Урок по ОРКСЭ для 4 класса Человек рождён для добра


Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Московской области
Министерство образования и науки Российской ФедерацииЕжегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Оболенская средняя общеобразовательная школа»
Серпуховского муниципального района
ГРЕБЕНЩИКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Название работы:
Методическая разработка урока «Человек рождён для добра» для учащихся 4 класса
Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики»
Московская область
2017 год
Цель: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Предметные результаты: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формировать и развивать умение определять тему урока, ставить задачи, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учить прислушиваться к мнению окружающих людей и вести диалог, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения, стремиться быть культурным и воспитанным человеком, работать в группах.
Ход урока
1. Организационный момент
Объединение в группы
Учитель: Ребята, для работы на уроке вам необходимо объединиться в группы. Подойдите к столу, возьмите листочек, на котором записана буква (ж, и, з, н, ь), найдите своих товарищей по группе; займите удобное для вас место в классе. Все хорошо устроились. Первое задание. Нужно выйти к доске по одному представителю от группы, взяв букву вашей команды. (Дети выходят). Составьте из букв слово. Какое слово получилось? (Жизнь). [1]. Что значит для человека жизнь? (Возможность радоваться окружающему миру, открывать что – то новое для себя, любить, дружить, проявлять талант, заниматься любимым делом). II. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Я согласна с вашими ответами. Жизнь предоставляет человеку много возможностей. И каждый для себя решает, как её прожить. Например, можно прожить так… (На экране видеоролик с клипом песни Шапокляк «Кто людям помогает, тот тратит время зря»). [2 Презентация].
А можно вот так. (Видеоролик с отрывком из мультфильма «Просто так»). [3 Презентация]. Учитель: А, вы как считаете? С чьей жизненной позицией вы согласны? (Ребятам нравится герой из мультфильма «Просто так»).
Как вы думаете, что совершать легче добро или зло? Почему? (Мнения детей вначале разделились. Одни говорили, что легче сделать добро, другие – зло. В ходе дискуссии пришли к единому мнению, что зло совершить легче. Ломать легче, чем строить и сделать зло легче, чем добро. Потому что добро требует усилий. Надо быть благородным, бескорыстным человеком, чтобы делать добро и не ждать от этого награды). [4 Презентация]. Учитель: А человек, для каких поступков рождён? (Человек рождён для добрых дел).
Тема нашего урока: «Человек рождён для добра». [5 Презентация].
Составим план нашей работы на уроке. 1. Будем искать ответы на вопрос «Человек рождён для добра?» 2. Обсуждать ситуации. 3. Делать выводы по материалам урока. (План записывается на доске).
III. Изучение нового материала. Учитель: Человек рождён для добра. Именно этого ждут от человека люди. Об этом повествует народное творчество, звучат песни, слагаются сказки. Второе задание. Учитель: Вспомните пословицы о добре, о добрых делах. (Совещаются в группах, потом встают и хором произносят пословицу. Задание оказалось непростым. Учащиеся смогли вспомнить только три пословицы. Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело, что дождь в засуху. Доброе дело и в воде не тонет). Учитель: Я тоже знаю пословицы о добре. Я скажу начало пословицы, вы посовещаетесь в группе и продолжите её. (Ребята говорят концовку и объясняют смысл пословиц).
Добро творить - себя веселить. (Любить). Доброе слово и кошке приятно. (Понравится). В добре жить хорошо. (Веселее, собой дорожить). Доброе дело на завтра не откладывай. Худо тому, кто добра не делает никому. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. (Жизнь хороша).
Учитель: Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе возникает угроза для самой жизни. А мы на предыдущих уроках убедились в том, что жизнь – это наивысшая ценность, её надо охранять. Предлагаю следующее задание. Но сначала хочу узнать, вы любите сказки? Почему вам нравятся сказки? (Сказка – это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом). Учитель: Сказка - отражение жизни и воплощение человеческой мечты. Душа человека стремится к добру, истине, красоте. Сказка – своеобразный учебник жизни, утверждающий, что человек рождён для добра. Третье задание. Проверим, как вы знаете сказки и сказочных героев, которые делали добро. (По одному представителю от группы берут карточку с заданием, совещаются в группах. Потом по очереди читают задание вслух, называют героя и произведение. Доказывают, что герои сказок рождены для добрых дел). [6] 1. Несмотря на свой рост в дюйм, героиня спасла ласточку. (Дюймовочка. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»).2. Этот сказочный герой ходил по городам. Пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого человека и открыл замечательный театр. (Папа Карло. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»). 3. Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, через льды перебираться, с королевою сражаться?
(Герда. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).4. Эта героиня не пожалела последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику.
