Мастер — класс по Технологии Ткачество с бисером


Так в бисере стекло
Подобяся жемчугу
Любимо по всему земному
Ходит кругу
Ломоносов.
Инструкционная карта
Тканые изделия внешне напоминают вышивку крестом.
Эти изделия могут быть самых разных форм, их можно выполнить сплошным полотном и с отверстиями, в которых размещаются стразы.
Для изготовления изделий требуется станок. Длина станка зависит от изделия.
Для коротких цепочек 50 – 60 см, а для гайтанов и поясов 150 см.
Ход работы.
Натянуть на станке нити основы.
При натягивании основы следует иметь в виду, что нитей должно быть на одну больше, чем бусин по ширине узора.
Закрепить рабочую нить с иглой на крайней левой нити основы на некотором расстоянии от порожка. (Cм рис.1) Для цепочек оно равно 10 – 15 см, а для гайтанов 30 – 35 см.
Набираем на иглу определённое число бисеринок, по цвету соответствующих первому ряду орнамента.
Нитку с нанизанными бисеринками пропускаем слева направо под нитями основы, следя, чтобы каждое бисерное зерно попало в промежуток между соседними вертикальными нитями.
Протягиваем иголку справа налево поверх основы через отверстия каждой из бисеринок. ( Cм. рис.2).
Так же ткутся и последующие ряды. Рис.3 – способ закрепления нити.
Срезая изделие с рамки, необходимо спрятать концы нитей внутри бисеринок.



Рис.1 рис.2

Рис.3

Приложение 1





















Приложение2





























Приложение 3











































Контроль качества
К основным характеристикам качества бисерного изделия относятся:
Натяжение нити основы
высокое качество бисера;
равномерное натяжение рабочей нити;
скрытность ниток;
четкое соединение элементов изделия предельно ровные края изделия
чистота и аккуратность в заделке ниток.
1. Бисер необходимо калибровать, т.е. сравнивать между собой. Отрезок нитки лучше обработать воском или клеем, чтобы он не пушился.
2. Для скрытности ниток иголку с ниткой пропускать второй раз через бисерину в начале и конце плетения.
3.Перед работой со светлым бисером нужно тщательно вымыть руки.
4. При выполнении практической работы прошу вас соблюдать правила техники безопасности при ручных работах.
5. Лучшим освещением рабочего места будет рассеянный свет или яркая потолочная люстра. Можно использовать настольную лампу, ввернув в неё матовую лампочку мощностью не более 40 вт.
Упражнения для глаз снимающие утомление.
Первый комплекс
Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.
Второй комплекс
Стоя смотрите прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25–30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку. Повторите 10–12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1–2 секунды уберите пальцы. Повторите 3–4 раза.
Очень полезно несколько секунд посмотреть в даль, окинуть взглядом горизонт

Создание бисерного изделия.
Порядок разработки изделия
Определить Форму изделия и его размеры.
Продумать в целом его конструкцию и художественное решение
Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.
Разработать эскиз изделия
Выбрать технику плетения
Составить схемы изделия и его элементов
Выбрать или разработать орнамент
Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях
Подобрать цветовую гамму бисера
Сочетание цветов бисера.
Красный – черный, желтый, серый, коричневый, желтый, оранжевый, синий, белый.
Синий – серый, голубой, бежевый, коричневый, розовый, желтый, золотистый.
Желтый – коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.
Зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, Оранжевый, коричневый, черный, кремовый.
Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.
Коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.
В этих сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.



















