Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии


Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя
Муссориной Ирины Фёдоровны
Адрес: Новосибирская область, Татарский район, город Татарск, улица Ленина, дом 98
ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат основного общего образования
Предмет: технология
Категория: первая квалификационная категория, с 2007 года
Стаж:24 года
Электронный адрес: mussorina-.12@mail.ru1. Тема инновационного педагогического опыта: Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии
2. Концепция изменений:
- актуальность:
Ведущая педагогическая идея опыта – создание оптимальных условий для развития творческого мышления, творческой самостоятельности, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно - ориентированном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самими школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности. Ведущие положения проектной методики основаны:
· на учете особенностей личности учащихся;
· на связи идеи проекта с реальной жизнью;
· на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
· на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
· на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями.
- новизна:
Новизна состоит в создании системы работы, основанной на применении методики поэтапного приобщения учащихся к проектной деятельности на уроках технологии с целью формирования творческой личности.
- ожидаемые результаты:
повышение мотивации учащихся в учебе;
получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
предоставление каждому возможностей самореализации;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.
3. Длительность функционирования:
Длительно функционирующий (более 3 лет). Работа над опытом продолжалась в течение 5 лет.
4. Условия реализации:
Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 5 – 8 классах (по 10 часов в каждом классе отводится на раздел «Творческий проект), внеклассную работу, участие в олимпиадах (районных, областных, Всероссийских).
5. Публикации:
Информационно-методический вестник опыта работы учителей Татарского района «Путь к мастерству» (Теория и практика организации учебно-воспитательного процесса в средней школн) 2009г.
«Проектная деятельность школьников при реализации предмета технология, социальная направленность ученических проектов».
Выступление на РМО учителей технологии. Открытые уроки для учителей на РМО.
Публикации на портале НООС.
6. Описание инновационного опыта учителя (приложение)
Свою методическую работу строю на изучении передовых развивающих технологий, использую принципы развивающего обучения, выделенные З.И.Калмыковой:
принцип проблемного обучения;
принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности;
принцип специальной организации мнемонической деятельности.
Эти принципы, обеспечивают активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы. Использование принципов развивающего обучения стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает качество усвоения материала. Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: поисково-исследовательский, технологического и заключительного.
На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
Мое сотрудничество с учащимися во время реализации ими проектов можно представить следующей структурой деятельности:
Ученик Учитель
Определяет цель деятельности Помогаю определить цель деятельности
Открывает новые знания Рекомендую источники получения информации
Экспериментирует Раскрываю возможные формы работы
Выбирает пути решения Содействую прогнозированию результатов
Активен Создаю условия для активности школьника
Субъект обучения Партнер ученика
Несет ответственность за свою деятельность Помогаю оценить полученный результат

Учащийся при таком подходе является активным участником процесса познания, а не объектом, пассивно воспринимающим информацию.
Девочки по своему выбору могут выполнять как индивидуальные проекты, так и групповые.
Средства достижения цели.
Использование технологии проектного обучения я считаю наиболее целесообразным.
Основными принципами учебного проектирования являются:
•опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
•возможно большая самостоятельность учащихся;
•творческая направленность;
•практическая осуществимость проекта;
•связь с потребностями общества.
Главнейший основополагающий принцип метода проектов - исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
В своей педагогической деятельности применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.
Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленые на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины.
Система работы, которая помогает мне выявить уровень креативности школьников на уроках технологии, научить их творчески мыслить, углублять полученные знания и применять их в новых жизненных ситуациях включает:
-предварительную диагностику по выявлению уровня креативности обучающихся
-обычный урок технологии
- многообразные формы внеклассной работы;
- индивидуальные консультации с обучающимися;
- творческую самостоятельную работу самого школьника;
- участие в олимпиадах и конкурсах творческих проектов;
- итоговую диагностику;
- коррекцию своей деятельности.
Особого внимания заслуживает изучение школьников, выявление психофизиологических особенностей, интересов, склонностей каждого из них, уровня креативных способностей. Без этого невозможен личностно ориентированный подход к детям при организации их проектной деятельности, без чего, в свою очередь, она не будет успешной и тем более - творческой.
Определить этот уровень можно с помощью анкет, наблюдений, бесед, тестов, творческих заданий, предложенных О.И.Мотковым. Оценку динамики уровня креативности я вела по результатам выполнения учащимися творческих проектов, сравнивая их с прошлогодними. (Рис. 1.)
Известный учитель – новатор И.П.Волков говорил: «Обучать творческой деятельности — это, по нашему мнению, добиваться создания школьником оригинального продукта: модели, макета, литературного или художественного произведения, "изобретения", идеи решения технической задачи. В процессе творческой деятельности учащиеся должны применять усвоенные ранее знания, умения, навыки, осуществлять их перенос (использовать для разных целей, в разных условиях), комбинировать известные способы деятельности, находить новые пути решения задач».
Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков: - «замысел – реализация – рефлексия». На первом этапе ученицы выдвигают идею проекта и обосновывают ее.
Тематика творческих проектов определяется содержанием обучения в данном классе и индивидуальными особенностями школьниц. Это является одной из проблем проектного обучения, так как часто ученицы 5-6 классов выбирают тему проекта, которая не соответствует их силам. На данном этапе я предлагаю девочкам тематику проектов, подходящую их личностным особенностям и запасу полученных знаний. Необходимое знание и правильные ответы на возникающие вопросы ученицам нужно добывать собственными силами — именно этому я и стараюсь учить в первую очередь. А лучший способ такого учения — заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта.
В ходе работы над проектом я подсказываю лишь общее направление и главные ориентиры маршрута поисков. Я говорю ребенку: «Хорошо, сейчас ты еще не знаешь требуемого ответа. Но давай порассуждаем, как к нему прийти. Поищем ответ с помощью мысленного эксперимента. Выдвинем гипотезу, т.е. предположительную идею и примем ее в качестве исходного допущения.» Чтобы научить учащихся грамотному отбору оригинальной идеи, которую можно реально воплотить в жизнь я применяю на уроках методы проблемного обучения. Начиная с 5 класса, использую элементы проблемного преподавания – 1 уровень проблемного обучения. В 6 классе веду со школьницами проблемный диалог, создаю небольшие проблемные ситуации.
При объяснении нового материала по теме «Свойства шерстяных и шелковых тканей» девочки самостоятельно добывают знания из учебного пособия. Затем я их привлекаю к беседе, в ходе которой дети стараются ответить на проблемные вопросы!
- Почему шелковые ткани имеют более высокую прочность?
-Почему шерстяная ткань обладает высокой пылеемкостью?
- Почему из шелковой ткани нельзя шить зимнюю одежду?
Использование проблемных вопросов в процессе объяснения нового материала способствует повышению интереса к учебному предмету, развитию логического мышления учащихся, учит навыкам самостоятельной работы, что необходимо для выполнения творческих проектов, а следовательно развития креативности.
Использую в своей практике уроки развития критического мышления. Одна из основных целей технологии развития критического мышления научить ученика мыслить самостоятельно, осмыслять, структурировать, передавать информацию в таком виде, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Структура урока развития критического мышления определяется конкретными последовательными стадиями, но конечная цель - создать такую атмосферу, в которой учащиеся совместно с учителем, активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, опровергают или расширяют знания по предложенной теме.
Этапы технологии развития критического мышления:
1. Вызов, во время которого у учащихся активизируются имеющиеся знания по предложенной теме, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения нового учебного материла.
2. Осмысление, в ходе этого этапа учащиеся работают с новым текстом индивидуально, в парах, в группах, всем классом, при этом они структурируют учебный материал, составляя схемы, таблицы, блоки, кластеры и др.
3. Размышление (рефлексия).

