Семинар-практикум для педагогов Использование карточек-схем в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками


Семинар-практикум  на тему:
«Использование карточек-схем в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками»
 Цель: представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной  компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
 - сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно- образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для  развития познавательной активности дошкольников.
 
Ход семинара:
    Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!    Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. 
     А детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.
     Известно, что ознакомление  с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Упражнение «Встаньте по двое (четверо, шестеро)».
Звучит музыка. Все играющие двигаются. Музыка останавливается, а ведущий называет число 2 (4, 6). Все строятся парами (четверками, шестерками). Когда играющие разбились на шестерки, им предлагается этими группами занять места за столами.
Ведущий. Вот у нас и определились команды.
 В Федеральных государственных образовательных стандартах дано описание ребёнка, поступающего в школу: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире); задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)».
      Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условие для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования.
Применение  метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать  у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи. Модели помогают направлять исследование, помогают абстрагированию свойств и обобщению отношений. Наглядное моделирование предоставляет широкие возможности  для развития интереса  к  познанию.
Применение карточек-схем способствуют развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, самостоятельности, гибкости детского мышления. Их использование предполагает:
расширение знаний об окружающем мире;
развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение, взаимодействие различных веществ, при соединении, фильтрация);
развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, испарение, замерзание воды, звук, плавучесть;
развитие элементарных представлений из области естествознания: о разнообразии видов и составе почвы, песка;
развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;
умение читать схематично изображенные действия, планировать свою работу;
умение отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, развивать находчивость и сообразительность. Осуществлять эксперимент, делать выводы.

Поэтому сегодня я предлагаю не просто выполнить задание-эксперимент, а поработать с карточками-схемами. И самим составить алгоритм опыта и сделать соответствующий вывод.
Практическая часть.
Работа с карточками-схемами.
Командам предлагается карточка-схема, по которой педагоги должны провести эксперимент и сделать соответствующий вывод.
Итог встречи.
Всякий профессиональный успех, безусловно, проявление способностей. Я очень рада этим вашим достижениям. Желаю вам и в дальнейшем успехов в вашей профессиональной деятельности, здоровья, душевных сил, удачи.