План — конспект урока 5 кл. материаловедение.Прядение и ткачество
Тема: Прядение и ткачество.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма: рассказ, беседа.
Цели:
Познакомить учащихся с понятиями: прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей.
Научить различать нить основы и утка.
Развивать память, мышление, воображение.
Воспитать интерес к изучению предмета технология.
Структура урока.
Этапы работы
Содержание работы
Материально-техническая база
Организационно-подготовительный
Приветствие, проверка явки учащихся.Активизация учащихся.Формулировка темы и целей.Постановка учебной задачи.
Формирование новых знаний
Теоретические сведения.
Презентация, пособия с тканями
Применение знаний
Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения»
Учебник, тетрадь, цветная бумага, клей, ножницы.
Контроль и рефлексия.
Ответы на вопросы
Презентация
Подведение итогов.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Материаловедение». Тема урока «прядение и ткачество». Сегодня вы познакомитесь с процессами прядения и ткачества, научитесь определять нити основы и утка. Так же новым для вас будет такое понятие: переплетение нитей, и самое простое – полотняное.
Пряжа – скрученная нить из любого сырья. Предназначена для производства тканей, трикотажа, швейных ниток. (Слайд 2)Прядение – процесс получения из волокнистой массы пряжи. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи. (Слайд 3)Раньше процесс прядения занимал много времени, потому что выполнялся вручную. Делали это с помощью веретена или прялки. (Слайд 4).Ткань – материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи (Слайд 5)Ткачество – процесс получения ткани из пряжи. (Слайд 6)Ручные станки для ткачества могут быть горизонтальные и вертикальные. (Слайд 7)На фабриках стоят станки, в которые заправляют нитки, а он сам ткет ткань. (Слайд 8)Ткань состоит из нитей основы (долевые) и утка (поперечные)Основные нити длинные, прочные, не тянутся, проходят вдоль кромкиУточные нити короткие, тянутся, проходят поперёк ткани. (Слайд 9)Следующее понятие – ткацкое переплетение. Это переплетение нитей основы и утка. Самое простое переплетение – полотняное, в нём одна нить основы переплетается с одной нитью утка. (Слайд 10)
2. Применение знаний
Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения»Выполнение работы по инструкционным картам на стр.13 учебника.
3. Контроль и рефлексия
– Что такое пряжа? (Тонкая нить, выработанная из коротких волокон)– Пряжа получается в процессе (Прядения)– Что такое ткань? (Материал, полученный путем переплетения нитей)– Вдоль кромки проходят нити (Основы)– Поперек ткани проходят нити (Утка)– Ткацкое переплетение – это (Переплетение нитей основы и утка) (Слайд 11)
4. Подведение итогов
– На сегодняшнем занятии вы познакомились с новыми понятиями: прядение, ткачество, переплетение нитей, основа, уток. Попробовали «сделать» ткань.
5. Домашнее задание: Доделать макет полотняного переплетения.