Методическое пособие по изготовлению панно в технике ткачество с бисером.
Введение
Существует много способов изготовления бисерных изделий. В настоящее время наиболее распространенными являются четыре: низание, плетение, вышивка и ткачество. Если говорить о сложности технологий, то трудно сказать, какая из них проще, какая сложнее, так как в той или другой технологиях встречаются и простые и сложные изделия.
В технике ткачества с бисером можно изготавливать много разных изделий: гайтаны, кулоны, браслеты, миниатюры, гобелены, панно и многое другое. Рисунки можно использовать как предназначенные для вышивки крестом, так и любые другие, выполненные по клеточкам сетки 1:1 - если бисер круглый или 2:3 - если бисер приплюснутый.
Ткачество было менее распространено, чем другие виды рукоделия с бисером. Работы получаются двусторонними и очень красиво выглядят на просвет. Поэтому их можно использовать как для декоративных панно, так и для витражей, абажуров к настольным лампам, торшерам и мн. др.
Тканые изделия из бисера невозможно   спутать с изделиями, выполненными каким-либо   другим  приемом работы с бисером. Используя  ткачество, мы получаем ровную поверхность, где бисеринки смежных рядов располагаются строго одна под другой, без смещения.
Целью работы является создание декоративного панно, выполненного по старинной технологии – бисерное ткачество с использованием современной композиции, технологии, материалов.
Декоративные панно должны вписываться в интерьер. Где важна атмосфера покоя и умиротворения, хороши пейзажи или композиции в спокойных тонах. Где царит творческая атмосфера – они должны быть яркими, эмоциональными.
Размер декоративного панно выбирают в зависимости от величины помещения. Большое - уместно в просторной комнате. Если свободного пространства на стене немного, то можно повесить совсем маленькие, особенно хорошо они будут смотреться г
·руппами по 2-3 с одной тематикой.
Форма декоративного панно в интерьере так же играет немаловажную роль - “горизонтальное” панно визуально расширяет стену; “вертикальное” - делает помещение выше; квадратное или круглое, в этом смысле, является нейтральным.
Цветовая гамма панно должна радовать взор, вызывать положительные эмоции, желание смотреть на полотно снова и снова.




Техника ткачества с бисером
Для ткачества с бисером необходим станок, который состоит из деревянной рамы с нарезкой 2 - 2,5мм по верхнему и нижнему краям и деревянными креплениями с перекладиной для нитей основы <[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]>. Данный станок удобен тем, что на нем можно выполнять как браслеты, фенечки, кулоны, так и декоративные панно.
Сначала параллельно натягиваем на станок нити, вкладывая их в специальные прорези – это основа будущего полотна <[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]>. Расстояние между нитями должно немного превышать размер бисеринок, чтобы полотно было более ровным независимо от размера бисеринок. В качестве основы и утка желательно использовать серые нейлоновые нити. Серый - нейтральный цвет, а так как в работе часто встречается многоцветье, то не хотелось бы чтобы нити основы было видно.

Примечание: Длина нитей основы определяет длину изделия, которая не может быть больше длины станка.
Количество нитей основы зависит от их роли в изделии и его ширины, полотно может ткаться целиком или полосами. Начинающим мастерицам панно удобнее ткать полосами, так как при ткачестве полосами можно исправить допущенную ошибку, распустив определенный промежуток полотна, а при ткачестве целым полотном ошибку исправить невозможно.









