Изучение темы Наречие по русскому языку в 4 классе
Изучение темы «Наречие» в 4 классе
Вводный урок. «Общее понятие о наречии» (всего на изучение темы – 6 часов)
Цель: дают общую характеристику наречия как части речи, показывают отличие наречия от других частей речи.
Ход урока:
I.Определение темы, постановка цели: наблюдение над языковым явлением: Пожалуйста, послушайте стихотворение, которое написала ваша ровесница Эля Куклина, и подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос будет темой нашего урока.
Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – и представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело!» - и увидишь зимнее село. С белых крыш свисает белый снег, не видать под белым снегом рек. Если скажешь слово ты «темно» - сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь «ароматно» ты – сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну а если скажешь ты «красиво»- пред тобою сразу вся Россия!
- Какие слова привлекли маленькую поэтессу? (высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, бело) Слова – на экране.- Вы правильно ответили на мой вопрос, именно эти слова привлекли внимание девочки. Что это за слова? Что их объединяет? Их особенности будут предметом нашего сегодняшнего изучения. Мы встречались с этими словами и раньше, и я даже говорила, как они называются. Кто помнит? (Наречие) Запишем тему нашего урока «Наречие».
II. Изучение нового материала 1. Поиски признаков, характеризующих наречие.
- Итак, перед вами ряд слов: высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, бело, издалека, певуче. Попробуем определить, что их объединяет.
(Вопросы как? – темно, ароматно, красиво, бело, певуче; где? – высоко, кругом; откуда? - издалека)- Как бы вы назвали эти вопросы? Где мы с ними встречались при разборе предложений? (Когда ставили вопросы к обстоятельствам: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?)- Попробуем изменить эти слова, например по лицам и числам. (они не изменяются) Что указывает на неизменяемость? (Суффиксы, которыми заканчиваются части речи)
- Итак, начнем составлять памятку для характеристики этой части речи. (На доске : 1. Наречие – неизменяемая часть речи. 2. Отвечает на вопросы: где?, куда?, когда?, откуда?, почему?, зачем? и как? 3. Наречия имеют на конце суффиксы о, а, е )- Сравните предложения по смыслу. Чем они отличаются7Дождь вскоре прекратился. Дождь прекратился.
Вчера был хоккей. Был хоккей.
Вечером начался концерт. Начался концерт.
На экране телевизора На экране телевизора быстро сменялись кадры. сменялись кадры.
- Ясно ли из предложений правого столбика, когда прекратился дождь? Когда был хоккей? (нет) А из левого? (ясно) А теперь выясним: с какой частью речи связаны по смыслу выделенные слова? Какие слова они поясняют?
прекратился (когда?) вскоре, начались (когда?) вечером, сменялись (как?) быстро
- Какой вывод мы можем сделать о связи наречий с другими частями речи? (наречия поясняют глаголы)
- Дополним нашу памятку: «наречия поясняют глаголы»
- Наречие – старое слово, оно уже было в древнерусском языке. И если мы обратимся к его этимологии, то выделим корень наречие. Слово же речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Видимо, это не случайно: само слово наречие указывает на близость его к глаголу.
III. Закрепление понятия «наречие» Узнаем наречие и характеризуем его..-Я прочитаю стихи, а вы найдите в них наречия и докажите (по памятке), что это именно они.
Но однажды поутру прискакала кенгуру, увидала усача, закричала сгоряча: «Разве это великан?» К. Чуковский
Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Чу! За тучей прогремело. Принахмурилась земля. Ф. Тютчев
(Дети находят наречия и доказывают, по каким признакам они их узнали)
IY.Выяснение роли наречий
- Мы изучили многие части речи и, говоря о каждой, выяснили, какова же их роль. Давайте теперь попробуем определить роль наречий в языке, для этого проведем лингвистический эксперимент. (Дети убирают наречия из фрагмента сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», выясняют : каким стал текст? ( менее точным, менее выразительным)
Y.Расширение словарного запаса детей 1. Работа со «свитком» наречий. –Возьмем «свиток» наречий и попытаемся подобрать к ним синонимы Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслышно), близко (недалеко), тяжело (нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринужденно), спокойно (невозмутимо).
2. Замена фразеологических оборотов наречиями. – Мы с вами говорим, что наречия делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические сочетания наречиями. Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие (можно с глаголом)
Идти черепашьим шагом (медленно), кот наплакал (мало), как по маслу (хорошо), встать чуть свет (рано), рукой подать (близко), яблоку негде упасть (тесно). Дети записывают наречия и разбирают их по составу.
YI.Итог урока
- Сегодня мы в течение всего урока исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи? (Ответы детей при необходимости корректируются учителем.)
