролоновые подушки .Организовать правильное питание и питья пациента, следить за чистотой постельного белья и отсутствием крошек на простынях .
После операции все мероприятия по профилактике пролежней продолжить, организовать изменение положения тела пациента в постели каждые 2 часа. Обучить пациента самоуходу. Провести беседу о вреде курения.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №3
Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 28 балов- очень высокая степень риска развития пролежней.
В данном случае наблюдается I и II степени развившихся пролежней.
Участковый врач обязан организовать консультацию хирурга. В данном случае проводиться зависимая реализация мед сестры и хирурга по профилактики и лечения уже образовавшихся пролежней . На современном этапе лечение IIстепени пролежней можно проводить в домашних условиях. По рекомендации хирурга мед сестра обучит родственников дальнейшей профилактике и лечения образовавшихся пролежней . По анзначению врача использовать гидроколлоидные повязки, (например Грануфлекс). Использование мазей гелей (Актовегина,солкосерила ),для скорейшего заживления раны также по назначению доктора делать инъекции и обезболивания. избегать излишней влаги и при просушивании кожи не тереть, а слегка промакивать. Проводить профилактические мероприятия : смена нательного и постельного белья, гигиенические процедуры ,профилактика пролежней на не поражённых участках кожи. Осуществлять правильную смену памперсов .Организовать правильное питание обогащённое белками и витамином С. Организовать смену положения тела на кровати каждые 2 часа . Предоставить родственникам памятки по уходу и питанию пациента.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №4
Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 15 балов- есть риск развития пролежней.
В данной ситуации самый высокий риск развития пролежней у пациента в области лопаток, крестца, седалищных бугров и стоп.
Необходимо провести беседу с родственниками больного, по уходу за ним в домашних условиях. Проводить дважды в день гигиеническую обработку кожи с специальными средствами для профилактики пролежней (лосьёны,антисептические присыпки) обрабатывать кожу 10% раствором камфорного спирта, особенно внимательно и тщательно это делать на участках более подверженных образованию пролежней, это лопатки, седалищные бугры, стопы. При обработке необходимо делать лёгкий массаж, избегая сильного трения. Осуществлять ежедневную смену нательного белья. Пользоваться специальными приспособлениями для профилактики пролежней у сидячих больных. Обратить внимание на питание больного ,пища должна быть богата белками и витамином С . Обучить пациента специальной гимнастике : обучить пациента отжиматься руками каждые 10-15 минут, таким образом освобождая от нагрузки седалище. Сидя в коляске, нужно обращать внимание на распределение нагрузки. Подножки должны быть отрегулированы таким образом, чтобы бедра получали опору до колен по всей длине. Особую осторожность следует проявлять при смене подушек или обуви Когда возникают надавленные места на седалищных костях в виде красных пятен, которые не исчезают - пациенту нужно соблюдать последний режим, пока держится краснота.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача№5
Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 28балов- очень высокий риск развития пролежней.
В данном случае состояние крайне тяжёлое, поэтому все мероприятия по профилактике образования пролежней проводиться в день по несколько раз. Проводится гигиеническая обработка кожи ,особенно на участках более подверженных образованию пролежней в данном случае, проводить туалет после каждого испражнения, менять подгузники. Следить за температурой тела при необходимости давать жаропонижающие . Измерять АД, ЧДД, пульс. Так как из-за высокой температуры кожа постоянно влажная ,после гигиенических процедур менять нательное и постельное бельё. Организовать изменения положения тела каждые 2 часа. Максимально уменьшить трение, все манипуляции осуществлять бережно. Так как осуществляется зондовое питание ,по назначению врача добавлять белковые коктейли ,витаминизированные жидкости и т.д. Несмотря на то что больной не общается с вами ,вы должны разговаривать с ним и при каждой манипуляции при уходе сопровождать свои движения успокаивающими речами. Если это возможно пригласить близких родственников ,которые могли бы помогать вам при осуществлении ухода за умирающим больным.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача№ 6
Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 21бал- очень высокий риск развития пролежней.