Работа на станке
Для изготовления панно используем схему для вышивки крестиком. Схему разделим на продольные и поперечные полосы по10 клеточек (одна клеточка - одна бисеринка).
Работу начинаем выполнять с нижнего ряда правой вертикальной полосы схемы <Рисунок 1>. При ткачестве одной иглой с потайными нитями основы, количество нитей полосы равно числу бисерин в ряду.
Рабочую нить закрепляем на крайней левой нити основы полосы.
Набираем бисеринки для первого ряда (кроме самой левой), протягиваем рабочую нить с бисером под основой перпендикулярно ей. Бисер прижимаем снизу к основе указательным пальцем левой руки так, чтобы между продольными нитями оказалось по одной бисеринке. Большим пальцем левой руки надавим на основу сверху, чтобы нити основы опустились между бисеринками как можно ниже и прижались к рабочей нити. Иглу с рабочей нитью пропускаем через бисеринки в обратном направлении поверх нитей основы.
Нанижем на рабочую нить недостающую первую бисеринку первого ряда и наберем весь бисер для второго ряда, прижмем бисер к основе снизу таким образом, чтобы перед первой бисеринкой не оказалось нити основы <Рисунок 2>.
Продолжаем ткать по схеме, проверяя каждый раз чтобы нити основы не поднимались над полотном.
В последней левой полосе схемы число нитей основы должно быть на одну больше чем бисеринок в ряду, чтобы левый край полотна не “повис в воздухе”. В этой полосе все бисеринки будут располагаться между нитями основы <Рисунок 4>
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.4
Обновление рабочей нити.
Если рабочая нить заканчивается, то надо произвести ее заделку. После окончания последнего сплетенного ряда пропустить иголку с рабочей нитью через 2-3 бисеринки предпоследнего ряда слева направо. Притянуть рабочую нить и зацепить за нить основы, сделав “скользящий” узелок. Слегка потянуть рабочую нить вниз, чтобы сделанный узелок спустился по нити основы и оказался между двумя соседними бисеринками, где он не будет заметен. Если изделие широкое, то таких узелков нужно сделать 3, распределив их по длине ряда, если узкое, то 2. Иголку с ниткой вывести с правой стороны плетения, притянуть нитку и обрезать ее “под корень
Подготовить новую нить с иголкой.
Пропустить иголку через 2-3 бисерины с правой стороны последнего ряда. Зацепить иголкой нить основы и сделать “скользящий” узелок. Как было ранее сказано, сделать еще 1-2 “скользящих” узелков по этому ряду и вывести иголку с ниткой влево. Свободный конец новой нитки с правой стороны обрезать “под корень.Теперь можно продолжать ткать.
Примечание: Во время работы необходимо следить, чтобы края ленты были ровными, если они искривляются даже немного, следует распустить несколько рядов, заменить бисерины, вызывающие искривление, и возобновить работу. Тканые изделия только тогда красивы, когда они выполнены чисто и края их ровные.
Снятие изделия со станка 
После соединения полос выполним кромку из ниток (8-10мм) сверху и снизу полотна. Кромка получается в результате переплетения рабочей нити и нитями основы, как при штопке. “Штопка” должна быть плотной
Для начала “штопки” нитку длиной 140-150см, с иголкой на конце привяжем к первой нити основы, оставляя свободный конец 10-12см. Штопальными стежками сделаем первый ряд переплетения ниток – рабочей и нитей основы. На последней нити основы, в конце этого ряда, сделаем “скользящий узелок”. Далее плетем таким же образом в обратном направлении.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] рис.5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


В процессе плетения кромки “штопкой” необходимо соблюдать следующие требования:
1) ряды “штопки” должны быть ровными и плотно прилегать друг к другу, для чего каждый ряд следует аккуратно “подбивать” линейкой, как и ряды плетения с бисером;
2) следить за тем, чтобы крайние нити основы не были стянуты и оставались параллельными остальным нитям основы;
3) не забывать заделывать начальный отрезок рабочей нити, для этого вдеть нитку в другую иголку и пропустить ее штопальными стежками под первым рядом “штопки”, делая на каждой нити основы “скользящий” узелок. Обрезать конец рабочей нити “под корень”.
Готовое изделие необходимо снять со станка, для этого аккуратно обрезаем нити основы у самой рамки. Смажем кромки с двух сторон клеем ПВА, дадим клею просохнуть, после чего обрежем нити основы с двух сторон изделия до кромки, оставив кончики нитей длиной 5-7мм.
Изделие крепим степлером на жесткую основу (оргалит), делаем паспарту и вставляем в рамку <Рисунок 8>.
Данное панно может служить элементом декора комнаты отдыха или кабинета в офисном интерьере.
Литература
Ляукина М.В. Бисер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
Литвинец Э. Н. “Забытое искусство (о бисере)”,Сделай сам – 1971 №2, с. 3-43.
3. Москалюм О.А. Методическая разработка кружка “Бисеринка”. – Новосибирск,2004.


ЂЂ
type="text/javascript" src="https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js" Заголовок 315