Использование культурных практик в рамках работы кружка по художественному творчеству «Мастерилка»


Использование культурных практик в рамках работы кружка по художественному творчеству «Мастерилка»
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».
В.А.Сухомлинский
 Известно, что умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества.
С введением ФГОС ДО появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». По нашему мнению, кружковая работа с воспитанниками по ручному творчеству, порой, ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения это и есть проявление культурной практики в ДОУ. Специально организованная деятельность происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. 
Для достижения цели и решения конкретных задач в своей работе я стараюсь использовать разнообразные техники и приемы работы с различными материалами. Изготовление своими руками красивых поделок вызывает у детей интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности.
Цель; (слайд) Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
учить создавать коллективные работы.
Разработка и организация работы кружка «Мастерилка» стала необходимым условием развития ребенка как творческой личности.
Работа в кружке «Мастерилка» по ручному труду рассчитана на детей среднего возраста на один учебный год и включает в себя несколько блоков:
Работа с детьми 34 занятия («Грибочек для ежика», «Веселые зайчата», «Совушка Сова»), в ходе которых дети узнают о том, что можно использовать не только краски, кисточку, бумагу, но и нетрадиционный и бросовый материал (шишки, перышки, палочки, песок, листочки и т.д.). Работа с родителями совместные занятия, мастер классы, круглые столы, выставки («Научи меня играть с бумагой», «Осеняя фантазия» )Работа с социумом участие в выставках ДОУ (участие в конкурсном движении «Художественная мозаика»)
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.
Созданная в нашей группе предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.