В данном случае наблюдается 3 и 4 стадия пролежней. После поступления пациента необходимо провести санитарно-гигиенические мероприятия: обработку педикулёза, побрить больного, полную санитарную обработку ,сменить нательное бельё и транспортировать пациента в хирургическое отделение. Далее вместе с хирургом составить план и реализацию ухода и лечения пролежней После хирургического вмешательства, по назначению хирурга необходимо начать немедленное лечение пролежней , накладывание галагеновых, гелевые, мазевых повязок применяя мази и гели солкосерила, левомеколя. По назначению внутривенных ,внутримышечных и внутривенно капельных инъекций. Нельзя держать рану открытой в связи с высокой вероятностью ее инфицирования. Для фиксации повязки лучше использовать бумажную липкую ленту, поскольку обычный лейкопластырь с трудом отделяется от кожи при смене повязки, травмируя ее. Перед каждой перевязкой по назначеню врача, эффективно обезболивать больного следить за его выражением лица. Необходимо организовать правильное питание больного. Оказывать психологическую поддержку больному, потому что лечение пролежней на такой стадии требует длительного времени.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача№ 7
Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 22 балов - очень высокий риск развития пролежней.
В данной ситуации кроме пролежней могут развиться опрелости в области подмышек и и в области перелома. Необходимые мероприятия по профилактике пролежней необходимо начинать с первого дня нахождения больного в стационаре. Необходимы гигиенические процедуры дважды в день ,обработка кожи 10% камфорным спиртом, либо любым современным средством для обработки кожи, так же обращать внимание на места образование опрелостей. Во время обработки кожи проделывать лёгкий массаж кожи. Необходимо так же осуществлять воздушные ванны. Менять нательное ,и постельное бельё . Пользоваться средствами для профилактики пролежней (противопролежневый матрац, поролоновые прокладки ,валики итд),организовать правильное питание богатое кальцием, белками и витамином С. В послеоперационный период все мероприятия продолжить, все процедуры осуществлять аккуратно,стараясь не причинить боль, эффективное обезболивание.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача№ 8
При уходе за пациенткой не проводилась соответствующая профилактика пролежней. Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 24балла - очень высокий риск развития пролежней. В данной ситуации наблюдается 2 и3 стадии пролежней.
Проконсультироваться с хирургом. Немедленно начать профилактику и вместе с хирургом начать лечение пролежней . Гигиенические мероприятия дважды в день, обтирание кожи 10% камфорным спиртом ,либо современными растворами для профилактики пролежней. Для лечения уже образовавшихся пузырей. По назначению хирурга, необходимо проводить мероприятия направленные на заживление раны: мазевые ,гелевые повязки, выполнение инъекций по назначению врача, избегать излишней влаги и при просушивании кожи не тереть, а слегка промакивать. Организовать смену положения тела больной в постели каждые 2 часа. Пользоваться средствами для профилактики пролежней: уложить больную на противопролежневый матрац, использовать поролоновые подушки ,резиновый круг и тд. После каждого испражнения проводить туалет половых органов, осуществлять регулярную смену подгузников, смену нательного и постельного белья. Организовать правильное питание богатое белками и кальцием. Следить тем чтобы больная употребляла достаточное количество жидкости . Измерять АД ,ЧДД, Пульс.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача№ 9
Грубейшая ошибка медицинской сестры состоит в том , что она посещая пациента на дому и выполняя инъекции не обратила внимание на состояние кожи пациента, ухаживает ли кто то за ним. Она должна была встретится с социальным работником и объяснить ей правила ухода за таким пациентом, а больного обучить правилам самоухода. В данной ситуации наблюдаються 2 и 3 степени пролежней. Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 35 баллов- очень высокий риск развития пролежней.
Необходимо госпитализировать больного в хирургическое отделение, составить план ухода и лечения пролежней в стационаре, после назначений хирурга. На время лечения пролежней необходимо, что бы пациент соблюдал постельный режим так, как от дальнейшего пребывание в коляске не будет достаточного эффекта от лечения. Проводить гигиенические процедуры дважды в день. Обрабатывать кожу средствами для профилактики пролежней . После хирургического вмешательства местно для заживленияраны использовать мазевые,гелевые повязки ( солкосерил гель, актовегин гель), для предотвращения инфицирования пролежней применять, мазь левомеколя , дезинфецирующие салфетки, гидрокалоидные салфетки и тд., Различные подкладные средства для профилактики пролежней,подушки ,матрацы, итд.. Организовать ,смену положения в постели каждые 2часа,питание пациента пищей богатой белками. Следить за питьевым режимом.После выписки из стационара, организовать уход за больным на дому, дать рекомендации по уходу социальным работникам. Обучить пациента самоуходу при нахождении в коляске, провести беседу о питании ,о вреде курения, обучит пациента специальной зарядке при нахождении в кресле:обучить пациента специальной гимнастике , отжиматься руками каждые 10-15 минут, таким образом освобождая от нагрузки седалище.