(Женя. В.П. Катаев «Цветик – семицветик). 5. Это герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах. Ш. Перро «Кот в сапогах»). Учитель: Узнайте героиню моей сказки.
Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед. Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала.
(Царица (мачеха). А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).Учитель: Какое добро совершила царевна? (Царица совершила зло. Предложила царевне отравленное яблоко. Но в конце сказки добро победило зло. Царевна ожила, вышла замуж. А царица умерла от тоски. И зло умерло.) Как в сказках подтверждается мысль о том, что человек рождён для добра. (Каждый получает награду по заслугам).
IV. Физминутка.
Пришло время отдохнуть. [7 Презентация].
V. Продолжение работы по теме урока.Учитель: Исследования показали, что люди, постоянно совершающие добрые, хорошие поступки, чувствуют себя счастливей, редко болеют и долго живут. Вы согласны? Какие добрые дела совершали вы? (Помогали мамам, бабушкам в домашних делах; одноклассникам помогали на уроках).
Кто от этого становился счастливее? (Я – сам, наверное, и тот человек, которому в чём – то помогли). Учитель: Предлагаю в группах обсудить ситуацию. Четвёртое задание. Представьте, что одноклассник Вася попросил у вас списать домашнее задание. Тебе не жалко – пусть списывает. Кто в этой ситуации чувствовал себя счастливым? (Сначала Вася счастлив. Учительница не будет его ругать. Я счастлив, потому что «помог». Но потом придёт расплата. Может быть тот, кто дал списать, неправильно выполнил домашнее задание. Учительница поймёт о том, что кто – то списывал. А другой вариант, что такое задание может встретиться на контрольной работе. Вася не сможет с ним справиться). Учитель: «Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только совершён, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нём не угасает» Жан - Жак Руссо.
Учитель: Какие же дела надо совершать? Для чего рождён человек? (Человек рождён для добрых дел).
Есть древняя книга, книга жизни. Это сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли. Это Библия. [8 Презентация]. В ней записаны заповеди, которые даны людям от Бога. Среди них заповеди о любви к ближнему. Почитай отца твоего и матерь твою. Родители дали тебе жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны хотя бы твоего уважения («почитания»)? Не убивай. Кто хочет себе добра, тот не захочет ругаться, драться, а тем более убивать людей. Не кради. Краденое не идёт впрок. Не лги. Не говори плохо о человеке, можешь ошибиться, обидеть его. Не завидуй. Жадность овладевает человеком, который завидует. Завистник любит одного себя. У него нет на душе покоя, он вредит и себе, и другим людям. Учитель: В Библии есть призыв самого Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Почему же надо любить врагов? (Ты сделаешь доброе дело для врага, и ему не захочется делать в следующий раз зло). Учитель: Только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Любить врагов это значит не иметь к ним ненависти, злобы, желания возмездия. Это значит прощать их чистосердечно. Радоваться, а не печалиться счастью, которое им выпадает. Протянуть руку помощи в случае нужды. Наконец, воздавать им добро за зло. Каждый сделанный нами шаг должен нести добро, любовь. (Ребята вспомнили золотое правило этики. «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».) VI. Рефлексия. Предлагаю выполнить ещё одно задание. Пятое задание. Дома вы вырезали из бумаги ладошки. Напишите на них хорошие, добрые дела, поступки, которые вы делали. А может кто – то запишет доброе дело, которое он хочет совершить в ближайшее время. (Ребята выполняют задание индивидуально. После того, как работа выполнена ребята прикрепляют ладошки на доску). [9]. Звучит Песня «Дорога Добра». Музыка – М. Минкова, слова – Ю. Энтина. [10 Презентация]. Учитель: Посмотрите, какая красивая дорожка у нас получилась. [11]. Для чего же мы с вами рождены? (Для добрых дел и поступков). VII. Домашнее задание.
На странице 89 в учебнике вам предлагают написать сказку о добре, нарисовать сказочный сюжет на тему занятия (по выбору). А ещё подумайте над понятием - милосердие. Что это такое? На следующем уроке нам пригодятся ваши знания по этому вопросу. VIII. Итог. Мне хотелось бы закончить урок такими словами: Не делай зла — вернется бумерангом, Не плюй в колодец — будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом, А вдруг придется, что-нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых — не вернешь, Не лги себе — со временем проверишь, Что этой ложью сам себя ты предаёшь. Омар Хайям
Литература:
1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016. - 95 с.
2. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2015. - 78 с.
3. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016. -159 с.
Примечания и ссылки
1. Составление слова из букв.

2. Видеоролик с клипом песни Шапокляк «Кто людям помогает, тот тратит время зря»

3. Видеоролик с отрывком из мультфильма «Просто так»

4. Добро творить трудней.

5. Тема урока

6. Работа в группах

7. Электронная физминутка «Если весело живётся, делай так!»

8. Древняя книга, книга жизни.

9. Индивидуальная работа.

10. Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…

11. «Дорожка добра»