Итог опытно-экспериментальной работы по активизации творческой деятельности учащихся.
Итог опытно-экспериментальной работы
по активизации творческой деятельности учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основе личностного подхода к обучению предлагаем методику организации и проведения уроков технологии, способствующую активизации творческой деятельности учащихся; методические разработки «Бизнес-плана», «Устав», контрольных работ по разделу – «Рукоделие» (вышивка).
Исследования подтвердили предположение о том, что существуют богатейшие резервы учебно-воспитательного процесса при изучении творческой активности учащихся. Выбор опорных тем разделов, методов изучения программного материала, заострение внимания на самостоятельной творческой деятельности влияют на эффективность воздействия комплексных учебных заданий, на личность учащегося, формирование его творческой активности.
Наблюдение за жизнью экспериментальных групп подтверждают, что творческая деятельность более эффективно проявляется как на уроке, так и во внеурочное время, если материал учебных заданий носит творческий характер, предполагает свободное общение и вызывает интерес к предмету и личности учителя.
Важнейшим принципом организации этой деятельности является принцип соответствия руководства и самоорганизации, саморазвития, самоуправления учащегося.
Данные констатирующего этапа позволили вскрыть актуальные вопросы развития творческой активности учащихся (состояние работы по развитию творческой деятельности в школе, уровень понимания учащимися ключевых понятий проблемы, роль учителя в развитии творческой деятельности учащихся) разработки диагностических заданий развития творческой активности учащихся и введение этих заданий в учебно-воспитательный процесс.
В исследовании нашли отражение уровни сформированности показателей интереса к творчеству и стремление включиться в творческий процесс. Были установлены уровни сформированности вышеуказанных показателей учащихся – низкий, средний, высокий.
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности учащихся происходила с учетом анализа диагностических исследований. Совершенствование этого процесса шло за счет использования широких возможностей содержательного материала предмета «Технология». Осуществления дифференциального подхода к учащимся с учетом их принадлежности к тому или иному уровню сформированности показателей – стремление включиться в творческий процесс и индивидуальных возможностей, стремления учителя воспитывать не созерцательный, а деятельностный подход, в необходимости повышения их творческой культуры, формировании активной позиции, прежде всего в учебной деятельности.
В результате опытно-эксперементальной работы был организован процесс развития творческой активности учащихся.
Исследование актуализировало проблему развития творческой активности личности, раскрыло благоприятные тенденции ее влияния на развитие личностных качеств учащихся.
Нами были выявлены условия, оказывающие влияние на эффективность развития творческой деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе:
- организация творческой деятельности учащихся;
- включение в учебно-познавательный процесс игровых форм учебной деятельности с художественно-коммуникативным содержанием;
- использование форм, методов, приемов и средств, стимулирующих активность, самостоятельность, познавательный интерес.
Таким образом, в процессе учебно-воспитательной работы организованной с учетом необходимости развития творческой активности учащихся, была достигнута цель исследования.
Проведенное исследование вскрыло ряд нерешенных проблем и привело к выводу, что изучение творческой активности вовсе не исчерпывается данным исследованием, так как за его пределами остались многие вопросы, требующие дальнейшего изучения.
Теоретическая проблема творческой активности находит выход в дидактику. Важным представляется рассмотрение вопроса о значимости творческой активности для познавательной деятельности, выявление места творчества в учебном процессе.
Одним из важнейших вопросов, вставших перед исследователем во время работы, был вопрос о соотношении творческой деятельности учащихся и учителя. Этот вопрос не рассматриваем подробно в данной работе, так как это отдельная тема исследования.
Включение комплексных учебных заданий в организацию учебно-воспитательного процесса на уроке технологии позволило:
Значительно повысить познавательный интерес учащихся к творческой деятельности. К заданиям: проект, деловая игра, мозговой штурм, самостоятельные контрольные работы теоретической и практической направленности и другим способствующих активизации творческой деятельности;
Подтвердить эффективность воздействия комплексных учебных заданий на развитие общеучебных умений, что позволило увеличить число учащихся с высоким и средним уровнем сформированности организационных, коммуникативных и познавательных умений и заметно увеличить показатели обученности учащихся по итогам защиты проектов;
Применить адаптивную систему обучения в организации самостоятельной работы учащихся, что дало увеличение затраты времени на самостоятельную деятельность учащихся девятого класса на уроке до 76% учебного времени урока;
Повысить уровень сформированности обобщенных познавательных умений;
Определить эффективность учебной деятельности учителя первым (высшим) уровнем требований по Третьякову П.И.;
Вызвать интерес учащихся к кружкам творческой направленности, которые соответствуют предметам, способствующим развитию учебно-познавательной деятельности (коммуникативной, художественной, игровой);
Выявить с помощью самооценки учащихся эффективность влияния проекта на приобретение знаний, умений, навыков необходимых в профессиональном самоопределении, что является показателем творческого характера заданий (проективная методика, анкетирование и т.п.).
Увеличить число учащихся, аттестованных на 5 по технологии с 11 до 19 человек и достигнуть уровня обученности в девятых классах до 0,72;
Учащимся получить навыки самостоятельной работы, поиска путей решения возникающих проблем, научиться работать с учебно-методической литературой, ответственно и творчески решать жизненные проблемы.
Все вышеуказанное, в том числе диагностика и ее анализ, проведенный в экспериментальных классах, подтвердили положение о том, что комплексные учебные задания, построенные на основе проектного подхода в обучении, удовлетворяют своим содержанием педагогические условия.
Это значит, что те задачи, которые ставит перед собой школа в современных условиях, были выполнены в большем объеме, чем при традиционном обучении.
Анализ работы, проводимый в экспериментальных классах, подтверждает положение о том, что комплексные задания, построенные на основе проектной деятельности, и удовлетворяющие своим содержанием педагогические условия развития основных компонентов творческой активности (познавательный интерес, самостоятельность, общеучебных умения) и актуализирующие взаимосвязанные виды деятельности могут стать эффективным средством развития творческой активности учащихся на уроках технологии. Это означает, что гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, подтвердилась.
Результаты проделанной работы по активизации творческой деятельности учащихся отражены в наших достижениях (итогами олимпиад 4 места в 10 и 11 классах, 9 место в девятом классе; участие Межрегиональной конференции – конкурсе исследовательских и проектных работ «Первые шаги»; грамоты учителя, сертификат учителя участника семинара: «Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе», сертификат компании Мастер – Софт).