Задача№ 10
Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 16 балов - высокий риск развития пролежней. В данной ситуации развитие пролежней у больного лежачего исключительно в положении лёжа на животе возможен в области рёбер, коленей, гребней подвздошных костей, на пальцах ног с тыльной стороны.
Обучение ухаживающих родственников необходимо начать с первых дней пребывания на постельном режиме больного. В первую очередь перед гигиеническими процедурами необходимо по назначению врача обезболить больного, все манипуляции проводить очень бережно. Так как пациенту разрешается переворачивать на один бог менее чем на 2 часа , гигиенические процедуры можно совместить с лёгким массажем кожи избегать срезывающей силы при поглаживании, проводить воздушные ванны, обрабатывать кожу современными средствами для профилактики пролежней , или 10% р-ром камфорного спирта. Пользоваться подкладными средствами для профилактики пролежней, следить за питанием больного . При смене положения больного в постели следить за состоянием постельного белья, при необходимости поменять, разглаживать складки избегать попадания крошек на простыни. Организовать больному лечебную диету по назначению врача . --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача№ 11
Степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоу составляет 16 балов - высокий риск развития пролежней.
В данной ситуации высокий риск развития пролежней больной из-за слабости в ногах и ограничения движения. Необходимо пациентку максимально обучить принципам самоухода, вставать ,присаживаться на кровати. Помогать осуществлять гигиенические процедуры, обрабатывать кожу средствами для профилактики пролежней , проводить смену нательного и постельного белья, организовать питание малыми порциями и по чаще пища должна быть богата белками, жирами и витаминами, отслеживать питьевой режим ,рекомендовать витаминизированное питьё. Организовать ежедневный уход за калостомой и цистостомой ,обучить пациентку смене калоприёмника и мочеприёмника. Психологически поддерживать пациентку ,организовать досуг :чтение журналов и просмотр телепередач.
Приложение 6
Министерство здравоохранения Пензенской области
Кузнецкий филиал ГБОУ СПО
«Пензенский областной медицинский колледж».
Карта сестринского наблюдения за больным с пролежнями.
Составила: Багданова А.Х
Преподаватель цикла
«Сестринское дело»
2015
Карта сестринского наблюдения за больными с пролежнями
Ф.И.О. пациента
Отделение
Палата
Клинический диагноз
Начало реализации плана ухода: дата____час.___мин.__
Окончание реализации плана ухода: дата____час.__мин.__
I. Согласие пациента на предложенный план ухода
Пациент ____________________________ получил разъяснение по поводу плана ухода по профилактике пролежней;
получил информацию: о факторах риска развития пролежней, целях профилактических мероприятий, последствиях несоблюдения всей программы профилактики.
Пациенту предложен план ухода в соответствии с отраслевым стандартом «Протокол ведения больных. Пролежни», утвержденным приказом Минздрава России от 17.04.02 №123, даны полные разъяснения об особенностях диеты.
Пациент извещен о необходимости соблюдать всю программу профилактики, регулярно изменять положение в постели, выполнять дыхательные упражнения.
Пациент извещен, что несоблюдение им рекомендаций медсестры и врача могут осложниться развитием пролежней.
Пациент извещен об исходе при отказе от выполнения плана ухода.
Пациент имел возможность задать любые интересующие его вопросы относительно плана ухода и получил на них ответы.
Беседу провела медсестра __________________ (подпись медсестры)
«___» __________________ 20__ г.