2 урок. Тема. Правописание наречий
Цель: знают, что наречия, отвечающие на вопрос как? , имеют суффикс О, идет расширение словарного запаса учащихся
Ход урока
Языковая разминка: - Спишите. Солнце невысоко поднялось над горизонтом. Ребятишки весело зашлепали по лужам. В проруби зябко играет и дышит вода. Приближалась довольно скучная пора.
- Каким членом предложения является наречие? Подчеркните Какие части речи поясняют наречия? Выпишите словосочетания с вопросами. (Это и является отправным моментом для работы по образованию наречий. 2. Образование наречий. 1)Предлагаю поставить вопрос к данному слову в предложении: поднялось как? невысоко и т.д.) Пишу на доске: как? невысоко и далее столбиком еще слова: медленно, испуганно, быстро, бесшумно, рано, крепко, сильно, внезапно, редко, часто, дружно, тревожно, весело.Зашлепали как? весело (весело – это наречие. Наречие – часть речи. Ребятишки зашлепали весело. Девочка зашлепала весело. Мальчик зашлепал весело. Наречие – неизменяемая часть речи.)- На какие вопросы отвечают наречия? Сегодня мы рассматриваем наречия, которые отвечают на вопрос КАК?
2) Закончите предложения: Девочка пишет (медленно). Мальчик смотрит (испуганно). Поезд идет (быстро). Лодка плывет (бесшумно). Дети записывают наречия.
- Обратите внимание на наречия, написанные на доске. Что общего в их написании? Вывод: наречия, которые отвечают на вопрос КАК? имеют на конце О.
3. Первичное закрепление (разноуровневые задания):
Уровень 1. Запиши к данным словам наречия:
1вариант: говори …, учись …, думай …, сиди …, прыгай … 2вариант: читай …, слушай …, пиши …, бегай …, смотри …Уровень 2. Напиши к наречиям:
1 вариант: антонимы: близко, рано, поздно, легко, громко, грустно 2 вариант: синонимы: холодно, правильно, скоро, печально, верно, гладко, тихоУровень 3. Составьте и запишите текст-описание из 5-6 предложений. Используйте в нем для связи предложений и частей текста некоторые из следующих наречий: везде, направо, налево, вправо, влево, справа, слева, тут, там, издалека, здесь, вдали, рядом, впереди, вверху, внизу4. Списывание и подчеркивание наречий:
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении.
4. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? Какие наречия имеют суффикс О?
3 урок. Правописание наречий
Цель: наблюдают написание наречий: наречия пишутся в одно слово, идет расширение словарного запаса учащихся
Ход урока
Групповые исследования
– Слово «наречие» - очень старое, оно встречалось еще в древнерусском языке, где имело большое значение, чем в современном русском языке. Оно означало «язык, слово, вопрос, дело, глагол, и наконец, наречие». Древние римляне, которые впервые открыли эту часть речи, называли наречие «приглаголием». Главное в наречии то, что оно должно быть при глаголе или накладываться на глагол (наречие)
– В русском языке наречия легко образуются от других слов. И это не случайно. Наречия появились позже других частей речи. Все слова к тому времени уже были либо существительными, либо прилагательными, либо место-имениями, либо глаголами. Вот и пришлось наречиям перетаскивать к себе слова из других частей речи. Попро-буйте и вы проделать эту работу. За две минуты образуйте наречия от сущ. верх (вверху, вверх, наверх, наверху, кверху, сверху, верхом)- Сделайте вывод. Какую работу пришлось проделать словам, чтобы стать наречиями? (предлог превратить в приставку, окончание в суффикс)
II. Правописание наречий: какой суффикс поставить?
НАПРАВО (НА ОКНО) СПРАВА (С ОКНА) НАЛЕВО (НА ОКНО) СЛЕВА (С ОКНА) ВЛЕВО (В ОКНО) ИЗРЕДКА (ИЗ ОКНА) ВПРАВО (В ОКНО) ОТТУДА (ОТ ОКНА)Вывод: если вместе с приставкой поставить контрольное слово ОКНО, четко можно услышать, какой суффикс нужно поставить в наречии.
Комментированное письмо:
СПРАВА И СЛЕВА ТЯНУЛСЯ СОСНОВЫЙ ЛЕС. ВПРАВО ОТ ДОРОГИ ЗЕЛЕНЕЛ ЛУГ. НАЛЕВО СЕРЕБРИЛАСЬ РЕКА.