На стадии реализации проекта или технологическом этапе главной задачей школьниц является самостоятельная работа по изготовлению изделия, что предполагает выполнение девочками определенных технологических операций, т.е. применение необходимых знаний, умений и навыков. На данном этапе выбор методов и средств обучения всецело подчиняется цели успешного её проведения. На уроках технологии дети должны как можно больше самостоятельно работать головой и руками, думать и делать. Только таким путем они смогут овладеть знаниями, умениями и навыками, научатся не говорить о работе, а работать. Я стараюсь на уроке все подчинить этой задаче. Теоретические сведения даю учащимся, главным образом, в форме вводного инструктажа перед работой и в ходе нее, причем отбираю только те, которые необходимы для практической работы. Здесь я использую различные методы обучения: наглядные, словесные, практические. Независимо от возраста учащихся я стараюсь применять как можно больше наглядных пособий, образцов пооперационной обработки деталей и узлов изделия, учебных таблиц по разным разделам программы, чертежей швейных изделий, пооперационных карт.
В 5-6 классах обязательно перед самостоятельной работой показываю приемы и способы выполнения трудовых действий, чтобы зрительное восприятие помогало учащимся в работе. Ведь не даром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сорок раз услышать». Пятиклассницам еще трудно самостоятельно разбираться в технологических картах и чертежах, им требуется моя помощь, а семиклассницы могут уже самостоятельно получать знания из технологических карт и выполнять инструкции. В данном случае показать способы выполнения трудовых действий я предлагаю сильным учащимся, которые могут осуществить контроль за выполнением работы другими девочками. Это способствует воспитанию ответственности, сознательному выполнению действий, развитию навыков самоконтроля, что обязательно при выполнении творческого проекта.
При выполнении учащимися творческих проектов по изготовлению швейных изделий хорошие результаты обучения дает метод работы учащихся по инструкционным и технологическим картам, которые позволяют решать разнообразные технические и технологические задачи. Сравнивая образец со своим изделием, они видят свои недостатки и своевременно их устраняют. Это способствует развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля, умению читать чертежи и выполнять технические рисунки, анализировать результаты своей работы, творчески применять полученные знания для изготовления изделий.
Работа учащихся над проектом предполагает допущение множества ошибок, которые они должны научиться вовремя замечать и исправлять, а, следовательно, искать новые пути решения проблемы, развивая при этом воображение и творческое мышление.
Результативность опыта. Подготовка учащихся к жизни и труду всегда была важнейшей задачей школы, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовывать свой творческий потенциал.
Результатом моего опыта является качество выполнения учащимися творческих проектов. Из диаграмм видна положительная динамика уровня креативности учащихся к 7 классу. (Рис. 1.)
70866049530
Рис. 1.
Одним из важных показателей качества знаний обучающихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на олимпиадах и конкурсах.
Имея опыт работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:
повышение мотивации учащихся в учебе;
получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
предоставление каждому возможностей самореализации;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.
7. Экспертное заключение: А.Н.Козлов – директор МБОУ школы-интерната; Петрова Е.Л. – зам.директора по УР; Алейникова М.Г. – руководитель МО учителей технологии школы
8. Возможные формы изучения, обобщения и диссеминации личного инновационного опыта: знакомство с материалами на личном сайте учителя; информационно-методический вестник опыта работы учителей Татарского района «Путь к мастерству» (Теория и практика организации учебно-воспитательного процесса в средней школн) 2010г; «Проектная деятельность школьников при реализации предмета технология, социальная направленность ученических проектов»; выступление на РМО учителей технологии; открытые уроки для учителей на РМО; публикации на портале НООС.