Пациент согласился с предложенным планом ухода, в чем расписался собственноручно __________________ (подпись пациента) или за него расписался (согласно пункту 6.1.9 отраслевого стандарта «Протокол ведения больных. Пролежни», утвержденного приказом Минздрава России от 17.04.02 №123) __________________________ (подпись, Ф.И.О.), что удостоверяют присутствовавшие при беседе
____________________ (подпись медсестры)
____________________ (подпись свидетеля)
Пациент не согласился (отказался) с планом предложенного ухода, в чем расписался собственноручно ________________ (подпись пациента)
Определение степени риска возникновения пролежней по шкале Ватерлоу:
Телосложение:
Масса тела относительно роста Балл Тип кожи Балл Пол,возраст,
лет Балл
Среднее 0 Здоровая 0 Мужской 1 Выше среднего 1 Папиросная бумага 1 Женский 2 Ожирение 2 Сухая 1 14-49лет 1 Ниже среднего 3 Отёчная 1 50-60лет 2 Липкая (повышенная температура) 1 65-74 3 75-81 4 Более 81 5 Изменение цвета 2 Трещины, пятна 3 Особые факторы риска Балл Недержание Балл Подвижность Балл
Нарушение питания,например,терминальная кахексия 8 Полный контроль/через катетер 0 Полная 0
Беспокойный,суетливый1
Апатичный 2
Ограниченая подвижность 3
Сердечная недостаточность 5 Периодическое 1 Инертный 4
Прикованный к креслу 5
Болезнь периферических сосудов 5 Черезкатетр/недержание кала 2 Недержание кала и мочи 3 Анемия 2 Курение 1 Аппетит Балл Неврологические растройстваБалл Обширное оперативное вмешательство/травма Балл
Седний0 Например: диабет, множественны склероз, инсульт
4 Ортопедическое –ниже пояса, позвоночник; 5
Более 2 часов на столе 5
Плохой 1 Моторные/сенсорн-ые, параплегия 6 Питательный зон/только жидкости 2 Не через рот/анорексия3 Лекарственная терапия Балл Цитостатические препараты 4 Высокие дозы стероидов 4 Противовоспалительные 4 Баллы суммируются и степень риска определяется по следующим итоговым значениям:
Баллы
Степень риска
1 – 9
Нет риска
10
Есть риск
15
Высокая степень риска
20
Очень высокая степень риска
У неподвижных пациентов оценку степени риска развития пролежней следует проводить ежедневно, даже в случае, если при первичном осмотре степень риска оценивалась в 1-9 баллов.
II. Лист сестринской оценки риска развития и стадии пролежней
Наименование №п/п1 2 3 4 5 6 7
Масса тела 1 0 1 2 3 Тип кожи 2 0 1 1 1 1 2 3
Пол 3 1 2 Возраст 4 1 2 3 4 5 Особые факторы риска 5 8 5 5 2 1 Недержание 6 0 1 2 3 Подвижность 7 0 1 2 3 4 5 Аппетит 8 0 1 2 3 Неврологические расстройства 9 4 5 6 Обширное оперативное вмешательство ниже пояса / травма 10 5 Более 2 ч на столе
5 Лекарственная терапия 11 4 III. Лист регистрации противопролежневых мероприятий
Начало реализации плана ухода: дата______час.__мин.___
Окончание реализации плана ухода: дата______час.__мин.___
1. Утром по шкале Ватерлоу ………. баллов
2. Изменение положения состояние постели (вписать)
8-10 ч положение -
10-12 ч положение -
12-14 ч положение -
14-16 ч положение -
16-18 ч положение -
18-20 ч положение -
20-22 ч положение -
22-24 ч положение -
0-2 ч положение -
2-4 ч положение -
4-6 ч положение -
6-8 ч положение -
3. Клинические процедуры: душ ванна обмывание
4. Обучение пациента самоуходу (указать результат)
5. Обучение родственников самоуходу (указать результат)
6. Количество съеденной пищи в процентах:
завтрак обед полдник ужин
Памятка для медицинской сестры по уходу за больным с пролежнями
Рекомендуемые планы ухода при риске развития пролежней (у лежащего пациента)
Сестринские вмешательства Кратность
1.Проведение текущей оценки риска развития пролежней не менее 1 раза в день(утром) по шкале ВатерлоуЕжедневно 1 раз
2.Изменение положения пациента каждые 2 часа
8-10 ч. – положение Фаулера;
10-12ч. – положение «на левом боку»;
12-14ч. – положение»на правом боку»;
14-16ч. – положениеФаулера;
16-18ч. –положение Симса;
18-20ч. – положениеФаулера;
20-22ч. – положение «на правом боку»;
22-24ч. – положение «на левом боку»;
0-2ч. – положение Симса;
2-4ч. – положение «на правом боку»;
4-6ч. – положение «на левом боку»
6-8ч. – положение СимсаЕжедневно 12 раз
3.Обмывание загрязненных участков кожи.
