Проектирование опытно-экспериментальной работы по теме «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках»
Проектирование опытно-экспериментальной работы по теме «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках»
Актуальность темы.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность самостоятельно мыслить была бы не нужна.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Обоснование темы
На современном этапе развития, в связи с изменяющимися требованиями, предъявляемыми к ученику, возникла необходимость во введении таких технологий, методов и форм обучения, которые бы решали многие актуальные проблемы образования:
социальной адаптации выпускников;
формирования инициативной позиции;
развития самостоятельности, нестандартности мышления;
обеспечения заинтересованности в получении новых знаний.
Тема
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках
Объект исследования
Учебно-воспитательный процесс преподавания в 10-11 классах школы. Различные формы и методы организации самостоятельной работы в обучении.
Предмет исследования
Использование методов и приёмов самостоятельного обучения при изучении предметов как средство развития мыслительной деятельности учащихся.
6.Цель исследования
Исследовать эффективность применения форм и методов организации самостоятельной работы на уроках учащихся как средство для развития мыслительной деятельности учащихся.
Обеспечить качественный уровень образования школьников на основе организации самостоятельной работы на уроках.
7.Задачи
Изучить теоретическую литературу по проблеме организации самостоятельной работы учащихся на уроках.
Создать условия для организации образовательного процесса с использованием различных форм и методов самостоятельной работы на основе диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей школьников.
Изучить эффективность организации самостоятельной работы учащихся на уроках посредством использования элементов новых технологий обучения, активных форм и методов, способствующих повышению уровня обученности, развития и познавательной активности учащихся.
Создать условия для подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы и колледжи .
8.Гипотеза
Если системно строить программу организации самостоятельной работы учащихся на уроках в соответствии с их возможностями, на основе уровня обученности, развития и интереса учащихся, то окажется возможным предъявить к ним высокие (но посильные) требования, что позволит получить более высокие образовательные результаты, таким образом решится проблема максимального развития у учащихся задатков в области познавательной деятельности, подготовки к обучению в ВУЗах и колледжах и к труду, жизни в современном мире, создания интеллектуальной элиты.
9.Методика исследования
Исследование по организации самостоятельной работы учащихся на уроках предусматривает 2 этапа:
1этап – подготовительный (2012-2013 г.)
1.Подбор, изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме с целью определения теоретических основ ОЭР, состояния разработанности избранной проблемы и описания ключевых понятий.
2.Проведение теоретического семинара, тематического методического дня, индивидуальных консультаций, посещение уроков.
3.Наблюдение, анализ, выводы, рекомендации.
2 этап. (2013-2014 г.)
1.Разработка критериев эффективности для достижения результатов ОЭР на основе государственного стандарта образования
2.Проведение контроля за ходом реализации исследования один раз в полгода, внесение корректив в планы.
3.Анализ конечных показателей и предварительное обобщение исходных и конечных данных исследования.
4.Обобщение и распространение передового опыта учителей-исследователей: подготовка наглядного и дидактического материалов, моделей уроков и внеурочных мероприятий, докладов, таблиц, схем и т.д., составление методических пособий.
10.Предполагаемые результаты
Повышение качества знаний учащихся, повышение уровня познавательных интересов учащихся, рост у них чувства собственного достоинства. Создание позитивных условий для подготовки к ЕНТ. Увеличение количества выпускников, поступивших в ВУЗы и колледжи.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15