На следующих уроках идет побуждение учащихся активно использовать наречия в своих высказываниях, расширение лексического запаса детей, включение наречий в предложения для комментирования. Можно использовать задания:
Подобрать к данным наречиям наречия – синонимы (жутко, печально, опрятно) и наречия – антонимы (щедро, легко, всегда) Заменить данные устойчивые сочетания синонимами-наречиями (жил на краю земли, сделал в первую очередь, смотрел во все глаза)
Найти личное наречие, не сочетаемое с данным глаголом (говорить – тихо, интересно, близко, вежливо, грамотно, весело, чётко)Распространить с помощью наречий предложения в текста
Составить текст-описание (можно по картине), используя для связи предложений и частей текста данные опорные слова – наречия пространственного значения (впереди, рядом, издалека, вверху, справа и др.)
Комментированное письмо: Безграничная равнина окружает путников справа и слева. Пассажиры быстро расселись, и пароход медленно отошёл от пристани. Справа тянулись дремучие леса, а вдали виднелось озеро. Лёгкие снежинки красиво кружатся в морозном воздухе. Придет весна, снег растает, травка выглянет на свет, а потом заколосится рожь. Справа тянулся низкий кустарник, а наша аллея повернула влево. Проснулись птицы и ты вдруг слышишь, что уже весь лес налился птичьими голосами.
Обобщающий урок по теме «Наречие»
Цель: уточнить представления детей о наречии, зависимости наречий от глаголов и связи, которая между ними существует, повторить правописание наречий, развитие речи учащихся
Ход урока
I.Введение в тему. На доске записаны отрывки из стихов с пропущенными наречиями: Он срывал пучки смолистых игол,
Глупый, для чего-то их жевал,
И …, … ко мне запрыгал
И ещё смешнее закричал. (смешно, смешно, Н.Гумилев «Кенгуру»)
- Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей. О, нет! Все … в ночной глубине: то ветлы седые стоят в стороне. (спокойно, В. Жуковский «Лесной царь») (Дети читают отрывки, называют авторов, восстанавливают пропущенные слова)
II.Постановка цели и припоминание теоретического материала по наречию: - Прочитайте восстановленные слова . Что их объединяет? (Все они являются наречиями) Чем отличаются наречия от других частей речи? (Наречия – неизменяемые слова, они поясняют глаголы. Их даже называли «приглаголие», но они могут пояснять и прилагательные) Докажите, что эти слова неизменяемые (Отсутствие окончания) Какова роль наречий в языке?III.Повторение грамматических категорий наречия – Итак, мы с вами выяснили, что наречия делают нашу речь более яркой, образной, конкретной, точной. Они достаточно часто встречаются в речи, и мы должны уметь грамотно их писать.
- Перед вами перфокарты. Вставьте пропущенные буквы в столбиках наречий.
1 столбик: налево, справа, досыта, сегодня, горячо, засветло, свежо 2 столбик: наконец, неуклюже, певуче, сейчас, влево, сначала, сегодня. (В предъявленных словах пропущены буквы, обозначающие слабые позиции гласных)
Повторение правописания наречий: - Каковы же правила правописания наречий? На какие группы мы можем распределить эти наречия? (по морфеме, на которую оканчивается наречие)
IY.Связи наречий с другими словами: - Запишите предложение, разберите его, чтобы подтвердить наши представления о связи наречий с другими словами в предложении: Серый день ползёт лениво, и болтают нестерпимо на стене часы стенные языком неутомимо. (А.Фет)
Разбор предложения по членам, составление схемы 2) выписать словосочетания (далее следует обсуждение наблюдений, формулировка выводов о связи наречий с другими словами в предложении)
Y.Буриме: - мы сегодня много работали со стихотворными текстами. Давайте попробуем сами составить стихотворение на заданную рифму:
… далеко … глубоко …весело …высоко (составление четверостишия по зарифмованным концам. Чтение того, что получилось) YI.Работа с фразеологизмами: - а сейчас нам опять предстоит творческая работа. Мы знаем, что фразеологические сочетания – устойчивые обороты речи, характерные для данного языка. Заменим их наречием с глаголом, помня о том, что наречие делает язык более точным, конкретным. Итак: комар носа не подточит (сделать безукоризненно), как по маслу (выполнить хорошо), разнести в пух и прах (сильно браниться),
- А теперь более сложная работа. Я буду говорить словосочетание, а вы должны заменить его наречием с фразеологизмом. Итак: сильно покраснеть (до корней волос), быстро бежать (во весь дух, во все лопатки, сломя голову), медленно (черепашьим шагом), рано (чуть свет, ни свет, ни заря)- Почему вы испытывали затруднения при выполнении последнего задания? (Выводы детей о недостаточном словарном запасе, необходимости как можно больше читать)
YII.Итог урока
- Какие представления о наречии нам сегодня удалось уточнить?
Более глубоко вы будете изучать эту часть речи в средней школе.