Ежедневно 1 раз
4.Проверка состояния постели при перемене положения (каждые 2 часа) Ежедневно 12 раз
5.Обучение родственников пациента технике правильного перемещения (приподнимая над кроватью)
По индивидуальной программе
6.Определение колличествасъеденной пищи (количество белка не менее 120г,аскорбиновой кислоты 500-1000мг в сутки)
Ежедневно 4 раза
7.Обеспечение употребления не менее 1,5 л жидкости в сутки:
С 9.00 – 13.00ч. – 700 мл;
С 13.00 – 18.00ч. – 500 мл;
С18.00 – 22.00ч. – 300 мл В течении дня
(продолжение таблицы)
Сестринские вмешательства Кратность
8.Использование поролоновых прокладок в зоне участков риска,исключающих давление на кожу В течении дня
9.При недержании:
-мочи – смена подгузников каждые 4 часа.
- кала – смена подгузников немедленно после дефекации с последующей бережной гигиенической процедурой В течении дня
10.При усилевании болей консультация врача В течении дня
11.Обучение пациента и поощрение его изменять положение в постели(точки давления)с помощью перекладин поручней и других приспособлений В течении дня
12.Массаж кожи около участков риска Ежедневно4 раза
13Обучение пациента дыхательным упражнениям и поощрения его выполнять их В течении дня
14.Наблюдениеза влажностью кожи поддержание умеренную влажность В течении дня
Рекомендуемые планы ухода при риске развития пролежней (у пациента, который может сидеть)
Сестринские вмешательства Кратность
1.Проведение текущей оценки риска развития пролежней не менее 1 раза в день(утром) по шкале ВатерлоуЕжедневно 1 раз
2.Изменение положения пациента каждые 2 часа
8-10 ч. – положение «сидя»;
10-12ч. – положение «на левом боку»;
12-14ч. – положение»на правом боку»;
14-16ч. – положение «сидя»;
16-18ч. –положение Симса;
18-20ч. – положение «сидя»;
20-22ч. – положение «на правом боку»;
22-24ч. – положение «на левом боку»;
0-2ч. – положение Симса;
2-4ч. – положение «на правом боку»;
4-6ч. – положение «на левом боку»
6-8ч. – положение СимсаЕсли пациентможет быть перемещён (или перемещаться самостоятельно с помощью вспомогательныхсредств) и в кресле (инвалидной коляске),он может находиться в положении сидя и в кровати
Ежедневно 12 раз
3.Обмывание загрязненных участков кожи.
Ежедневно 1 раз
4.Проверка состояния постели при перемене положения (каждые 2 часа) Ежедневно 12 раз
5.Обучение родственников пациента технике правильного перемещения (приподнимая над кроватью)
По индивидуальной программе
6.Обучение пациента самостоятельному перемещению в кровати с помощью устройства для приподнимания
По индивидуальной программе
7.Обучение пациента технике безопасности самостоятельного перемещения с кровати в кресло с помощью других средств По индивидуальной программе
8.Определение колличествасъеденной пищи (количество белка не менее 120г,аскорбиновой кислоты 500-1000мг в сутки)
Ежедневно 4 раза
9.Обеспечение употребления не менее 1,5 л жидкости в сутки:
С 9.00 – 13.00ч. – 700 мл;
С 13.00 – 18.00ч. – 500 мл;
С18.00 – 22.00ч. – 300 мл В течении дня
10.Использовать поролоновые проклаладки,исключающие давление кожу под участки риска,в т.ч. в положении пациента «сидя» (под стопы) В течении дня
9.При недержании:
-мочи – смена подгузников каждые 4 часа.
- кала – смена подгузников немедленно после дефекации с последующей бережной гигиенической процедурой В течении дня
10.При усилевании болей консультация врача В течении дня
11.Обучение пациента и поощрение его изменять положение в постели(точки давления)с помощью перекладин поручней и других приспособлений В течении дня
12.Массаж кожи около участков риска Ежедневно4 раза
13Обучение пациента дыхательным упражнениям и поощрения его выполнять их В течении дня
14.Наблюдениеза влажностью кожи поддержание умеренную влажность В течении дня
Приложение 7
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
Что вы узнали на занятии?
нужного,
интересного,
полезного.
Нужно выбрать и обосновать свой ответ.
Оцените свою работу. Подведите стрелкой слово Я к той шкале, которая соответствует уровню приобретённых вами на занятии умений.
Не научился (не умею)
Научился и могу научить Я Научился,но…
Научился (умею)